I. Особенности организации и осуществления методической деятельности в области подготовки научных и научно-педагогических кадров в интересах обороны государства

I. Особенности организации и осуществления

методической деятельности в области подготовки научных

и научно-педагогических кадров в интересах

обороны государства

1. Методическая деятельность в области подготовки научных и научно-педагогических кадров в интересах обороны государства в адъюнктуре военных образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее - адъюнктура, образовательные организации, НИО, Министерство обороны соответственно), направлена на совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий дисциплин (модулей), включенных в программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре (далее - программа адъюнктуры) и (или) направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов.

2. Методическую деятельность в НИО организует организационно-плановый отдел или иное структурное подразделение, на которое возложены функции по организации методической деятельности в области подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре (далее - организационно-плановый отдел), который разрабатывает план методической деятельности на учебный год и контролирует его выполнение.

Методическая деятельность в области подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре НИО включает:

организацию и проведение учебно-методических совещаний, научно-методических семинаров и методических занятий;

рассмотрение методик обучения на заседаниях научно-технических советов, кафедр и предметно-методических комиссий;

повышение педагогического мастерства научных работников и педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава (далее - преподаватели, преподавательский состав);

организацию и проведение контроля учебных занятий;

внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий;

разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий;

изучение, обобщение и распространение опыта педагогической работы.

3. Повышение педагогического мастерства научных работников и преподавательского состава осуществляется в ходе проведения методических совещаний, научно-методических семинаров и методических занятий, при рассмотрении методик обучения на заседаниях научно-технических советов, кафедр и предметно-методических комиссий.

4. Методические совещания проводятся в целях рассмотрения конкретных вопросов методики проведения учебных занятий, обеспечения взаимосвязи дисциплин и иных вопросов организации образовательного процесса.

Методические совещания организуются и проводятся начальником НИО, его заместителями, начальником организационно-планового отдела или начальником кафедры (иного структурного подразделения НИО, осуществляющего подготовку адъюнктов) (далее - кафедра).

5. Научно-методические семинары проводятся в НИО. На них рассматриваются результаты научных исследований по вопросам внедрения образовательных технологий, методов и средств обучения и иные вопросы совершенствования подготовки адъюнктов.

6. Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам НИО.

Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам рабочей программы учебной дисциплины в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов.

Показные занятия проводятся преподавателями в целях показа образцовой организации и методики проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий. На них приглашаются лица из числа научных работников и преподавательского состава. Показные занятия могут проводиться в форме мастер-классов.

Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения.

Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий с адъюнктами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся без обучающихся перед преподавателями.

Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (предметно-методической комиссии) и (или) на совещании с участием присутствующих (привлекаемых) на этих занятиях.

7. На заседаниях научно-технического совета НИО не реже одного раза в год рассматриваются вопросы методической деятельности.

8. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы с адъюнктами, дополнительного профессионального образования личного состава кафедры, результаты контроля учебных занятий и иные вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником кафедры. Заседания кафедры проводятся не реже одного раза в месяц.

9. В НИО создаются предметно-методические комиссии. В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную деятельность по соответствующим дисциплинам, научные работники и представители руководящего состава НИО. Председатель предметно-методической комиссии избирается членами комиссии и утверждается начальником НИО. На заседаниях предметно-методических комиссий обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения предметно-методической комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем.

10. В целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий организуется и проводится контроль учебных занятий.

Контроль учебных занятий проводится как планово, так и внепланово.

Контроль учебных занятий проводится начальником НИО, его заместителями, начальниками организационно-планового отдела, кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями.

Контроль учебного занятия включает проверку соответствия темы и учебных вопросов тематическому плану учебной дисциплины, расписанию учебных занятий, правильности определения целей занятия, наличия у преподавателя необходимых учебно-методических документов и материалов для проведения занятия, владения преподавателем учебным материалом, способности применять разнообразные технологии обучения, эффективности использования учебного времени, степени усвоения учебного материала обучающимися, их отношения к проведенному занятию и преподавателю, своевременности начала и окончания занятия, наличия обучающихся на занятии и причины отсутствия по каждому случаю в отдельности, правильности и аккуратности ведения журнала учета учебных занятий, внешнего вида, соблюдения формы одежды преподавателем и адъюнктами, дисциплины на занятии, выполнения требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, соблюдения правил воинской вежливости, состояния учебной аудитории.

Контроль учебного занятия проводится как по всем, так и по отдельным элементам проверки.

Результаты проверки учебного занятия и оценка преподавателю отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавателя.

Организация контроля учебных занятий обеспечивается проверкой занятий, проводимых профессорами, доцентами, старшими преподавателями, преподавателями, не реже двух раз в семестр, а занятий, проводимых начальниками кафедр и их заместителями, - не реже одного раза в семестр. Учебные занятия, проводимые начальниками кафедр и их заместителями, контролируются начальником НИО, его заместителями, начальником организационно-планового отдела.

Результаты контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно на совещаниях руководящего состава НИО, а также не реже одного раза в семестр на заседаниях научно-технического совета НИО и кафедр.