Решение задач обеспечения единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, разработки требований к базовой части содержания педагогического образования, его результатам и условиям реализации предусматривает:
разработку единого подхода к осуществлению предметной, методической, психолого-педагогической подготовки будущих учителей и всестороннему раскрытию заложенного в них воспитательного потенциала для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, которые включают подготовку студентов к работе с различными категориями детей (лица с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, работа с полиэтническим, поликонфессиональным составом обучающихся и др.);
переход на модульный подход проектирования и реализации образовательных программ высшего образования, основанный на единстве теоретических и практических дисциплин в достижении компетенций;
повышение уровня предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, в том числе за счет установления не менее 50 процентов временных затрат на предметную и методическую подготовку;
включение в программы подготовки педагогических кадров сквозной траектории формирования исследовательских компетенций педагога;
разработку единых требований к базовой части содержания образования в процессе проектирования образовательных программ всех уровней, а также разработку и апробацию механизма постоянного обновления учебных планов;
создание системы мониторинга качества программ подготовки педагогических кадров с активным включением в нее объективных данных и мнения работодателей;
создание системы непрерывного обучения специалистов, ответственных за разработку и реализацию образовательных программ образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров;
разработку и внедрение единых требований к организации и проведению всех видов практик для обучающихся по программам подготовки педагогических кадров;
совершенствование инфраструктуры образовательных организаций, включая модернизацию учебно-производственной базы педагогических вузов;
поддержку распространения сетевой формы реализации образовательных программ высшего образования;
разработку механизма грантовой поддержки организаций высшего образования в целях реализации академической мобильности студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров.
Решение задачи обеспечения единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, а также к процессу подготовки педагога к осуществлению воспитательной деятельности, к поддержке образовательно-воспитательного потенциала семьи предусматривает:
разработку и внедрение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на воспитание обучающихся, обеспечивающих приобщение будущих педагогов к культуре, истории России, самореализацию личности, формирование компетенций для выполнения функций классного руководителя и вожатого, для организации деятельности детского, в том числе разновозрастного и поликультурного коллектива, для организации творческой деятельности обучающихся, для работы с родителями, решения задач инклюзивного образования и формирования опыта работы с детьми, имеющими особые потребности в образовании;
увеличение количества обучающихся, привлекаемых к добровольческой (волонтерской) и социально значимой деятельности и вожатской практике;
формирование воспитывающей среды образовательных организаций, создающей условия для личностного и профессионального развития обучающихся, формирования у них социально значимых, нравственных качеств, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения.
Решение задачи совершенствования системы оценки качества подготовки педагогических кадров предусматривает:
создание системы оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников в рамках государственной итоговой аттестации, регулируемой федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального и высшего образования, включая государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы, предполагающей комплексную оценку результатов освоения образовательной программы, путем внедрения профессионального (демонстрационного) экзамена как одной из обязательных форм проведения государственной итоговой аттестации;
внедрение механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности, в том числе на этапе обучения, предусматривающей определение уровня соответствия студента и выпускника требованиям профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, разработку механизмов учета результатов государственной итоговой аттестации при аттестации педагогических кадров и формировании индивидуального портфолио педагога, в том числе с использованием инструментов существующих информационных систем;
формирование системы профессионально-общественной экспертизы качества и условий подготовки педагогических кадров с привлечением ведущих профессиональных ассоциаций и объединений работодателей;
создание системы мониторинга результатов освоения студентами программ подготовки педагогических кадров (в том числе в рамках промежуточной аттестации и с учетом академических свобод образовательных организаций), предполагающего сравнительный анализ результатов общего и профессионального образования по всем уровням образования субъектов Российской Федерации, персонально ориентированного на мотивацию саморазвития студентов.
Решение задачи развития кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, предусматривает:
развитие аспирантуры и докторантуры, формируемой на базе авторитетных научных школ российских образовательных и научных организаций, ведущих педагогические исследования;
развитие педагогической магистратуры, обеспечивающей формирование и воспроизводство исследовательских компетенций в педагогической среде, включение педагогов-исследователей в актуальную национальную и глобальную исследовательскую повестку;
повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, по приоритетным направлениям развития науки и образования на базе ведущих педагогических и классических университетов, обеспечение постоянной экспертизы качества реализации данных программ, развитие академической мобильности преподавателей;
реализацию сетевых форматов повышения квалификации для молодых преподавателей, вовлеченных в реализацию образовательных программ подготовки педагогических кадров.
Решение задачи внедрения системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии, предусматривает:
реализацию проектов, направленных на приобретение обучающимися первоначального педагогического опыта в форме участия в социальных проектах, вожатской и волонтерской деятельности, реального общения с детьми в рамках специально организованной педагогической практики;
развитие сети профильных психолого-педагогических классов (групп), реализацию программ методического сопровождения педагогов, работающих в психолого-педагогических классах (группах), в том числе с использованием информационной и материально-технической базы образовательных организаций высшего образования;
внедрение механизмов учета индивидуальных достижений выпускников классов (групп) психолого-педагогической направленности, в том числе при поступлении на обучение по программе подготовки педагогических кадров.
Решение задач привлечения к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер, расширения подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющейся системы общего и дополнительного образования детей предусматривает:
формирование механизмов получения педагогического образования лицами, обучающимися (обучавшимися) по иным образовательным программам высшего образования;
развитие педагогических магистратур, обеспечивающих подготовку педагогов с междисциплинарным компетентностным профилем;
развитие практики приема на обучение по программам подготовки педагогических кадров выпускников общеобразовательных организаций, желающих получить высшее педагогическое образование, в том числе на условиях договора о целевом обучении;
разработку нормативной базы для проектирования и реализации образовательных программ профессионального образования всех уровней по программам подготовки педагогических кадров с соблюдением принципа преемственности и сокращения сроков обучения для профессиональных образовательных организаций;
проведение широкомасштабных исследований, направленных на выявление потенциальных запросов рынка труда и сферы образования, а также психолого-педагогических исследований, направленных на выявление закономерностей развития детей, подростков и юношества;
интеграцию в программы подготовки педагогических кадров модулей, позволяющих получить выпускнику несколько квалификаций (вожатый, педагог дополнительного образования и др.);
создание системы экспертизы и распространения опыта проектирования программ подготовки и переподготовки педагогических кадров по новым специальностям, в том числе за счет реализации сетевого сотрудничества;
включение в образовательные программы бакалавриата и специалитета непедагогических направлений подготовки (специальностей) дисциплин (модулей), обеспечивающих формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по программам подготовки педагогических кадров, в целях обеспечения готовности к осуществлению педагогической деятельности выпускников программ бакалавриата непедагогических направлений подготовки (специальностей) (при выборе соответствующих типов задач);
привлечение организаций, отнесенных к федеральным и региональным инновационным площадкам по направлению "Педагогическое образование", для разработки и распространения новых образовательных программ, научно-методических основ воспитания, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий.
Решение задач обеспечения включенности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, в федеральную и региональную образовательную повестку, привлечения потенциальных работодателей в систему подготовки педагогических кадров для достижения высокого качества образования предусматривают:
создание при образовательных организациях высшего образования советов партнеров (работодателей) с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в сфере труда и занятости, профессиональных общественных организаций и ассоциаций выпускников и профильных сообществ, в том числе в формате окружных и региональных образовательных кластеров;
внедрение единых механизмов формирования прогноза региональной кадровой потребности в педагогах и перечня востребованных образовательных программ подготовки педагогов;
совершенствование механизмов формирования запроса (в соответствии с реальными потребностями субъектов Российской Федерации) на выделение контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
совершенствование системы целевого обучения, особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям, в том числе обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
обеспечение закрепления в профессии начинающих педагогов, в том числе посредством построения совместно с образовательными организациями и работодателями индивидуальных маршрутов постдипломного сопровождения.
Решение задачи включения системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни предусматривает:
внедрение образовательных цифровых сервисов для формирования у студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров, опыта освоения содержания образования в смешанном формате, опыта проектирования и освоения цифровых образовательных ресурсов, других компонентов цифровой грамотности;
активизацию применения в образовательных организациях электронной образовательной среды, включающей различные цифровые сервисы для обучающихся и преподавателей;
включение в программы подготовки педагогических кадров цифрового контента (включая учебники и тренажеры), средовых решений, используемых в современной цифровой школе, инструментов использования в профессиональной деятельности больших данных;
конструирование и реализацию новых магистерских программ, направленных на подготовку педагогов-проектировщиков технологических и содержательных цифровых решений для современной школы.
Решение задачи повышения статуса русского языка и литературы в программах подготовки педагогических кадров, обеспечения развития языковых практик на русском языке предусматривает:
включение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на развитие культуры русского языка и культуры чтения, а также дисциплин (модулей), формирующих компетенции в области академической риторики и организации просветительской деятельности, создание условий для развития культуры устной и письменной речи на русском языке;
организацию просветительских мероприятий для российских студентов, направленных на информирование российской молодежи о положении русского языка в мире, о востребованности профессии преподавателя русского языка как родного и как иностранного, о возможностях профессиональной реализации в данном направлении;
внедрение дополнительных образовательных программ, развивающих культуру чтения и культуру речи будущих педагогов и направленных на формирование российской идентичности;
продвижение российских традиций и передового современного опыта в международное научно-педагогическое пространство в целях повышения узнаваемости и репутации в мире (публикация наследия ведущих российских педагогов, поддержка крупнейших научных мероприятий со значительной долей иностранных участников, целенаправленное стимулирование публикаций, посвященных актуальной российской образовательной практике, в авторитетных мировых издательствах и высокорейтинговых журналах).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей