5. Порядок организации реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
5. Порядок организации реинтродукции редких и находящихся
под угрозой исчезновения объектов животного мира
5.1. Организация реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны объектов животного мира и среды их обитания и включает четыре этапа:
I этап - подготовительный, включающий оценку современного состояния вида (подвида, популяции), необходимости и эффективности мероприятий по его реинтродукции, принятие решения о разработке программы реинтродукции;
II этап - разработка и утверждение программы реинтродукции;
III этап - реализация программы реинтродукции;
IV этап - оценка эффективности программы реинтродукции на основании результатов мониторинга.
5.2. Программы реинтродукции могут быть федерального или регионального уровня. Программы реинтродукции федерального уровня разрабатываются и реализуются для восстановления объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации с первым природоохранным статусом (объекты животного мира, для которых требуется незамедлительное принятие комплексных мер, включая разработку и реализацию стратегии по сохранению и/или программы по восстановлению (реинтродукции). Программы реинтродукции регионального уровня могут разрабатываться и реализовываться для восстановления объектов животного мира, занесенных в красные книги субъектов Российской Федерации, в границах соответствующих субъектов Российской Федерации.
5.3. Инициатором работ по разработке программ реинтродукции могут выступать органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственные учреждения, общественные и иные организации, а также граждане Российской Федерации.
5.4. Участниками программ реинтродукции могут выступать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственные учреждения, научные и природоохранные организации, юридические и физические лица, оказывающие материальную, финансовую и иную помощь в реализации программ реинтродукции.
Участники программ реинтродукции, перечисленные в данном разделе, осуществляют мероприятия, предусмотренные настоящими методическими рекомендациями.
5.5. На первом, подготовительном, этапе осуществляются:
- анализ литературных источников, ведомственных и иных документов, результатов оригинальных исследований для подготовки обоснования целесообразности программы реинтродукции;
- подготовка предложений по реинтродукции, включающих обоснование необходимости реинтродукции, информацию об источниках получения объектов животного мира для осуществления реинтродукции (или разведения в целях реинтродукции их потомков), предлагаемых местах выпуска объектов животного мира, возможных социально-экономических и иных последствиях реинтродукции, а также картографический материал, отражающий границы исторического (естественного) и современного ареала реинтродуцируемого вида, размещение существующих (при наличии) и воссоздаваемых популяций;
- направление в Минприроды России предложений по реинтродукции;
- рассмотрение Минприроды России с привлечением совещательных органов, созданных при Минприроды России, предложений по реинтродукции и принятие решения о разработке программы реинтродукции федерального уровня, с определением сроков и исполнителей ее подготовки, согласование предложений о разработке программы реинтродукции регионального уровня.
5.6. На втором этапе осуществляются разработка и утверждение программы реинтродукции.
Рекомендуется включать в программу реинтродукции следующие разделы:
- обоснование необходимости реинтродукции с указанием целевых количественных показателей (количества особей, группировок, популяций и их численности), характеризующих создание устойчивой жизнеспособной популяции в природе);
- информацию о таксономическом статусе объекта животного мира, включающую актуальные сведения о структуре и таксономическом статусе восстанавливаемого вида (подвида, популяции) вне зависимости от того, на каком уровне объект животного мира занесен в Красную книгу Российской Федерации и Красный список МСОП);
- характеристику биологических, экологических и иных особенностей вида (подвида, популяции), включающую информацию о современном состоянии вида (подвида, природных популяций, динамике его ареала и численности, факторах, определивших это состояние, анализ биологических, экологических и этологических особенностей вида (подвида, популяции), его роли в экосистеме. При наличии диких природных популяций целесообразно дать оценку критических условий существования вида (подвида, популяции), предпочитаемых условий среды обитания, особенностей адаптации к условиям среды обитания, социального поведения, состава групп, площади участка обитания, потребности в укрытиях и питании, трофического поведения, наличия естественных врагов, конкурентов и болезней;
- описание современного и исторического состояния вида (подвида, популяции), включая динамику ареала, численности, изменения половозрастной и социальной структуры популяций;
- анализ факторов, определивших современное состояние вида (подвида, популяции);
- характеристику мест обитания в границах исторического (естественного) ареала, отвечающих биологическим потребностям вида (подвида, популяции), включая информацию, необходимую для принятия решения, о возможности формирования устойчивых жизнеспособных популяций на выявленных территориях, в том числе:
сведения о местоположении территорий, их физико-географических, климатических и иных особенностях;
характеристику среды обитания и соответствие ее показателей биологическим потребностям реинтродуцируемого вида (подвида, популяции): состояние кормовой базы и емкость угодий, наличие потенциальных мест размножения, убежищ;
расположение потенциальных мест обитания, отличающихся комплексом наиболее благоприятных условий, необходимых для воссоздания группировок вида (подвида, популяции), наличие экологических коридоров, обеспечивающих возможность обмена генетическим материалом между различными группировками);
- анализ потенциальных угроз (врагов, конкурентов, патогенных организмов) в местах, потенциально пригодных для реинтродукции, включающий оценку количественных и качественных характеристик рисков для особей реинтродуцируемого вида (подвида): потенциальных врагов и видов-конкурентов, в том числе видов, занявших экологическую нишу реинтродуцируемого вида (подвида), а также результаты исследований по оценке благополучия территорий);
- обоснование необходимых мероприятий по улучшению качества среды обитания (в том числе, увеличение численности кормовых объектов), повышению эффективности охраны объектов животного мира и мест их обитания;
- прогнозируемые риски, связанные с реализацией реинтродукции;
- информацию о возможных источниках получения объектов животного мира для реинтродукции на основе существующих данных или результатов генетической экспертизы, подтверждающей видовую (подвидовую) принадлежность объектов животного мира, количество требуемых объектов животного мира, их возраст и пол, сроки предоставления, включающую результаты проведенного анализа генетических ресурсов, необходимых для реализации программы реинтродукции (необходимое количество объектов животного мира для реинтродукции);
предложения по формированию групп для реинтродукции, исходя из их половозрастного соотношения, родства объектов животного мира, сроков и условий поставки;
предложения по различным источникам получения объектов животного мира: природные группировки (популяции), российские и зарубежные центры содержания/разведения;
предложения по методам отлова и специальным сооружениям для отлова объектов животного мира, способах транспортировки объектов животного мира к месту проведения карантина и осуществлению дальнейшей работы по разведению и подготовке объектов животного мира для выпуска;
рекомендации по получению объектов животного мира для реинтродукции из природных популяций, центров разведения, основанные на актуальной достоверной информации об их видовой (подвидовой) принадлежности, а при ее отсутствии - на результатах специальных генетических исследований;
перечень показателей для отбора объектов животного мира для реинтродукции, с учетом оценки генетической близости объектов животного мира с исходным аборигенным генетическим фондом, физического и психического состояния объектов животного мира, наличия аналогичных морфометрических, физиологических, экологических и этологических характеристик, естественных для вида навыков, сформированного видоспецифического поведения;
предложения о возможности переселения (транслокации) объектов животного мира, в случае отсутствия негативного влияния изъятия объектов животного мира на состояние существующих популяций);
- план мероприятий по реинтродукции объектов животного мира с указанием наименования мероприятия, периода и места проведения, количественных показателей (в том числе, по увеличению численности популяции и занимаемой площади), потенциальных участников, включая комплекс мероприятий по реинтродукции, в том числе направленных на обеспечение эффективности реализации программы реинтродукции, работу с населением, улучшение качества среды обитания и охраны, создание (при необходимости) инфраструктуры для отлова и передержки объектов животного мира, осуществления карантинных мероприятий, оценку транспортной логистики, требований по перевозке объектов животного мира, выполнение требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и стран-поставщиков объектов животного мира, требований законодательства в области охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира);
- раздел, включающий вопросы, связанные с исполнением ветеринарных требований на всех стадиях работы с объектами животного мира, в процессе содержания, подготовки к выпуску объектов животного мира в природу, риски возникновения конфликтных ситуаций с человеком и сельскохозяйственными животными и возможным вариантам их разрешения;
- план и методику ведения государственного мониторинга объектов животного мира, включая основные подходы по организации мониторинга воссоздаваемых (пополняемых) популяций;
- оценку рисков реализации программы реинтродукции, исходя из особенностей правового регулирования использования объектов животного мира, трансграничного перемещения объектов животного мира, наличия и своевременности поставки объектов животного мира для реинтродукции, подготовки территорий для выпуска, создания инфраструктуры, отношения местного населения и других позиций;
- оценка эффективности программы реинтродукции, включая перечень показателей, на основании которых проводится анализ эффективности программы реинтродукции);
- перечень потенциальных участников программы реинтродукции, включая перечень юридических и физических лиц, участвующих в реализации программы реинтродукции, а также описание их деятельности и зоны ответственности в рамках реализации программы реинтродукции);
- картографический материал, отражающий границы исторического (естественного) и современного ареалов реинтродуцируемого вида, размещение существующих (при наличии) и воссоздаваемых популяций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей