<Письмо> Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 08.11.2021 N ОР-07/2404 <Об обследовании многоквартирных домов для признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции>

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - ФОНД СОДЕЙСТВИЯ

РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО

от 8 ноября 2021 г. N ОР-07/2404

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее Фонд), рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Работа Фонда по оценке заключений специализированных организаций, на основании которых межведомственными комиссиями принимались решения о выявлении оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, имеет целью выявление нарушений при подготовке таких заключений и информирование об этом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Наличие существенных дефектов в таких заключениях означает, что на такое заключение нельзя полагаться как на источник достоверной информации об аварийности многоквартирного дома. С целью устранения рисков, связанных с возможной недостоверностью выводов об аварийности многоквартирных домов, содержащихся в заключениях, Фонд рекомендует организовать проведение в отношении всех многоквартирных домов, решения об аварийности которых основывались на дефектных заключениях специализированных организаций, дополнительных (повторных) обследований, выполненных юридическим лицом, являющимся членом саморегулируемой организации (далее СРО), основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.

Требование "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, касающееся проведения обследования многоквартирных домов исключительно юридическими лицами, вступило в силу 10 декабря 2019 года. Обследования, проведенные после этой даты индивидуальными предпринимателями, а не юридическими лицами, следует рассматривать как несоответствующими требованиям Положения.

Требование о представлении документов, подтверждающих членство в СРО, обусловлено необходимостью доказать действительность такого членства в момент проведения обследования.

Обследования многоквартирных домов должны быть проведены в соответствии с действующим в настоящее время сводом правил СП 454.1325800.2019 "Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния" (далее СП 454.1325800.2019) либо межгосударственным стандартом ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее ГОСТ 31937-2011).

Требование о применении данных технических актов обусловлено следующим.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее Технический регламент), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований самого Технического регламента и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни, указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Технического регламента.

В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций или многоквартирного дома в целом. Единственным нормативно-техническим документом, определяющим понятие категории технического состояния строительных конструкций, вводящим "шкалу" категорий технического состояния, в которой фигурирует в том числе аварийное техническое состояние, и входящим в вышеупомянутые перечни, указанные в Техническом регламенте, является ГОСТ 31937-2011, введенный в действие с 1 января 2014 года.

Исходя из того, что техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципом применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг (статья 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"), общие требования к отнесению технического состояния строительных конструкций здания или сооружения к той или иной категории и сама "шкала" этих категорий не могут быть определены каким-либо иным, отличным от ГОСТ 31937-2011, документом.

СП 454.1325800.2019 основывается на требованиях, установленных ГОСТ 31937-2011, и определяет упрощенную (ввиду небольшой вариативности конструктивных и объемно-планировочных решений многоквартирных домов, составляющих основу аварийного жилищного фонда Российской Федерации) процедуру обследования технического состояния многоквартирного дома и отнесения его к аварийной категории.

Таким образом, по мнению Фонда, применение с 2017 года по настоящее время при обследовании технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома или здания в целом какой-либо иной "шкалы" категорий технических состояний, нежели установленной ГОСТ 31937-2011, а также применение при обследовании домов способов и методов, не предусмотренных ГОСТ 31937-2011 или СП 454.1325800.2019, не будет основано на действующем законодательстве.

Если при проведении повторного обследования дома подтвердится факт нахождения строительных конструкций здания в аварийном состоянии (даже с учетом поддерживающих мероприятий, описанных в обращении), то необходимость во внесении каких-либо изменений в ранее принятое решение органа власти или органа местного самоуправления о признании дома аварийным отсутствует.

Если же при повторном обследовании дома специализированной организацией ранее выявленный факт аварийности его строительных конструкций будет опровергнут, потребуется пересмотр решения органа власти или органа местного самоуправления о признании дома аварийным.

Отсутствие нормативного регулирования на федеральном уровне вопроса пересмотра решения межведомственных комиссий, принятых в нарушение установленного порядка, отсутствие муниципальной собственности в многоквартирном доме, выдача третьим лицам копий решений о признании многоквартирного дома аварийным, а также факт подготовки специализированной организацией заключения о состоянии многоквартирного дома по заказу физических лиц не являются препятствиями к повторному обследованию и пересмотру, в том числе в порядке самоконтроля. При этом порядок работы межведомственных комиссий при устранении ранее допущенных нарушений Положения, включая очередность повторной оценки состояния домов, по которым выявлены дефектные заключения, может определяться нормативными актами органов власти или местного самоуправления.

Обращаем внимание, что предложения Фонда о проведении дополнительных обследований многоквартирных домов в случае дефектности заключений специализированных организаций, положенных в основу решений о признании таких домов аварийными, носят рекомендательный характер.

Первый заместитель

генерального директора

О.С.РУРИН