I. Введение

До 2016 года деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц не была должным образом урегулирована на законодательном уровне и фактически находилась вне рамок государственного контроля.

Возврат просроченной задолженности физических лиц зачастую осуществлялся с использованием нелегальных методов взаимодействия с должниками, в том числе посредством психологического и физического давления на них, вследствие чего проблема защиты прав и законных интересов должников вышла на первый план.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее по тексту - Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ) были четко регламентированы права и обязанности кредиторов и их уполномоченных представителей при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, а также установлены условия осуществления деятельности юридическим лицом, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее также - контролируемые юридические лица).

Вместе с тем нарушения норм Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ регулярно фиксируются должностными лицами ФССП России. При этом со стороны контролируемых юридических лиц и со стороны контрольного (надзорного) органа нередко наблюдается существенное расхождение во взглядах относительно критериев правомерности совершаемых действий по возврату просроченной задолженности на основе Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ.

За нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности установлена административная ответственность статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

До июня 2021 года дела о соответствующих административных правонарушениях рассматривались только судами. С 22.06.2021 в результате вступления в силу Федерального закона от 11.06.2021 N 205-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 14.57 КоАП РФ наделены также должностные лица ФССП России.

Таким образом, практика применения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, была сформирована преимущественно судами.

В силу статей 10 и 120 Конституции Российской Федерации, а также статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Таким образом, ФССП России как федеральный орган исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов и давать оценку принимаемым ими решениям.

Вместе с тем следует отметить, что имеющаяся к настоящему моменту судебная практика по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 14.57 КоАП РФ является весьма противоречивой, что обусловлено существованием различных взглядов на трактовку и применение одних и тех же положений Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ у представителей судейского сообщества в различных субъектах Российской Федерации.

Соответственно, не является единообразной и практика рассмотрения дел об административных правонарушениях по статье 14.57 КоАП РФ уполномоченными должностными лицами ФССП России в различных субъектах Российской Федерации, которая в большинстве своем следует позициям соответствующих судов, изложенным в ранее вынесенных ими судебных актах.

Настоящее Руководство по соблюдению юридическими лицами, включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, обязательных требований (далее - Руководство) подготовлено Федеральной службой судебных приставов в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ) и пунктом 5 части 2 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях информирования контролируемых юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, а также недопущения нарушений прав и законных интересов должников и иных лиц.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ федеральные органы исполнительной власти дают официальные разъяснения обязательных требований (в целях пояснения их содержания) в отношении принятых ими нормативных правовых актов.

ФССП России не наделена полномочиями по разработке и утверждению нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности.

С учетом изложенного настоящее Руководство содержит результаты анализа правоприменительной практики по различным спорным вопросам применения и трактовки обязательных требований в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности, сложившейся за период осуществления ФССП России полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере.

В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.