I. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

I. Особенности организации и осуществления образовательной

деятельности по образовательным программам среднего

профессионального образования, программам бакалавриата,

программам специалитета, программам магистратуры

1. При реализации в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее - образовательные организации, Министерство обороны соответственно), основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры (далее - основные профессиональные образовательные программы высшего образования):

величина одной зачетной единицы эквивалентна 36 академическим часам;

в учебном плане на экзамен из трудоемкости дисциплины (модуля) выделяется 1 зачетная единица, на зачет с оценкой, проводимый в период экзаменационной сессии, - 0,5 зачетной единицы, а на экзамен (зачет с оценкой), время на подготовку к которому не выделяется, - 0,25 зачетной единицы.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 17.04.2024 N 227)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ бакалавриата и специалитета:

учебный год у курсантов первого курса начинается 1 августа (до 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по общевоенным и военно-специальным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения программы начальной военной (общевойсковой) подготовки, трудоемкость которой не включается в объем основной профессиональной образовательной программы);

основные профессиональные образовательные программы содержат модули (циклы) "Общая военная подготовка" и "Специальная военная подготовка".

3. Объем времени (периода), отведенного на практику в основных профессиональных образовательных программах высшего образования, указывается в зачетных единицах (неделях), а в основных профессиональных образовательных программах среднего профессионального образования - в часах. Продолжительность практик указывается в днях (неделях).

4. По основным профессиональным образовательным программам высшего образования, учебными планами которых предусматривается проведение с обучающимися индивидуальных учебных занятий, их продолжительность составляет один академический час.

Продолжительность учебных занятий, проводимых в форме тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр, определяется временем, необходимым обучающимся для выполнения (отработки) изучаемых учебных вопросов (учебных задач) в полном объеме. Общая продолжительность тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр, а также количество и продолжительность перерывов определяются планом проведения занятия.

5. По основным профессиональным образовательным программам высшего образования количество зачетов (зачетов с оценкой) в семестре не превышает шести, а количество экзаменов в семестре - не более пяти, не считая экзаменов и зачетов (зачетов с оценкой) на право вождения автомобиля (танка, тягача), по строевой, огневой и физической подготовкам, курсовым работам (проектам, задачам), практикам.

6. По основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования количество экзаменов в учебном году не превышает восьми, а количество зачетов - десяти, не считая экзамены и зачеты по физической культуре (физической подготовке), строевой и огневой подготовкам, курсовым работам (проектам, задачам), практикам.

7. По решению ученого совета (совета) образовательной организации (института, филиала) слушателям после первого семестра первого курса обучения и курсантам второго и последующих курсов обучения, успевающим на "хорошо" и "отлично", проявившим склонность к научной деятельности и (или) показавшим выдающиеся способности для занятий спортом высших достижений, устанавливаются индивидуальные учебные планы по отдельным дисциплинам, группам дисциплин или всем дисциплинам (на основании рапорта обучающегося). Индивидуальные учебные планы предусматривают обязательное выполнение отчетности, установленной действующими учебным планом и программами, и дополнительное изучение дисциплин, разделов и тем по выбору обучающегося.

Индивидуальные учебные планы обучающихся разрабатываются на основе учебного плана, рассматриваются ученым советом образовательной организации (филиала, института, факультета) и утверждаются начальником образовательной организации (филиала, института, факультета).

Результаты отчетности по дополнительно изученным дисциплинам отражаются в зачетной книжке и экзаменационной (зачетной) ведомости.

8. Государственная итоговая аттестация обучающихся в образовательных организациях проводится в форме:

государственного экзамена;

защиты выпускной квалификационной работы.

Государственный экзамен включает:

государственный междисциплинарный экзамен (экзамен по специальной дисциплине);

государственный экзамен по физической культуре (физической подготовке) (только для курсантов).

В программу государственной итоговой аттестации включаются программа государственного междисциплинарного экзамена (экзамена по специальной дисциплине), требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения, критерии оценки результатов сдачи государственных экзаменов и (или) защиты выпускных квалификационных работ, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций.

Программа государственного экзамена по физической культуре (физической подготовке) разрабатывается кафедрой физической подготовки, рассматривается на ученом совете (совете) образовательной организации (филиала, института, факультета), согласовывается с Управлением физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждается начальником образовательной организации и доводится до обучающихся не позднее одного месяца до его проведения.

Государственный экзамен по физической культуре (физической подготовке) по решению ученого совета (совета) образовательной организации (филиала, института, факультета) проводится после завершения освоения учебной дисциплины "Физическая культура (физическая подготовка)" за счет бюджета государственной итоговой аттестации.

Для проведения государственной итоговой аттестации планируется время из расчета:

не менее трех рабочих дней для подготовки и защиты выпускных квалификационных работ;

не менее пяти рабочих дней для подготовки и сдачи государственного междисциплинарного экзамена (экзамена по специальной дисциплине);

не менее трех рабочих дней для подготовки и сдачи государственного экзамена по физической культуре (физической подготовке).

Расписание государственной итоговой аттестации утверждается начальником образовательной организации (института, филиала) и доводится до обучающихся не позднее чем за 30 календарных дней до ее начала.

9. В образовательных организациях выполняются следующие виды выпускных квалификационных работ:

дипломная работа (проект);

магистерская диссертация.

Вид выпускной квалификационной работы, выполняемой и оформляемой обучающимся, демонстрирующей уровень деятельности, устанавливается квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников.

10. Темы дипломных работ (проектов) для обучающихся по программам высшего образования ежегодно разрабатываются в образовательных организациях, рассматриваются на ученом совете (совете) образовательной организации (филиала, института, факультета) и согласовываются с руководителями органов военного управления, в интересах которых организуется подготовка обучающихся (далее - заказчики подготовки). Перечень тем ежегодно обновляется (не менее чем на 20 процентов) с учетом актуальных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), тенденций развития науки и техники.

Темы дипломных работ (проектов) для обучающихся по программам среднего профессионального образования определяются образовательной организацией в соответствии с содержанием одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу.

Обучающиеся выбирают тему дипломной работы (проекта) из утвержденного в образовательной организации перечня тем, а также предлагают свои темы при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации.

11. Каждому обучающемуся определяется руководитель дипломной работы (проекта) из числа педагогических работников, должности которых отнесены к профессорско-преподавательскому составу <1> (далее - преподавательский состав, преподаватели), и научных работников образовательной организации, представителей органов военного управления или предприятий промышленности (по согласованию), руководящего состава образовательной организации (филиала, института), при этом за одним руководителем закрепляется не более пяти обучающихся. В случаях, когда дипломная работа (проект) выполняется в воинской части (организации Вооруженных Сил), руководителем дипломной работы (проекта) определяется специалист данной воинской части.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 9, ст. 1341).

Определение руководителей и закрепление тем дипломных работ (проектов) утверждается приказом (приказами) начальника образовательной организации (института, филиала).

12. По сложной и трудоемкой теме выполняется комплексная дипломная работа (проект), в выполнении которой участвуют два и более обучающихся.

13. Задания на разработку дипломных работ (проектов) выдаются выпускникам не позднее окончания первого месяца последнего курса обучения.

14. Выполненные дипломные работы (проекты) проходят предварительное обсуждение (предварительную защиту) на кафедре образовательной организации, результаты которого (которой) оформляются в виде отчета, содержащего перечень недостатков (по структуре, содержанию и оформлению) и рекомендации каждому обучающемуся, а также общий анализ готовности групп обучающихся, выполнивших дипломные работы (проекты) на кафедре образовательной организации, к защите. Форма отчета устанавливается образовательной организацией (институтом, филиалом).

Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) рассматриваются на заседании кафедры.

15. После предварительного обсуждения (предварительной защиты) дипломная работа (проект) с письменным отзывом руководителя, в котором отражается качество проработки темы и практическая значимость дипломной работы (проекта), а также данные о выполнении индивидуального задания, об устранении недостатков и о выполнении рекомендаций по результатам предварительного обсуждения (предварительной защиты), представляется начальнику кафедры.

16. Решением начальника кафедры дипломная работа (проект) направляется на рецензирование. К рецензированию привлекаются преподавательский состав и научные работники образовательной организации, его руководящий состав, а также представители заказчиков подготовки, сотрудники научно-исследовательских организаций, подведомственных Министерству обороны, преподавательский состав и научные работники иных организаций (по согласованию).

В рецензии отражается:

данные об актуальности темы;

степень достижения поставленной цели;

недостатки, замечания и (или) рекомендации;

вывод о возможности присвоения обучающемуся квалификации по соответствующей профессии (специальности, направлению).

17. Перечень тем магистерских диссертаций рассматривается на ученом совете военной образовательной организации высшего образования, находящейся в ведении Министерства обороны (далее - образовательная организация высшего образования), согласовывается с главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчиков подготовки и утверждается начальником образовательной организации высшего образования.

18. Слушатель самостоятельно выбирает тему магистерской диссертации из утвержденного перечня тем магистерских диссертаций.

Слушатель предлагает свою тему магистерской диссертации при условии подтверждения ученым советом образовательной организации высшего образования целесообразности ее разработки.

Темы магистерских диссертаций, предложенные слушателями, согласовываются с главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчиков подготовки.

19. Темы магистерских диссертаций и научные руководители определяются приказом начальника образовательной организации высшего образования до 1 декабря года начала освоения программы магистратуры. Задания на выполнение магистерской диссертации выдаются слушателям не позднее одной недели с момента подписания приказа.

20. В целях осуществления непосредственного руководства процессом подготовки магистерской диссертации каждому слушателю определяется научный руководитель из числа преподавательского состава и научных работников образовательной организации высшего образования, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, а также приравненные к ним в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. При этом за одним руководителем закрепляется не более трех слушателей.

В целях контроля сроков и качества разработки магистерской диссертации на заседаниях кафедры регулярно организуется заслушивание обучающихся и научных руководителей о ходе подготовки магистерских диссертаций, которое проводится не реже одного раза в семестр. Результаты заслушивания оформляются протоколом.

21. Завершенная магистерская диссертация с письменным отзывом научного руководителя представляется на кафедру для рассмотрения на заседании кафедры с целью принятия решения о допуске к защите, которое оформляется протоколом.

22. Допущенная к защите магистерская диссертация направляется на рецензирование. К рецензированию привлекаются преподавательский состав, научные работники и руководящий состав образовательной организации высшего образования, при этом не менее 20 процентов магистерских диссертаций по каждому направлению подготовки направляются на рецензирование в объединения, соединения, воинские части, образовательные и научно-исследовательские организации, находящиеся в ведении Министерства обороны, и иные организации, не входящие в состав Вооруженных Сил (по согласованию).

(п. 22 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 17.04.2024 N 227)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры осуществляется научно-педагогическим работником, имеющим ученую степень (в том числе полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельную научно-исследовательскую (творческую) работу (участвующим в ее осуществлении) по направлению подготовки и имеющим ежегодные публикации научных статей по закрытой тематике, соответствующих направлению подготовки, результатов научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также прошедшим ежегодную апробацию ее результатов деятельности на национальных и международных конференциях (либо являющимся автором учебника (учебных пособий).

24. Заочное обучение офицеров, зачисленных в образовательные организации высшего образования в качестве слушателей (далее - слушатели-заочники), проводится по учебным планам, разработанным образовательными организациями высшего образования на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам дисциплин (модулей), единым для очного и заочного обучения.

25. Заочное обучение осуществляется путем проведения сборов в образовательных организациях высшего образования и самостоятельной работы слушателей-заочников в периоды между сборами.

В образовательных организациях высшего образования сборы слушателей-заочников проводятся в виде установочного сбора, учебных сборов и итогово-выпускного сбора.

Общая продолжительность установочного и учебного или двух учебных сборов в течение курса обучения составляет два месяца. Сроки их проведения определяются учебными планами заочного обучения. Продолжительность сборов в течение курса обучения изменяется в пределах общего времени, отводимого на сборы в течение всего периода обучения, по решению ученого совета образовательной организации высшего образования.

Во время установочного сбора со слушателями-заочниками проводятся организационные мероприятия по освоению образовательной программы магистратуры, учебные занятия по дисциплинам (модулям), консультации, выдаются учебные задания. В случаях, если продолжительность установочного сбора позволяет изучить учебные дисциплины в полном объеме, учебным планом предусматривается проведение по ним промежуточной аттестации.

В период учебных сборов проводятся учебные занятия, консультации, промежуточная аттестация слушателей-заочников, выдаются учебные задания, выделяется время для работы над выпускной квалификационной работой. Не позднее окончания первого учебного сбора приказом начальника образовательной организации высшего образования за слушателями-заочниками закрепляются темы выпускных квалификационных работ и назначаются им научные руководители. Выбор и закрепление тем выпускных квалификационных работ слушателей-заочников осуществляется на основе определяемого начальником образовательной организации высшего образования перечня тем выпускных квалификационных работ.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 17.04.2024 N 227)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Обучение слушателей-заочников в образовательной организации высшего образования завершается итогово-выпускным сбором, во время которого проводятся учебные занятия, промежуточная аттестация обучающихся, выделяется время для завершения выпускной квалификационной работы. Продолжительность данного сбора составляет 12 - 20 недель.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 17.04.2024 N 227)

(см. текст в предыдущей редакции)

По окончании итогово-выпускного сбора проводится государственная итоговая аттестация слушателей-заочников.

27. Для организации обучения слушателей-заочников во время сборов и между ними в учебно-методическом центре (отделе) образовательной организации высшего образования (филиала, института) составляется расписание занятий и консультаций на учебный год, утверждаемое начальником образовательной организации высшего образования (филиала, института).

28. Образовательная организация высшего образования обеспечивает слушателей-заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами, в том числе электронными. Кафедрами образовательной организации высшего образования в соответствии с учебными программами разрабатываются и выдаются слушателям-заочникам контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а также методические материалы по их выполнению.

Образовательная организации высшего образования между сборами предоставляет время для консультаций, возможность пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные работы, сдавать экзамены и зачеты для слушателей-заочников, не сдавших экзамены и зачеты в установленные сроки по уважительным причинам, а также ликвидировать академическую задолженность.

29. Учебные задания слушателям-заочникам планируются из расчета не более трех заданий в месяц.

Выполненные работы представляются в образовательную организацию высшего образования для рецензирования и предварительной оценки. Срок их рецензирования на кафедрах составляет не более семи рабочих дней. Окончательная оценка выставляется после собеседования по выполненному учебному заданию в период проведения очередного сбора. Учебное задание, оцененное рецензентом "неудовлетворительно", возвращается для доработки и повторного представления в образовательную организацию высшего образования или выдается новое учебное задание с указанием срока его выполнения.

30. По результатам предварительной проверки курсовых работ (проектов, задач) кафедрой принимается решение о допуске их к защите (отказе в допуске). Защита производится на кафедре. Курсовые работы (проекты, задачи), не допущенные к защите, дорабатываются слушателем-заочником.

31. На сбор вызываются слушатели-заочники, выполнившие ко дню направления вызова все учебные задания, предусмотренные учебными программами на данный период обучения. При наличии уважительных причин (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка) на сборы также вызываются слушатели-заочники, выполнившие только учебные задания по дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае слушатели-заочники должны выполнить оставшиеся задания в период проведения сбора до начала промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине (модулю).

О времени прибытия на сбор слушатель-заочник извещается образовательной организацией высшего образования не позднее чем за 30 календарных дней до дня его начала. Вызов направляется руководителю органа военного управления (командиру воинской части, начальнику организации Вооруженных Сил), в штате которого слушатель-заочник состоит и (или) проходит военную службу, а копия вызова - слушателю-заочнику.

32. Слушатели-заочники, не прошедшие промежуточную аттестацию по одной или нескольким дисциплинам, ликвидируют академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией высшего образования, но не позднее даты окончания следующего сбора.

В целях ликвидации академической задолженности слушатель-заочник проходит промежуточную аттестацию по каждой дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах установленных сроков. Для прохождения слушателями-заочниками промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией высшего образования создается комиссия.

Слушатель-заочник проходит промежуточную аттестацию во второй раз в период проведения текущего сбора, при этом не допускается ликвидация академической задолженности в день ее образования.

33. Образовательные организации высшего образования обеспечивают слушателям-заочникам, не выполнившим задания или не прошедшим промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), возможность пройти промежуточную аттестацию в сроки, определенные образовательной организацией высшего образования, при условии, если срок выполнения заданий, прохождения промежуточной аттестации не превышает одного года, начиная с даты проведения промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине (модулю), определенной расписанием занятий.

34. Слушатели-заочники, прошедшие учебные сборы, завершившие курс обучения и не имеющие академической задолженности, приказом начальника образовательной организации высшего образования переводятся на следующий курс обучения.

35. Досрочный перевод на следующий курс обучения и сокращение общего срока обучения слушателей-заочников не осуществляется.

36. Слушатели-заочники, выполнившие требования учебного плана и учебных программ в полном объеме, завершившие разработку выпускной квалификационной работы и представившие ее в установленные сроки на кафедру для рецензирования, приказом начальника образовательной организации допускаются к государственной итоговой аттестации.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 17.04.2024 N 227)

(см. текст в предыдущей редакции)