Основные ориентиры на 2024 - 2025 годы утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 25.12.2023 N 26.

III. Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов на 2022 - 2023 годы и рекомендуемые меры по их достижению

III. Основные ориентиры макроэкономической политики

государств-членов на 2022 - 2023 годы и рекомендуемые меры

по их достижению

В период 2022 - 2023 годов, по прогнозам ведущих международных организаций, мировая экономика, пройдя пик восстановления в I полугодии 2021 г., продолжит замедляться. По прогнозу МВФ, глобальный экономический рост в 2022 - 2023 годах составит 3,6 процента ежегодно. Китайская экономика в 2022 году может вырасти на 4,4 процента, а в 2023 - на 5,1 процента, индийская - на 8,2 и 6,9 процента соответственно. Экономическое развитие Союза в этот период продолжит отставать от динамики мировой экономики.

Несмотря на то что прибыль крупных и средних предприятий на фоне удорожания сырьевых и потребительских товаров в 2021 году достигла уровня, превышающего допандемические значения, инвестиционная активность остается слабой, не происходит перетока капитала из экспортно-ориентированных сырьевых производств в высокотехнологичные сектора экономики, сохраняется значительный вывоз капитала в третьи страны. В частности, в Российской Федерации чистая прибыль крупных и средних предприятий в 2021 году увеличилась в 2,6 раза, показав самый динамичный рост за последние годы. Однако отток капитала за этот же период вырос почти в 1,5 раза, до 72 млрд долларов США. Это обусловливает важность проведения работы по деофшоризации экономик государств-членов, повышению инвестиционной привлекательности Союза и развитию взаимных инвестиций. Одним из важнейших направлений по формированию благоприятных условий для повышения объемов инвестиций является обеспечение макроэкономической устойчивости. Действенным ответом на инфляционную ситуацию должно стать всестороннее содействие повышению эффективности производства товаров и предоставления услуг и расширению их предложения на рынке Союза.

Для стимулирования вложений в научно-техническое развитие, модернизацию производства в государствах-членах, повышение производительности и эффективности необходимо ориентирование макроэкономической политики на цели повышения инвестиционной и инновационной активности, улучшение делового климата, снижение инвестиционных рисков и создание оптимальных условий для реализации в государствах-членах перспективных инвестиционных и инновационных проектов. Для привлечения инвестиций важно активизировать меры по развитию рынка капитала.

Частные инвестиции необходимо поддерживать инструментами бюджетной политики, включая налоговое и административное стимулирование, а также широким внедрением софинансирования инвестиционных проектов в различных секторах экономики, в том числе на основе государственно-частного партнерства. В среднесрочном периоде одними из важнейших приоритетов бюджетной политики останутся финансирование расходов на нужды здравоохранения, а также адресная поддержка особо нуждающихся категорий населения и пострадавших от неблагоприятной экономической ситуации секторов экономики. В то же время по мере адаптации бюджетов к новым условиям приоритетами налогово-бюджетной политики государств-членов должны стать структурная перестройка экономики, инвестиции в научные исследования, наращивание человеческого капитала и другие долгосрочные задачи, создающие возможности для перехода государств-членов к новому качеству экономического развития и ускорения экономического роста.

Особое внимание необходимо уделить стимулированию инвестиций в повышение технологического уровня экономики, увеличение глубины переработки и экологичности производимой продукции, расширение производств нового технологического уклада, опережающее развитие которого необходимо для модернизации и конкурентоспособности экономики. Уже в ближайшее время неотъемлемой частью бизнес-процессов станет использование технологий больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения. Ключевое влияние на рынок труда окажет повсеместное внедрение автоматизированных и цифровых рабочих мест. Значительно увеличится ценность навыков и знаний в этих сферах. Необходимо стимулирование в государствах-членах научно-технического развития, нацеленного на создание "умной" национальной экономики на основе синтеза и дальнейшего развития достижений государств-членов в сфере науки с вовлечением в решение этой задачи частного капитала и средств национальных и наднациональных институтов развития.

Важно сосредоточить внимание на создании конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и разработке совместных масштабных высокотехнологичных проектов - символов евразийской интеграции. Развитие экономической ситуации, в том числе перенос импортируемой инфляции во внутренние цены и усиление санкционного давления на ряд государств-членов, вновь ставит на повестку дня решение в Союзе задачи внутренней обеспеченности. Одним из важнейших направлений развития производственного потенциала должны стать высокотехнологичные отрасли и инновационные продукты, создаваемые и внедряемые в производство на взаимовыгодной кооперационной основе.

Для реализации такой задачи представляется важным в единых технических регламентах Союза закладывать поэтапный переход к более высоким техническим нормам, обусловливающим производство конкурентоспособной, высокотехнологичной и инновационной промышленной продукции. Кроме того, особое внимание должно быть уделено системному развитию стандартизации. Активное вовлечение промышленных предприятий государств-членов в процессы стандартизации позволит заложить основы создания новой конкурентоспособной продукции, модернизации и технического перевооружения промышленности, повышения ее экспортного потенциала. Не менее значимым является повышение эффективности проведения на национальном уровне работ по оценке соответствия (преимущественно на серийно выпускаемую зарубежную продукцию) с целью недопущения необоснованной (без проведения всех установленных в Союзе обязательных процедур) выдачи органами по сертификации и испытательными лабораториями (аккредитованными в рамках национальных систем аккредитации) документов об оценке соответствия.

Представляется важным учитывать, что переход к новому технологическому укладу сопровождается повышением требований к экологической чистоте производства, которая становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности и одним из важнейших приоритетов для инвестирования.

Необходимо наращивать объемы и устойчивость торговых потоков в Союзе и за его пределами, совершенствуя транспортную и логистическую инфраструктуру, устраняя препятствия во взаимной торговле и предупреждая создание новых трансграничных барьеров, развивая перспективные формы торговли и формируя новые экспортные возможности. Укрепление экономического и торгового сотрудничества Союза с третьими странами, международными организациями и интеграционными объединениями не только создаст прочную основу для поддержания стабильного спроса на продукцию государств-членов на внешних рынках, но и послужит их развитию в контексте системы глобальных экономических отношений интегрального мирохозяйственного уклада. В свою очередь, повышение емкости и обеспечение максимальной эффективности общего рынка Союза во многом будет зависеть от проведения системной работы по повышению доходов населения, а также последовательной реализации политики сближения и выравнивания уровней экономического развития государств-членов, что поможет государствам-членам и регионам с низким уровнем доходов полноформатно участвовать в общем рынке и повысить уровень благосостояния своих граждан.

Новая экономическая реальность создает как риски, так и возможности для экономического развития Союза. Использование имеющегося в Союзе экономического, производственного и научно-технического потенциала позволяет обеспечить внутреннюю устойчивость экономик государств-членов и сближение государств-членов по уровню экономического развития, что в перспективе создаст условия для выхода на траекторию ежегодного прироста ВВП Союза темпами 4,5 - 5,5 процента, однако в изменяющихся условиях может потребоваться переоценка потенциальных темпов роста Союза.

Важнейшие инструменты для достижения цели по выходу Союза на траекторию опережающего развития уже заложены в Стратегических направлениях. В предстоящий период государствам-членам совместно с Евразийской экономической комиссией особенно важно обеспечить их последовательную и скорейшую реализацию для перехода Союза на новый уровень экономического развития.

Государствам-членам для решения поставленных задач рекомендуется направить усилия на реализацию следующих мер.

Обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости к внешним вызовам, в том числе:

выработка совместных мер государств-членов по обеспечению стабильного функционирования товарных, финансовых и валютных рынков;

обеспечение стабильного функционирования инфраструктуры финансового рынка, включая национальные платежные системы, действующие на территориях государств-членов, а также каналы передачи финансовых сообщений;

поддержание стабильности цен посредством реализации комплекса инструментов макроэкономического регулирования и проведения эффективной денежно-кредитной политики;

повышение доверия к проводимой в государствах-членах антиинфляционной политике с целью снижения инфляционных ожиданий;

проведение бюджетной консолидации, в том числе путем оптимизации бюджетных расходов и направления бюджетных средств в пользу расходов с наибольшим социально-экономическим эффектом;

привлечение для финансирования бюджетных расходов средств в национальной валюте для минимизации валютных рисков;

реализация мероприятий по поддержке занятости и сохранению рабочих мест;

содействие развитию агропромышленного производства в целях устойчивого обеспечения населения продовольственными товарами;

развитие конкурентной среды и обеспечение защиты конкуренции на трансграничных рынках.

Формирование государствами-членами благоприятных условий для наращивания объемов инвестиций в реальный сектор национальных экономик, в том числе:

обеспечение устойчивого функционирования и развития рынка капитала в целях использования его возможностей для финансирования инвестиций и инноваций в реальном секторе экономики;

совершенствование инструментов институтов развития для финансирования проектов, имеющих интеграционный потенциал, в том числе кооперационных, направленных на модернизацию и (или) расширение существующего производства;

разработка механизмов и программ обусловленного целевого финансирования для развития экономик государств-членов;

развитие механизмов стимулирования инвестиций инструментами налоговой и регуляторной политик в виде применения налоговых льгот, вычетов, специальных инвестиционных контрактов, упрощенных процедур;

разработка механизмов снижения рисков для розничных инвесторов и потребителей финансовых услуг, в том числе путем повышения финансовой грамотности и развития информационного взаимодействия между финансовыми организациями, операторами связи и органами государственной власти.

Развитие научно-технологического и производственного потенциала Союза, в том числе:

проведение совместных исследований государств-членов в сфере научно-технологического и инновационного развития на основе совместно определяемых приоритетов научно-технического прогресса;

разработка стратегической программы научно-технического развития Союза, имеющей рамочный характер;

определение критериев организации совместных научных исследований и инновационных проектов в сферах, представляющих взаимный интерес;

реализация программы повышения квалификации исследователей (включая магистрантов, аспирантов) посредством взаимных стажировок в научных организациях и вузах государств-членов;

формирование предложений по перспективным кооперационным проектам, включая проекты, направленные на решение задачи импортозамещения и локализации производства, а также по механизмам их реализации (в том числе в рамках цифровой повестки Союза);

создание перечня совместных масштабных высокотехнологичных проектов, способных стать символами евразийской интеграции;

подготовка и согласование положения о разработке, финансировании и реализации совместных проектов государств-членов;

формирование предложений для поэтапного установления в технических регламентах Союза более высоких технических норм, обеспечивающих производство конкурентоспособной, высокотехнологичной и инновационной промышленной продукции;

повышение эффективности проведения на национальном уровне работ по оценке соответствия (преимущественно на серийно выпускаемую зарубежную продукцию) с целью недопущения необоснованной (без проведения всех установленных в Союзе обязательных процедур) выдачи органами по сертификации и испытательными лабораториями (аккредитованными в рамках национальных систем аккредитации) документов об оценке соответствия;

подготовка и согласование положений для перехода к проведению в Союзе согласованной политики в области стандартизации, направленной на достаточное обеспечение исполнения требований технических регламентов Союза;

разработка и реализация межгосударственных программ;

создание постоянно действующей площадки для обсуждения тенденций и прогнозов развития технологий по ключевым направлениям;

реализация в Союзе принципов устойчивого развития и "зеленой" экономики, в том числе разработка концепции внедрения принципов "зеленой" экономики в Союзе.

Расширение возможностей внутреннего рынка Союза и укрепление взаимовыгодных отношений с третьими странами, в том числе:

разработка и принятие государствами-членами комплексных мер по повышению доходов населения;

устранение барьеров, сокращение изъятий и ограничений при перемещении товаров между государствами-членами, а также недопущение возникновения новых препятствий на внутреннем рынке Союза;

разработка предложений по формированию общего биржевого рынка товаров в рамках Союза;

продолжение работы по формированию общих рынков энергетических ресурсов;

реализация мероприятий, направленных на эффективное использование транзитного потенциала и координацию развития транспортной инфраструктуры евразийских транспортных коридоров;

разработка предложений по согласованному развитию испытательно-измерительных комплексов для проведения исследований (испытаний) и измерений продукции;

внедрение перспективных международных и региональных стандартов в целях повышения научно-технического уровня продукции и промышленных предприятий для расширения возможностей экспорта продукции в третьи страны;

формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров Союза;

проработка вопроса формирования оптово-распределительных центров продовольствия для стимулирования взаимной и внешней торговли государств-членов;

дальнейшее повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках Союза;

развитие электронной торговли товарами;

выработка комплекса мер по полноценной цифровизации государственных закупок в государствах-членах;

реализация совместных мер по развитию экспорта;

позиционирование Союза как одного из центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства путем сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь", укрепления взаимодействия с Шанхайской организацией сотрудничества, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, установления диалога с Европейским союзом и другими многосторонними объединениями и государствами Азии и Европы;

развитие сотрудничества с перспективными с точки зрения экономических интересов государств-членов международными организациями, региональными интеграционными объединениями и третьими странами, в том числе путем заключения торговых соглашений и меморандумов о сотрудничестве;

интенсификация бизнес-диалога с деловыми кругами третьих стран по линии Делового совета Евразийского экономического союза.