<Письмо> Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 15.06.2020 N ОР-07/1114 <О полномочиях органов местного самоуправления распоряжаться жилыми помещениями при реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда>
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - ФОНД СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
от 15 июня 2020 г. N ОР-07/1114
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее Фонд), рассмотрев поступившее обращение, сообщает следующее.
Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее Закон о местном самоуправлении), от имени муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, согласно части 10 статьи 35 Закона о местном самоуправлении, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Как указано в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2017 года N 4-АПГ17-2, предоставленное федеральным законодателем органам местного самоуправления полномочие от имени муниципального образования самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе отчуждать его и совершать иные сделки, произвольным не является. Данное полномочие, как это следует из предписаний статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 7 и 51 Закона о местном самоуправлении, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и не может нарушать права и законные интересы других лиц.
По мнению Фонда, федеральный законодатель, установив целевое назначение средств финансовой поддержки, предполагал, равным образом, и целевое использование жилых помещений, приобретенных с использованием указанных средств. Таким образом, орган местного самоуправления вправе использовать приобретенные за счет средств финансовой поддержки жилые помещения только на цели, связанные с реализацией программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Исходя из изложенного, муниципальное образование, как собственник жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных в том числе с использованием средств финансовой поддержки Фонда и не использованных для переселения граждан из аварийного жилья по не зависящим от него причинам, вправе установить порядок, основания и условия распоряжения таким жилыми помещениями. Подтверждением правомерности данного подхода может служить позиция Конституционного суда Российской Федерации, выраженная в пункте 3 постановления от 30 марта 2012 года N 9-П: "Органы местного самоуправления, самостоятельно управляя муниципальной собственностью от имени местного сообщества, определяют в своих правовых актах, являющихся официальной формой осуществления муниципальной власти, настоящее и будущее предназначение объектов муниципальной собственности. Самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальным жилищным фондом (если только это связано с решением задач, возложенных на местное самоуправление) не зависит, таким образом, от того, образован этот фонд за счет жилых помещений, переданных муниципалитетам иными уровнями публичной власти, или он сформирован посредством использования муниципальных финансов и других материальных ресурсов".
В случае продажи органами местного самоуправления жилых помещений полученные от реализации денежные средства должны быть восстановлены в местном бюджете по соответствующим кодам бюджетной классификации, предназначенным для отражения средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, для дальнейшего расходования на выплату возмещения собственникам за изымаемое жилье.
Кроме того, в республиканскую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда необходимо внести изменения, предусматривающие определение способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем выкупа жилых помещений у собственников.
Заместитель генерального директора
О.С.РУРИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей