1. О правилах взаимодействия с третьими лицами

1. О правилах взаимодействия с третьими лицами.

1.1. С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон от 01.07.2021 N 254-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ) направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей указанной статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:

имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;

имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия.

Указанные согласия, содержащие в том числе согласие должника и (или) третьего лица на обработку его персональных данных, должны быть даны в письменной форме в виде отдельных документов (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ в отношении кредиторов, являющихся кредитными организациями, положения статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных после дня вступления в силу Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ, то есть после 01.07.2021.

В отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр, законодательство Российской Федерации подобных положений не устанавливает.

В связи с этим рекомендуется исходить из следующего.

При осуществлении взаимодействия в целях возврата просроченной задолженности (как новый кредитор и как представитель кредитора) юридическим лицам, включенным в государственный реестр, следует осуществлять взаимодействие с третьими лицами с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 01.07.2021 N 254-ФЗ.

При осуществлении юридическим лицом, включенным в государственный реестр, деятельности по возврату просроченной задолженности на основании договора цессии либо агентского договора, заключенного с кредитной организацией, взаимодействие с третьими лицами необходимо осуществлять по договорам, заключенным после 01.07.2021, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 01.07.2021 N 254-ФЗ (в противном случае юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности), по кредитным договорам, заключенным до 01.07.2021, - без учета таких изменений.

1.2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ, устанавливая правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, в том числе ограничения и условия использования отдельных способов взаимодействия, не содержит нормативных предписаний, обязывающих кредитора или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, осуществлять с должником взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, только по номеру телефона, указанному должником в качестве его личного контактного телефонного номера, и исключающих возможность осуществления направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником по иным номерам телефонов должника, сведения о которых имеются у кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

В этой связи рекомендуется следующий порядок действий.

При осуществлении взаимодействия по таким номерам телефонов (например, числящимся как дополнительные, рабочие или "домашние" номера телефонов должника) сотрудник юридического лица, осуществляющий взаимодействие, должен представиться, озвучить наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах (то есть выполнить требования части 4 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ), а также идентифицировать лицо, ответившее на звонок (должник или третье лицо). Если ответивший гражданин сообщает, что он является третьим лицом, то в отсутствие письменных согласий, полученных в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, взаимодействие с ним необходимо прекратить.

Аналогичным образом следует поступать в ситуациях, когда в ходе диалога юридическому лицу стало известно о принадлежности телефонного номера, указанного как личный номер телефона должника, третьему лицу.

Таким образом, взаимодействие с третьими лицами для выяснения принадлежности телефонного номера допускается. Однако если после установления фактической принадлежности телефонного номера третьему лицу юридическое лицо продолжило взаимодействие по данному номеру в отсутствие письменных согласий, полученных в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, такие действия не соответствуют Федеральному закону от 03.07.2016 N 230-ФЗ, поскольку нарушают права третьих лиц, являющихся собственниками телефонных номеров.

Такая позиция отражена в судебной практике (например, в решениях Арбитражного суда Красноярского края от 10.08.2021 по делу N А33-15022/2021 и от 16.06.2021 по делу N А33-9431/2021).

При отсутствии актуальных сведений о телефонном номере должника, по которому с ним можно связаться напрямую, представитель кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, вправе предложить третьему лицу сообщить телефонный номер должника. Не исключается возможность получения от должника документального подтверждения принадлежности ему того или иного номера. Связь с должником возможно установить и другими предусмотренными законом способами (почтовой связью, посредством электронной почты, личных встреч).

В случае звонка на "домашний" номер телефона должника и ответа на такой звонок третьим лицом сотруднику юридического лица, осуществляющему взаимодействие, следует попросить пригласить к телефону должника, а при получении отказа - прекратить взаимодействие.

При этом, руководствуясь принципом добросовестности, в дальнейшем допустимо осуществлять повторный звонок на "домашний" номер телефона, с учетом установленной периодичности взаимодействия в день, неделю, месяц.

Кроме того, во всех случаях взаимодействия с третьими лицами по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, следует соблюдать требования Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, запрещающие без согласия должника разглашение сведений о нем, просроченной задолженности и ее взыскании, а также разглашение любых других персональных данных должника (часть 3 статьи 6).

1.3. Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ напрямую не регулирует правила ведения телефонных переговоров по инициативе третьих лиц.

В таких случаях сотруднику юридического лица рекомендуется следующее.

Следует выяснить причину звонка и исходить из содержания озвучиваемой третьим лицом информации, соблюдая в течение разговора требования части 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ.

В случае поступления входящего звонка от третьего лица, которое не представилось, никаких конкретных сведений о должнике, наличии у него просроченной задолженности и ее взыскании такому третьему лицу не озвучиваются, за исключением наименования юридического лица, фамилии, имени, отчества сотрудника, принявшего входящий звонок.

Также в ходе диалога третьему лицу могут быть сообщены сведения о причине ранее совершенных действий по телефонному номеру третьего лица (если такие действия совершались), например, о ранее совершенных телефонных вызовах на телефонный номер третьего лица, если третье лицо не ответило на такие телефонные вызовы.

Если третье лицо жалуется на поступление ему телефонных звонков либо смс-сообщений по задолженности другого человека, дальнейшее взаимодействие по данному номеру телефона должно быть прекращено. Следует учитывать, что риск нарушения прав третьих лиц несет лицо, осуществляющее взаимодействие.

Данная позиция согласуется с судебной практикой (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по делу N А40-122354/21, Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.01.2021 по делу N А33-28551/2020, от 10.06.2021 по делу N А33-1274/2021 и от 18.10.2021 по делу N А33-14630/2021).

Входящий звонок третьего лица на абонентский номер, принадлежащий юридическому лицу, осуществляющему возврат просроченной задолженности, не учитывается при установлении частоты взаимодействия в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ.