VI. Заключение

Возврат просроченной задолженности физических лиц - это сложнейший вид деятельности, сочетающей внесудебный порядок возврата задолженности и альтернативный порядок исполнения решений о ее принудительном взыскании.

Данная деятельность нередко связана с непосредственным вторжением в частную жизнь граждан, неизбежным применением информационно-психологических методов воздействия на должников, ориентированных на понуждение к погашению задолженности.

Существующая до 2016 г. нормативная база и правоприменительная практика, действующие в отношении коллекторских агентств и иных лиц, занимающихся возвратом просроченной задолженности, не только не гарантировала правовой защиты граждан, но и открывала широкие возможности для различных противоправных действий со стороны коллекторов.

"Коллекторы - это абсолютно экономическая категория, некий регулятор экономических отношений. Для придания коллекторскому агентству статуса легитимной организации, повышения уровня квалификации коллекторов следует закрепить на законодательном уровне минимальные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должности коллектора, а также четко определить перечень их прав и обязанностей", - отмечала ФССП России еще в 2011 году (из пресс-релиза ФССП России "Коллекторская деятельность в Российской Федерации", 2011 г. <2>).

--------------------------------

<2> URL: https://fssp.gov.ru/pressreleases/document1782.

С принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ была решена главная задача - законодательно урегулирована деятельность коллекторских организаций.

Вместе с тем отдельные нормы Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ сразу же после его принятия вызвали неоднозначную оценку со стороны лиц, которых он коснулся.

Высказывались мнения, что он направлен в первую очередь на защиту интересов должников и в определенной степени ущемляет права кредиторов.

Отмечалось, что отдельные положения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ не имеют однозначного толкования.

Если принять во внимание что в России, как указывает саморегулируемая организация "Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств" (СРО "НАПКА"), число должников с просроченными потребительскими кредитами на конец февраля 2021 г. составляло 5,4 млн человек, то вполне очевидно, что даже пятилетняя практика применения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ не в состоянии исключить всех проблем, возникающих в ходе его применения.

Одна из них - создание неоднозначной, а порой и противоречивой практики применения правовых норм, регулирующих данную сферу деятельности, что в свою очередь оставляет возможность для недобросовестных участников рынка возврата просроченной задолженности нарушать права граждан.

С другой стороны, по утверждению СРО "НАПКА", противоречивая правоприменительная практика "является препятствием для выстраивания юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенными в государственный реестр ФССП России, бизнес-процессов таким образом, чтобы исключить нарушения законодательства Российской Федерации".

ФССП России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные (надзорные) функции в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности, обязана обеспечивать как защиту прав и законных интересов граждан-должников, так и надлежащие условия осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности юридическими лицами, включенными в государственный реестр, то есть обеспечивать баланс прав и обязанностей обеих сторон соответствующих правоотношений.

Данное Руководство должно помочь обеспечить подобный баланс, излагая позицию ФССП России во вопросу о том, какие действия контролируемых лиц являются правомерными, и при этом не вдаваясь в оценку решений судебных органов.

Приведенные примеры соблюдения отдельных обязательных требований могут помочь в разрешении проблемных вопросов всем участникам соответствующих правоотношений.

Другая цель Руководства - попытаться поменять стиль общения юридических лиц, включенных в государственный реестр, с должниками, переориентировать такие юридические лица не на скорейшее погашения долга на грани законности, а на медиативную работу, направленную на урегулирование проблемной ситуации.

Должник должен быть уверен, что в любом случае у него есть возможность решить свои проблемы в рамках правового поля, не волнуясь о возможных противоправных действиях со стороны юридических лиц, включенных в государственный реестр.

В этой связи стандарты взаимодействия с должниками юридических лиц, включенных в государственный реестр, изложенные в Руководстве, играют важнейшую роль в определении стиля их работы.

Руководство не имеет статуса нормативного правового акта, не содержит норм права, а также не отменяет и не изменяет прав и обязанностей должников и кредиторов.

Оно носит рекомендательный характер для организаций, входящих в сферу федерального государственного контроля (надзора) ФССП России.

Деятельность лиц, соблюдающих обязательные требования в соответствии с рекомендациями Руководства, не может быть квалифицирована как нарушение действующего законодательства.

Руководство также поможет критически оценить существующее правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности, которое продолжает находиться в поиске баланса между ограничением прав должника, с одной стороны, и защитой ожиданий кредитора, с другой.

ФССП России оставляет за собой право вносить изменения в Руководство либо издавать новые руководства в случае внесения изменений в действующее законодательство или в случае появления новой судебной практики.