II. Разработка и реализация основных профессиональных образовательных программ
4. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают основные профессиональные образовательные программы (программы среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета и магистратуры) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников (далее - квалификационные требования).
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" и федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" разрабатывают основные профессиональные образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно утвержденных образовательных стандартов <1> по образовательным программам высшего образования и квалификационных требований, утвержденных руководителями органов военного управления, в интересах которых организуется подготовка обучающихся (далее - заказчики подготовки).
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 405 "Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по образовательным программам высшего образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5491; N 37, ст. 6482).
Программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом примерных образовательных программ среднего профессионального образования.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 20.04.2023 N 232)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Квалификационные требования разрабатываются на каждую военную специальность (специализацию), реализуемую в образовательной организации.
Председателем комиссии по разработке квалификационных требований является заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), заместитель командующего родом войск Вооруженных Сил, заместитель руководителя заказчика подготовки. В состав комиссии включаются представители главных командований видов и командований родов войск Вооруженных Сил, заказчика подготовки, организаций Вооруженных Сил, а также представители образовательных организаций, на которые возложено ее осуществление.
Квалификационные требования согласовываются с Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации, утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчика подготовки и доводятся до образовательных организаций не позднее чем за один год до начала подготовки обучающихся по данной военной специальности (специализации).
6. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 16, ст. 2610) случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).
7. Образовательные организации обеспечивают осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными основной профессиональной образовательной программой:
планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы - компетенциями обучающихся, установленными федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями;
планируемыми результатами обучения (знания, умения, навыки (опыт практической деятельности) по каждой дисциплине (модулю), в том числе практике, характеризующими этапы формирования компетенций и обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
8. При формировании основной профессиональной образовательной программы элективные и факультативные дисциплины (модули) не предусматриваются.
9. Учебные планы разрабатываются образовательной организацией (институтом, филиалом) на основании федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований по соответствующей военной специальности (специализации), а для среднего профессионального образования, кроме того, - с учетом примерного учебного плана.
Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета (совета) образовательной организации (института, филиала), согласовываются с заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчиков подготовки и утверждаются начальниками образовательных организаций не позднее чем за шесть месяцев до ее начала. Учебные планы утверждаются на срок, не меньший чем полный срок подготовки обучающихся по данной специальности или направлению подготовки.
В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик и формы промежуточной аттестации по ним, состав государственной итоговой аттестации обучающихся, а также другие виды учебной деятельности с указанием их объема (трудоемкости) в зачетных единицах (часах, неделях), сроков освоения (по периодам обучения) и работы обучающихся с преподавателем (далее - контактная работа) (по видам учебных занятий), включая самостоятельную работу обучающихся в академических часах.
В целях совершенствования подготовки выпускников с учетом достижений военной науки, техники и передового опыта войск (сил), результатов анализа службы выпускников образовательная организация вносит в учебный план изменения (дополнения), предусматривающие:
введение (исключение) дисциплин при условии обеспечения выполнения установленных требований к результатам их освоения;
перераспределение времени между дисциплинами основной профессиональной образовательной программы в пределах, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
введение (исключение) в дисциплины (из дисциплин) новых тем, перераспределение времени на изучение дисциплин между периодами обучения по темам и видам занятий, но не более 25 процентов отведенного на них времени;
введение в модуль дисциплин и практик, перераспределение в его пределах времени на их изучение между периодами обучения по темам и видам занятий при условии освоения модуля.
Изменения в учебный план до утверждения рассматриваются на заседании ученого совета образовательной организации и утверждаются не чаще одного раза в год и не позднее трех месяцев до начала учебного года.
10. В календарном учебном графике отражаются:
продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения, экзаменационных сессий, каникулярных отпусков, разработки выпускной квалификационной работы и государственной итоговой аттестации;
сводные данные по бюджету времени, в том числе по каждому году обучения.
Учебный план и календарный учебный график разрабатываются и оформляются в виде единого документа.
11. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) (далее - учебная программа) и программа практики разрабатываются кафедрой (кафедрами) по каждой предусмотренной учебным планом дисциплине (модулю) и практике на основе федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований по соответствующей военной специальности (специализации), а для среднего профессионального образования, кроме того, - с учетом примерных образовательных программ среднего профессионального образования.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 20.04.2023 N 232)
(см. текст в предыдущей редакции)
Учебные программы и программы практики среднего профессионального образования вместе с тем разрабатываются с учетом примерных рабочих программ учебных дисциплин (модулей).
В рабочей программе учебной дисциплины (модуля) определяются место и роль учебной дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы, указываются планируемые результаты освоения учебной дисциплины (модуля), содержание учебной дисциплины (модуля), распределение учебного времени, выделенного на контактную работу и самостоятельную работу обучающихся, включаются график рубежного контроля успеваемости, учебно-методические указания по освоению дисциплины (модуля), описание учебно-материальной базы, фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
12. Программа практики определяет общие организационные, учебные, методические и материально-технические условия ее проведения и включает в себя:
указание вида и типа практики, способа и формы (форм) ее проведения;
перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы;
указание места практики в структуре основной профессиональной образовательной программы;
определение объема практики и ее продолжительность;
указание форм отчетности по практике;
перечень учебной литературы, а также ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемых для проведения практики;
перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;
описание учебно-материальной базы, необходимой для проведения практики.
13. По решению ученого совета (совета) образовательной организации в состав учебной программы (программы практики) включаются также иные сведения и (или) материалы.
14. Учебные программы и программы практик рассматриваются на заседаниях кафедры (ученом совете факультета, образовательной организации (института, филиала), подписываются начальником кафедры и утверждаются заместителем начальника образовательной организации по учебной (учебной и научной) работе (начальником факультета).
15. На основе учебной программы разрабатывается тематический план изучения дисциплины, который конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов по каждой теме дисциплины, организационно-методические рекомендации преподавателям по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия.
16. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается кафедрой, рассматривается на ее заседании и утверждается начальником кафедры. В случае подготовки проекта тематического плана изучения дисциплины несколькими кафедрами он подлежит рассмотрению на совместном заседании кафедр и утверждается начальником кафедры, ответственным за его подготовку.
Тематический план изучения дисциплины, разработанный начальником кафедры, утверждается заместителем начальника образовательной организации (института, филиала) по учебной (учебной и научной) работе (начальником факультета). Изменения в тематический план изучения дисциплины, касающиеся содержания, организации, методики преподавания и материально-технического обеспечения дисциплины, готовятся кафедрой и утверждаются заместителем начальника образовательной организации (института, филиала) по учебной (учебной и научной) работе (начальником факультета).
17. Программа государственной итоговой аттестации разрабатывается кафедрой (кафедрами) на основе федерального государственного образовательного стандарта и квалификационных требований по соответствующей военной специальности (специализации), учебного плана и программ учебных дисциплин (модулей), рассматривается на заседании ученого совета (совета) образовательной организации, согласовывается с руководителем заказчика подготовки, утверждается начальником образовательной организации и доводится до обучающихся не позднее чем за полгода до начала государственной итоговой аттестации.
18. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией (институтом, филиалом) <3>.
--------------------------------
<3> Часть 1 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).
19. Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ определяется образовательной организацией.
Каждый компонент основной профессиональной образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.
20. При реализации основных профессиональных образовательных программ образовательные организации (институты, филиалы) руководствуются следующим:
сроки обучения по основным профессиональным образовательным программам определяются квалификационными требованиями, а их объем - федеральными государственными образовательными стандартами;
реализация основных профессиональных образовательных программ в образовательной организации организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам обучения) и выделяемым в рамках учебного года (курса обучения) семестрам;
учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября;
выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения осуществляется исходя из необходимости достижения обучающимися запланированных результатов освоения основной профессиональной образовательной программы;
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
21. Образовательная деятельность обучающихся по основной профессиональной образовательной программе проводится в:
в иных формах, определяемых образовательной организацией.
22. Контактная работа проводится в аудиторной и внеаудиторной формах, а также в электронной информационно-образовательной среде.
Учебные занятия по дисциплинам (модулям), промежуточная и итоговая (государственная итоговая) аттестация обучающихся проводятся в форме контактной и самостоятельной работ, практика - в форме контактной работы и в иных формах, определяемых образовательной организацией.
Общий объем учебной деятельности обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 академических часов в неделю, контактная работа обучающихся по всем видам учебных занятий с преподавателем - не более 36 академических часов в неделю.
23. Образовательная организация (институт, филиал) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком до начала периода обучения по образовательной программе формирует расписание учебных занятий, проводимых преподавателями, на соответствующий период обучения до его начала.
Расписание учебных занятий составляется учебно-методическим отделом (центром) образовательной организации (филиала, института) на учебный год (семестр), согласовывается с начальниками кафедр и командирами подразделений слушателей (курсантов), утверждается начальником образовательной организации (филиала, института) и доводится до преподавательского состава, подразделений слушателей (курсантов) не позднее чем за 15 календарных дней до начала занятий. Расписание учебных занятий на период обучения, во время которого учебным планом предусмотрены полеты, вождение боевых машин и стрельбы, составляется на месяц.
При составлении расписания учебных занятий образовательная организация (институт, филиал) исключает нерациональные затраты времени обучающихся с тем, чтобы не нарушалась непрерывная последовательность данных занятий и не образовывались длительные перерывы между ними.
В расписании указываются: подразделение слушателей (курсантов), дисциплина (элемент учебного модуля), номер темы, вид и номер занятия, дата, время и место его проведения, фамилия и инициал имени преподавателя, проводящего занятие.
24. Продолжительность одного учебного занятия по основным профессиональным образовательным программам составляет два академических часа по 45 минут.
25. Учебные занятия проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторных работ, практических занятий, групповых упражнений и занятий, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр, контрольных работ (занятий), самостоятельной работы обучающихся.
По решению ученого совета (совета) образовательной организацией проводятся иные виды учебных занятий.
26. Лекции, составляющие основу теоретического обучения, направлены на предоставление информации систематизированных основ научных знаний по дисциплине, раскрытие состояния и перспектив развития соответствующей профессиональной отрасли, области науки и техники, профессиональной (служебной) деятельности, концентрацию внимания обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулирование их активной познавательной деятельности и формирования творческого мышления.
Лекции читаются начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями. Приказом начальника образовательной организации (филиала, института) к чтению лекций также допускаются наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет и являющиеся авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) по данной дисциплине.
Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики читаются, кроме того, руководящими должностными лицами видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов, органов военного управления, руководящим составом образовательной организации (филиала, института, факультета), а также учеными и профессорами из других образовательных организаций, ведущими специалистами из войск (сил), научных учреждений, предприятий промышленности.
27. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения и проверки усвоения учебного материала, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Подготовка обучающихся к семинару осуществляется на основе задания, разработанного на кафедре и выданного обучающимся не позднее дня проведения лекции, завершающей рассмотрение теоретических вопросов предстоящего семинара, который проводится по прошествии не менее трех учебных дней после завершения занятий по теме семинара.
28. Лабораторные работы проводятся с целью практического освоения обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладения ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привития навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. Отчеты о выполнении обучающимися лабораторных работ хранятся на кафедре до завершения обучения по данной дисциплине.
29. Практические занятия проводятся в целях:
выработки практических умений и приобретения навыков применения методов, методик и техники научно-исследовательской работы, решения задач, выполнения чертежей, производства расчетов, ведения рабочих карт, разработки и оформления боевых и служебных документов, использования специализированного программного обеспечения;
совершенствования практического овладения иностранными языками;
отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами;
проверки освоения вооружения, военной техники (объектов) и иного оборудования, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта.
30. Групповые упражнения проводятся по оперативно-стратегическим, оперативно-тактическим, тактическим и тактико-специальным дисциплинам с целью приобретения обучающимися практического опыта в планировании, организации боевых действий (боя) и управлении войсками (силами).
31. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники (объектов) и составляют основу обучения по организации их применения, эксплуатации и ремонта.
Групповые занятия проводятся в специализированных классах с максимальным использованием учебно-тренировочных средств и полевой учебно-материальной базы.
32. Тактические (тактико-специальные) занятия направлены на обучение курсантов слаженным действиям при организации, ведении и обеспечении боевых действий подразделения (отделения, взвода и им равных) и управления им в бою.
33. Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный характер, проводятся в полевых условиях с целью приобретения обучающимися практического опыта или совершенствования умений и навыков организации, обеспечения боевых действий и управления в бою подразделением (отделением, взводом, ротой, батальоном и им равными) и воинскими частями.
При проведении тактических (тактико-специальных) учений обучающиеся исполняют обязанности командиров подразделений, воинских частей и других должностных лиц в соответствии с замыслом учений.
34. Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры носят комплексный характер и проводятся по важнейшим темам оперативно-стратегических, оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных) и военно-специальных дисциплин с целью реализации обучающимися практических навыков исполнения конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении.
В зависимости от уровня и степени сложности учебных задач, решаемых в ходе тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр, руководство учениями (военными играми) возлагается на начальника образовательной организации, его заместителей, начальников факультетов, которым подчинены кафедры, и начальников кафедр.
35. Контрольные работы (занятия) проводятся в целях проверки степени усвоения обучающимися учебного материала и выполняются ими в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки упражнений, приемов и нормативов. Контрольные работы (занятия) могут проводиться в электронной форме, а их содержание и порядок выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).
36. Для проведения каждого учебного занятия преподавателем разрабатывается план, который утверждается начальником кафедры (председателем предметно-методической комиссии). План, разработанный начальником кафедры, утверждает заместитель начальника образовательной организации (института, филиала) по учебной и научной (учебной) работе (начальник факультета).
Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно-методические материалы, необходимые для проведения учебных занятий, обсуждаются на заседании кафедры или предметно-методической комиссии. При этом тексты лекций утверждаются начальником кафедры.
Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр разрабатываются учебные стратегические, оперативные, оперативно-тактические, тактико-специальные или тактические задачи. По решению ученого совета (совета) образовательной организации на весь период обучения разрабатывается система учебных задач, охватывающих ведение боевых действий на различной местности (театрах военных действий), в различных условиях обстановки. Для разработки учебных задач, используемых несколькими кафедрами, образуется межкафедральная предметно-методическая комиссия с привлечением представителей учебно-методического центра (отдела), факультетов, а также командиров подразделений слушателей (курсантов).
Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и практические занятия, учебно-методические материалы, необходимые для проведения других видов учебных занятий, хранятся на кафедре в течение всего периода обучения по действующим учебным планам и программам.
37. Самостоятельная работа, являющаяся частью учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы, входит в общую трудоемкость учебной программы.
Самостоятельная работа организуется в целях закрепления и совершенствования полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, защиты курсовых работ (проектов, задач) и отчетов по лабораторным работам, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Организация и контроль самостоятельной работы осуществляются командирами подразделений слушателей (курсантов), а ее методическое обеспечение - кафедрой.
На самостоятельную работу обучающихся в распорядке дня (регламенте служебного времени) отводится не менее трех академических часов ежедневно.
Учебно-методический отдел (центр) образовательной организации систематически осуществляет контроль организации самостоятельной работы обучающихся, результаты которого анализируются в образовательной организации (филиале, институте, на факультете) не реже одного раза в месяц.
38. Привлечение обучающихся в часы самостоятельной работы к выполнению иных работ и занятий, не регламентированных распорядком дня (регламентом служебного времени) и расписанием занятий, не допускается.
39. Проведение консультаций осуществляется с целью руководства самостоятельной работой обучающихся и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят индивидуальный характер. Перед проведением экзаменов (зачетов), семинаров, лабораторных работ, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр (по решению кафедры, других видов учебных занятий) проводятся групповые консультации.
40. Практика организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин, а также видам служебной деятельности в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика проводится в образовательной организации и его структурных подразделениях, в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил, а также в других организациях, осуществляющих деятельность в соответствии с профилем основной профессиональной образовательной программы.
Виды и типы практик, а также их продолжительность определяются образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований.
Практика, организуемая в целях приобретения обучающимися опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению, проводится в форме войсковой (флотской) стажировки на соответствующих воинских должностях в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил.
Прохождение практики обучающимися образовательных организаций организуется в воинских частях и организациях Вооруженных Сил начальниками, которым подчинены образовательные организации.
Руководители центральных органов военного управления, командующие войсками военных округов обеспечивают проведение практики обучающихся образовательных организаций на основании заявок, подаваемых начальниками, которым подчинены образовательные организации.
Кафедрой (кафедрами), на которую (которые) возложено руководство практикой, разрабатываются программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого обучающегося. Для руководства и контроля за работой обучающихся образовательных организаций определяются руководители практики из числа преподавателей и командиров подразделений слушателей (курсантов).
Руководители органов военного управления, командиры воинских частей и начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил, в которых проводится практика, определяют руководителя практики органа военного управления, воинской части (организации).
Возложение на обучающихся обязанностей, не связанных с выполнением программ практики, не допускается.
Обучающимися по окончании практики составляется письменный отчет о выполнении программы практики и индивидуального задания, защита которых проводится в образовательной организации или непосредственно в месте проведения практики.
41. Курсовые работы (проекты, задачи) выполняются с целью приобретения обучающимися навыков самостоятельного применения полученных знаний для решения конкретных практических задач, самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. В семестре выполняется не более двух курсовых работ.
На курсовую работу (проект, задачу) кафедрой разрабатывается задание. Для руководства выполнением курсовой работы (проекта, задачи) определяются руководители из числа преподавателей или научных работников.
Защита обучающимися курсовой работы (проекта, задачи) принимается комиссией, образованной начальником кафедры, по результатам которой обучающимся выставляется оценка. При получении оценки "неудовлетворительно" обучающимися выполняется курсовая работа (проект, задача) по новой теме или дорабатывается прежняя в сроки, устанавливаемые начальником образовательной организации (факультета).
После защиты курсовая работа (проект, задача) обучающегося сдается на кафедру и хранится до момента окончания его обучения в образовательной организации.
42. Выполнение выпускной квалификационной работы, имеющей цель систематизации и расширения знаний, умений и навыков обучающихся при решении сложных комплексных задач с элементами исследований, направлено на определение уровня их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью (направлением) подготовки. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного проекта или магистерской диссертации.
43. При осуществлении контроля качества подготовки обучающихся проводится текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся и государственная итоговая аттестация.
Текущий контроль успеваемости осуществляется с целью проверки качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся, совершенствования методики проведения занятий и проводится в ходе всех видов занятий в форме, предусмотренной тематическим планом или избранной преподавателем. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий и используются учебно-методическим центром (отделом), факультетами и кафедрами для оперативного управления образовательным процессом.
Текущий контроль проводится в форме опроса обучающихся при проведении всех видов учебных занятий, а также рубежного контроля.
Опрос обучающихся осуществляется с целью контроля усвоения ими изучаемого материала.
Рубежный контроль осуществляется с целью систематической проверки усвоения обучающимися обязательных результатов обучения по дисциплине - минимума, который необходим для дальнейшего обучения, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся.
Рубежный контроль проводится по завершении изучения отдельных наиболее сложных и объемных тем, разделов учебной дисциплины.
Формы рубежного контроля определяются учебной программой.
Материалы, подтверждающие прохождение обучающимися рубежного контроля, хранятся на кафедре и подлежат уничтожению после проведения промежуточной аттестации по дисциплине.
44. Промежуточная аттестация осуществляется для определения степени достижения учебных целей по дисциплине и практике (в том числе результатов курсового проектирования и выполнения курсовых работ). Промежуточная аттестация проводится в форме, установленной учебным планом, - зачетов (зачетов с оценкой), экзаменов.
Зачет (зачет с оценкой) проводится с целью проверки и определения степени достижения результатов обучения по дисциплинам, качества выполнения обучающимися курсовых работ (проектов, задач) и программы практики. Зачет (зачет с оценкой) проводится по дисциплине в целом, а в отдельных случаях - по ее разделам.
Зачет (зачет с оценкой) принимается преподавателем, ведущим занятия в группе или читающим лекции по данной дисциплине. Прием зачета (зачета с оценкой) проводится в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины. Проведение зачета с оценкой в период экзаменационной сессии возможно в случае, если это предусмотрено учебным планом.
Экзамен проводится с целью проверки и оценки уровня знаний, полученных обучающимися, умений применять их в решении практических задач, а также полноты и уровня овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ дисциплин.
Учебным планом предусматриваются два и более экзаменов по модулям, а также сложным и объемным дисциплинам, имеющим самостоятельные разделы, при этом решение о количестве экзаменов по дисциплине принимается на заседании кафедры (кафедр).
Экзамены проводятся в период экзаменационной сессии или по окончании изучения дисциплины. Расписание экзаменов на семестр обучения утверждается начальником образовательной организации (филиала, института) и доводится до преподавателей и обучающихся не позднее чем за месяц до начала проведения первого экзамена в текущем семестре обучения.
45. На подготовку к каждому экзамену в расписании отводится не менее трех календарных дней, а к зачету с оценкой, выносимому на экзаменационную сессию - один календарный день. Дни на подготовку к экзаменам и зачетам с оценкой на право вождения автомобиля (танка, тягача) и по физической культуре (физической подготовке) не предусматриваются. При составлении расписания экзаменов и зачетов с оценкой дни подготовки к ним считаются без учета выходных и праздничных дней.
Экзамен принимается лектором потока (ведущим преподавателем дисциплины). Для приема экзамена образуется комиссия, при этом решение об образовании комиссии принимается на заседании кафедры. В состав комиссии определяются преподаватели, ведущие занятия по дисциплине. Экзамен по модулю принимают преподаватели, проводившие занятия по дисциплинам модуля.
В аудитории, где принимается экзамен или зачет с оценкой, проводимый в период экзаменационной сессии, одновременно находятся не более четырех обучающихся, сдающих экзамен (зачет с оценкой).
46. К экзамену по дисциплине допускаются обучающиеся, прошедшие все этапы рубежного контроля и имеющие по ним положительные оценки, сдавшие по разделу (разделам) дисциплины зачеты (зачеты с оценкой), предусмотренные в текущем семестре (периоде обучения).
К зачету по дисциплине допускаются обучающиеся, прошедшие все этапы рубежного контроля, предусмотренные в текущем семестре, и имеющие по ним положительные оценки.
47. Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено", "не зачтено".
Положительная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "зачтено") заносится в экзаменационную (зачетную) ведомость, зачетную книжку <4> и учебную карточку слушателя (курсанта).
--------------------------------
<4> Образцы зачетных книжек утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2013 г. N 203 "Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2013 г., регистрационный N 28458) и от 5 апреля 2013 г. N 240 "Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2013 г., регистрационный N 28459).
Оценки "неудовлетворительно" или "не зачтено" проставляются только в экзаменационную (зачетную) ведомость и учебную карточку слушателя (курсанта).
При проведении промежуточной аттестации оценка объявляется обучающемуся сразу по окончании им ответа на экзамене (зачете).
Экзаменационная (зачетная) ведомость подписывается начальником учебно-методического центра (отдела) (факультета, учебной части факультета) и после проведения экзамена (зачета) хранится в образовательной организации.
48. Обучающийся, не выполнивший учебную программу дисциплины в текущем семестре обучения, к промежуточной аттестации по ней не допускается до момента выполнения учебной программы в полном объеме.
49. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью <5>.
--------------------------------
<5> Часть 2 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией в пределах одного года с момента образования академической задолженности <6> (далее - повторная промежуточная аттестация).
--------------------------------
<6> Часть 5 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Для проведения второй повторной промежуточной аттестации на основании приказа начальника образовательной организации (филиала) образуется комиссия.
Прохождение промежуточной аттестации во второй раз по одной или нескольким дисциплинам в целях повышения положительной оценки не осуществляется.
50. В целях создания условий для обучающихся, не проходивших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющих академическую задолженность, образовательной организацией организуется проведение промежуточной аттестации, в том числе во второй раз.
Академическая задолженность ликвидируется обучающимся не позднее одного месяца после начала очередного (следующего) семестра обучения.
51. При наличии уважительных причин (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка) обучающимся, имеющим академическую задолженность, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов, не превышающие сроки начала очередной промежуточной аттестации.
52. Обучающиеся, не допущенные к промежуточной аттестации или не проходившие промежуточную аттестацию по физической культуре (физической подготовке) по состоянию здоровья, а также имеющие по ней академическую задолженность по результатам промежуточной аттестации, проходят промежуточную аттестацию по физической культуре (физической подготовке), в том числе повторно, в порядке, установленном Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации <7> (далее - Наставление по физической подготовке).
--------------------------------
<7> Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 апреля 2023 г. N 230 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2023 г., регистрационный N 73917).
(сноска в ред. Приказа Министра обороны РФ от 17.04.2024 N 227)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сроки прохождения промежуточной аттестации и ликвидации академической задолженности по физической культуре (физической подготовке) для указанных в настоящем пункте обучающихся не могут превышать сроков начала очередной промежуточной аттестации.
53. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин данного курса обучения, переводятся на следующий курс обучения.
54. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, а также не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), переводятся на следующий курс обучения условно <8>. Запись об условном переводе на следующий курс обучения делается в учебной карточке слушателя (курсанта).
--------------------------------
<8> Часть 8 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
После ликвидации академической задолженности (прохождения повторной промежуточной аттестации) в отношении указанных в настоящем пункте обучающихся начальник образовательной организации издает приказ о переводе на следующий курс обучения.
Курсанты, не заключившие контракт о прохождении военной службы и переведенные на второй курс обучения условно, заключают его после ликвидации академической задолженности и издания приказа начальника образовательной организации об их переводе на второй курс.
Обучающиеся выпускного курса, не имеющие академической задолженности, выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин, допускаются к государственной итоговой аттестации.
55. Государственная итоговая аттестация организуется и проводится в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).
Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
56. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации или получившие оценку (оценки) "неудовлетворительно" в ходе государственной итоговой аттестации, отчисляются из образовательной организации. Обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. <9>
--------------------------------
<9> Часть 7 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
57. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации в связи с непрохождением промежуточной аттестации по уважительной причине (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), допускаются к государственной итоговой аттестации после прохождения промежуточной аттестации в срок, не превышающий шести месяцев после окончания срока освоения соответствующей основной профессиональной образовательной программы.
58. Допуск к государственному экзамену по физической культуре (физической подготовке) курсантов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, организуется в порядке, установленном Наставлением по физической подготовке.
59. Для обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию по уважительной причине (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), образовательной организацией организуются дополнительные заседания государственной экзаменационной комиссии, при этом срок проведения государственной итоговой аттестации для таких обучающихся не превышает шести месяцев после окончания срока освоения соответствующей основной профессиональной образовательной программы.
60. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации <10>.
--------------------------------
<10> Часть 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134; 2021, N 1, ст. 56).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей