7. Об условиях привлечения должностного лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.57 КоАП РФ

7. Об условиях привлечения должностного лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.57 КоАП РФ.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом изложенного полагаем, что привлечение должностного лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.57 КоАП РФ возможно только в случае документального подтверждения того обстоятельства, что именно привлекаемое должностное лицо несет ответственность за совершенное правонарушение. Перечень служебных обязанностей должностного лица определяется на основе устава учреждения, должностной инструкции привлекаемого лица, а также положений его трудового договора.

Также отмечаем, что должностные лица могут подлежать привлечению к административной ответственности за несоответствие юридического лица требованиям, установленным Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ (например, решения Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2021 по делу N А53-3771/2021, от 21.05.2021 по делу N А53-3771/2021, от 29.06.2021 по делу N А53-16186/2021).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Кроме того, необходимо учитывать, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 2.1 КоАП РФ дополнена новой частью 4, в соответствии с которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2.1 КоАП РФ.