Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Б. Электролитическое производство и рафинирование алюминия

Б. Электролитическое производство

и рафинирование алюминия

2.5.25. Металлические перекрытия каналов и проемов, проложенных вдоль корпусов, должны быть электроизолированы от опорных стенок и иметь электроизоляционные вставки не менее 30 мм на участках между смежными электролизерами. Указанные перекрытия должны быть уложены ровно и устойчиво.

2.5.26. Металлические перекрытия шинных каналов и проемов в зоне электролизера должны иметь потенциал кожуха (катода) электролизера.

2.5.27. Металлические перекрытия шинных каналов, проложенных поперек электролизной серии (корпуса), должны быть электроизолированы от опорных стенок и иметь электроизоляционные вставки шириной не менее 60 мм между рядами электролизеров.

2.5.28. Крышки проемов между электролизерами в перекрытии второго этажа, а также перекрытия проемов реконструируемых электролизеров должны быть электроизолированы от кожухов соседних электролизеров.

2.5.29. Для ремонта крупногабаритного оборудования (мостовых кранов, напольных рельсовых машин, электролизеров и т.п.), складирования материалов и механизмов должны быть предусмотрены специальные площадки, обеспечивающие размещение их не ближе 2,5 м от шинопроводов и частей электролизеров, находящихся под напряжением.

Если указанные требования на действующих заводах выполнить невозможно, должны быть разработаны меры, обеспечивающие безопасность производства работ по ремонту каждого вида оборудования.

2.5.30. В двухэтажных корпусах электролиза кожухи электролизеров, ошиновка и их опорные конструкции, расположенные на первом этаже, должны быть ограждены решеткой, изолированной от строительных конструкций, или стенкой из неэлектропроводных материалов. Аэрационные проемы в продольных стенах корпуса должны быть закрыты заземленными металлическими решетками (сетками), не затрудняющими вентиляцию корпуса. Вход людей и въезд транспорта на первый этаж разрешается по наряду-допуску.

2.5.31. Лестницы между этажами, ограждения лестниц и проемов в двухэтажных корпусах электролиза должны быть выполнены из неэлектропроводных материалов. Допускается изготовление их из металла с последующим покрытием деревом, пластиком или другим неэлектропроводным материалом.

2.5.32. При проектировании и эксплуатации электролизеров с обожженными анодами должна быть обеспечена безопасность обслуживания механизмов и оборудования, размещенного на анодной раме. Перетяжка анодов должна осуществляться со специальных устройств, оборудованных лестницами и ограждениями.

2.5.33. Расстояние между стояками шинопроводов и выступающими частями электролизеров при их продольном расположении должно быть не менее 0,7 м. Если между торцами электролизеров не предусматривается нахождение людей, то это расстояние может быть уменьшено до размеров, допускаемых конструкцией электролизеров.

2.5.34. Во вновь строящихся корпусах электролиза ширина зоны обслуживания электролизеров со стороны продольных сторон должна быть не менее 2,5 м.

2.5.35. Расстояние между стенками продольных шинных каналов (проемов) в центральном проходе корпуса должно быть не менее 3,5 м.

2.5.36. Подключение к питающей сети электродвигателей, установленных на электролизерах, должно осуществляться через групповые разделительные трансформаторы. К одному трансформатору должны подключаться электродвигатели, установленные не более чем на 15 электролизерах.

2.5.37. Магистральные металлические газоходы, расположенные в корпусах электролиза, у входа в сборный газоход, должны иметь изоляцию из двух последовательно установленных электроизоляционных вставок.

2.5.38. У электролизеров с боковым токоподводом к самообжигающемуся аноду должны быть электроизолированы следующие элементы:

а) катодный кожух от фундамента или опорных строительных конструкций;

б) металлоконструкции электролизера от анодного и катодного кожухов;

в) шторные укрытия от катодного кожуха;

г) анодные пакеты шин от металлических конструкций;

д) крюки временной подвески анода от металлоконструкций или должен быть узел изоляции непосредственно на переносимых тягах для временной подвески анода при перетяжке анодной рамы.

2.5.39. На электролизерах с обожженными анодами должны быть электроизолированы:

а) катодный кожух от фундамента или опорных строительных конструкций;

б) металлоконструкции анодной части от катодного кожуха;

в) металлоконструкции анодной части, установленные на спецопорах, от этих опор, опоры - от земли (опоры должны быть электрически соединены с катодным кожухом);

г) домкраты механизма подъема анодов от анодной рамы и ошиновки;

д) укрытия от катодного кожуха.

2.5.40. На электролизерах с верхним токоподводом к самообжигающемуся аноду должны быть электроизолированы:

а) катодный кожух от фундамента или опорных строительных конструкций;

б) домкраты основного механизма подъема анода от катодного кожуха;

в) домкраты основного механизма подъема анода от спецопор при установке на спецопоры, а спецопоры - от земли (опоры должны быть электрически соединены с катодным кожухом);

г) домкраты вспомогательного механизма подъема анода от анодного кожуха.

2.5.41. На электролизерах электролитического рафинирования должны быть электроизолированы:

а) кожух электролизера от земли, строительных конструкций корпуса электролиза и металлоконструкций катодной части электролизера;

б) пакет катодных шин от домкратов механизма перемещения катодов;

в) металлоконструкции электролизера от опорных стоек газоотсосного трубопровода;

г) газосборный колпак от патрубка газоотсосного трубопровода.

2.5.42. Система электроизоляции в корпусах электролиза должна исключать наличие потенциала "земля" в ремонтных зонах напольных рельсовых машин и местах загрузки их сырьем до уровня подкрановых балок.

2.5.43. Схема контроля электроизоляции оборудования электролизных серий от земли должна включать обязательную проверку изоляции следующих элементов:

а) электролизеров и ошиновки;

б) перекрытий шинных каналов и рабочих площадок для обслуживания электролизеров;

в) металлических деталей систем приточной вентиляции, особенно расположенных у пола и стен корпусов;

г) металлических трубопроводов, бронированных кабелей, защитных коробок, кронштейнов и других несущих металлоконструкций в корпусе, расположенных ниже 3,5 м от пола;

д) металлических крышек люков подземных боровов и каналов;

е) узлов изоляции подвески крюков мостовых кранов;

ж) внутренних поверхностей стен на высоту до 3 м и колонн на высоту 3,5 м от уровня пола.

Сопротивление изоляции вышеперечисленных устройств и конструктивных элементов должно быть: по пп. "б", "в", "г", "д", "ж" - не менее 0,05 МОм, по п. "е" - не менее 1,5 МОм для каждой ступени изоляции. Сопротивление изоляции конструктивных элементов, указанных в п. "а" для новых или капитально отремонтированных электролизеров до подключения их к общесерийной ошиновке, должно быть не менее 0,5 МОм.

2.5.44. Рельсы напольных машин для обслуживания электролизеров должны иметь электроизоляционные вставки между соседними в ряду электролизерами. Участки рельсов в зоне электролиза должны иметь потенциал катодного кожуха, а на участках ремонтных зон - потенциал катода крайнего в ряду электролизера.

Сопротивление изоляции вставок должно быть не менее 0,5 МОм.

2.5.45. В конструкциях напольных рельсовых машин для обслуживания электролизеров должны быть предусмотрены следующие узлы электроизоляции:

а) ходовые колеса от металлоконструкций;

б) привод ходовых колес от металлоконструкций;

в) механизм продавливания корки электролита от металлоконструкций;

г) соединительное устройство аэрожелоба или монжусных труб от металлоконструкций машины и соприкасающихся элементов корпуса электролизера;

д) аэрожелоб или монжусные трубы от металлоконструкций;

е) трубы от металлоконструкций в месте перехода их в исполнительный орган механизма продавливания корки электролита;

ж) стыковочное загрузочное устройство машины от металлоконструкций корпуса; число ступеней изоляции устройства должно быть не менее трех;

з) выдвижной конвейер для загрузки анодной массы от металлоконструкций корпуса машины; число ступеней изоляции должно быть не менее трех.

Сопротивление изоляции перечисленных выше элементов напольных рельсовых машин должно быть: по пп. "а" - "е" - не менее 1,5 МОм, по пп. "ж", "з" - не менее 0,5 МОм.

2.5.46. Проверка сопротивления электроизоляции ошиновки и конструкций электролизера от "земли" должна проводиться после монтажа и капитального ремонта.

2.5.47. За состоянием электроизоляции оборудования, указанного в пп. 2.5.42 - 2.5.44, должен быть установлен периодический (не реже одного раза в месяц) контроль, который осуществляется согласно инструкции, утвержденной техническим руководителем организации. Обнаруженные дефекты изоляции должны немедленно устраняться.

2.5.48. При эксплуатации электролизеров с верхним токопроводом к самообжигающемуся аноду расстояние от подошвы анода до концов нижнего ряда штырей должно быть не менее 200 мм.

2.5.49. Перед проведением операции по перестановке штырей на электролизерах с верхним токопроводом к самообжигающемуся аноду должны быть выставлены знаки, запрещающие вход в опасную зону.

При извлечении и подъеме штыря из анодного гнезда в течение первых двух минут с начала подъема не допускается пребывание людей на аноде, анодной площадке и на расстоянии ближе 6 м от анода.

2.5.50. В корпусах электролиза должен осуществляться автоматический контроль за содержанием фтористого водорода в воздухе рабочих зон с устройством световой и звуковой сигнализации, срабатывающей при приближении его концентрации к предельно допустимой.

2.5.51. Не допускается во время ликвидации анодного эффекта на электролизере проводить другие работы на нем.

2.5.52. Уровень металла в вакуум-ковше должен быть ниже летки не менее чем на 100 мм. Переливка металла из вакуум-ковшей в литейные должна быть механизирована.

2.5.53. При транспортировании ковшей с металлом на тележках поворотный механизм должен быть застопорен предохранительной защелкой. Чистка и ремонт ковшей должны производиться в специально отведенном месте.

2.5.54. Самоходные безрельсовые механизмы для обслуживания электролизеров и транспорт должны быть снабжены колесами с литыми или надувными шинами.

2.5.55. Не допускается перемещать и складировать длинномерные металлические предметы поперек электролизного корпуса.

2.5.56. Не допускается одновременный ремонт напольной рельсовой машины и мостового, штыревого или комплексного анодного крана в одной ремонтной зоне.

2.5.57. В корпусе электролиза должен находиться комплект защитных средств от поражения электрическим током, состоящий из диэлектрических перчаток, бот, ковриков и инструмента с электроизолированными ручками.