Основные ориентиры на 2024 - 2025 годы утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 25.12.2023 N 26.

II. Развитие экономик государств-членов в 2021 году и начале 2022 года

II. Развитие экономик государств-членов в 2021 году

и начале 2022 года

После экономического спада в 2020 году государствам-членам удалось адаптироваться к функционированию в условиях действия ограничительных мер по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19 и перейти к восстановительному росту. Экономический рост в целом по Союзу за 2021 год составил 4,6 процента, при этом отставая от среднемирового значения и продолжая тенденцию снижения доли Союза в мировой экономике.

В I полугодии 2021 г. подъему экономической активности способствовали широкие меры бюджетной поддержки и относительно мягкие денежно-кредитные условия. Однако впоследствии с учетом возросшей инфляции национальные (центральные) банки всех государств-членов постепенно повышали процентные ставки. Бюджетное стимулирование в большинстве государств-членов снижается, что также является сдерживающим фактором для экономического роста.

По итогам 2021 года прирост инвестиций в основной капитал составил 6,8 процента, что стало важным фактором восстановления экономического роста, однако, по оценке Евразийской экономической комиссии, для достижения среднемировых значений он должен составлять не менее 8 - 12 процентов в год.

Позитивную динамику во всех государствах-членах по итогам 2021 года показала промышленность. Наиболее высокий рост был характерен для высокотехнологичных отраслей экономики. В целом по Союзу прирост производства продукции фармацевтической отрасли составил 11,7 процента, автотранспортных средств - 14,1 процента, транспортного оборудования - 9 процентов. Производство летательных аппаратов выросло на 20,3 процента, станков и промышленного оборудования - на 17,3 процента, машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства - на 27 процентов.

В то же время снижение урожая основных сельскохозяйственных культур на фоне засухи в ряде регионов и рост затрат на закупку кормов и удобрений, энергоносителей, покупку и аренду земельных участков привели к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию, снижению выручки производителей и сокращению производства сельскохозяйственной продукции во всех государствах-членах, которое в целом по Союзу по итогам 2021 года составило 98,6 процента по отношению к 2020 году.

Во всех государствах-членах значительно вырос объем внешней и взаимной торговли - на 35,1 и 31,9 процента соответственно в целом по Союзу. Во внешней торговле рост стоимостного объема экспорта опережал динамику импорта, что в первую очередь обусловлено стремительным повышением цен на основные экспортируемые товары государств-членов. При этом физический объем экспорта в 2021 году по сравнению с 2020 годом сократился на 1,5 процента, в то время как физический объем импортных закупок вырос на 13,9 процента. В структуре экспорта сохраняется преобладание сырьевых товаров, в то время как в импорте приоритет отдан продукции машиностроения.

Экономики государств-членов интегрированы в систему мировых хозяйственных связей и во многом зависят от поставок из третьих стран. На фоне недостаточности отечественного предложения динамика импортных цен оказала значительное давление на ускорение инфляции в государствах-членах. Стоимость товаров, поставляемых из третьих стран, за 2021 год выросла в среднем на 7,6 процента, при этом около 70 процентов стоимостного импорта из третьих стран составляют товары промежуточного и инвестиционного спроса.

Основным фактором ускорения инфляции в 2021 году являлся дисбаланс спроса и предложения, связанный с устойчивым ростом внутреннего спроса, опережающим возможности расширения производства в рамках широкого круга отраслей. В результате во всех государствах-членах по итогам 2021 года зафиксирован рост цен, превышающий национальные среднесрочные цели по инфляции. Наименьший рост потребительских цен отмечен в Республике Армения (7,7 процента), наибольший - в Кыргызской Республике (11,2 процента). В начале 2022 года инерцию роста цен существенно усилили обесценение национальных валют государств-членов на фоне обострения геополитических рисков, а также увеличение инфляционных ожиданий населения и бизнеса, отражающее высокую неопределенность текущих процессов в экономике.

Бюджеты государств-членов, несмотря на продолжающуюся адресную поддержку наиболее уязвимых категорий населения и бизнеса, были сформированы и исполнены с учетом изменившихся условий. Большинство государств-членов (за исключением Республики Армения и Республики Казахстан) не превысило предельный уровень годового дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления, установленный статьей 63 Договора. Всем государствам-членам в 2021 году удалось изменить тенденцию роста долга сектора государственного управления по отношению к ВВП и перейти к его снижению. В то же время в Республике Армения и Кыргызской Республике уровень долга сектора государственного управления, установленный статьей 63 Договора, по-прежнему превышен.

Увеличение адресных бюджетных выплат и восстановление экономической активности позволили увеличить реальные доходы населения относительно предыдущего года. Однако реальные расходы на потребление на фоне повышения инфляционных ожиданий росли опережающими темпами, в том числе за счет повышения объемов потребительского кредитования. В структуре потребительского спроса в 2021 году наблюдалось перераспределение расходов в сторону товаров длительного пользования за счет снижения доли услуг.

В ответ на отклонение инфляции от целевых ориентиров все национальные (центральные) банки государств-членов приняли ряд решений о необходимости сдерживания спроса и повысили номинальные ключевые ставки. Учитывая, что факторы, влияющие на текущую динамику цен, лишь отчасти имеют монетарные предпосылки, антиинфляционное реагирование в государствах-членах может также предусматривать меры по расширению товарного предложения, снижению издержек и повышению эффективности производства товаров, поддержке конкуренции.

В целом в 2021 году государствам-членам удалось не допустить неконтролируемого ухудшения экономической ситуации, обеспечив реализацию антикризисных программ финансовой поддержки, восстановить деловую активность, занятость и взаимную торговлю, а также показать более высокие темпы экономического роста, чем в допандемический период. В то же время экономический рост в целом по Союзу не достиг среднемирового уровня, оказавшись вблизи нижней границы интервала 4,5 - 5,5 процента в год, предусмотренного основными ориентирами макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2021 - 2022 годы, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 21 мая 2021 г. N 9, и имеет тенденцию к замедлению.

В среднесрочной перспективе основные риски для экономического развития государств-членов связаны с рядом внешних вызовов и внутренних ограничений. Среди внешних рисков значительное влияние могут оказать усиление геополитического и санкционного давления на Республику Беларусь и Российскую Федерацию, продолжение роста мировых цен и нарастающий технологический отрыв торговых партнеров Союза, ограничивающих поставки высокотехнологичных товаров в отдельные государства-члены и использование международных межбанковских систем совершения платежей. Высокие риски также будут связаны с распространением новых волн коронавирусной инфекции COVID-19 и сохранением соответствующих ограничительных мер, волатильноетью на сырьевых и финансовых рынках, ускорением глобального энергоперехода и введением в третьих странах механизма трансграничного углеродного регулирования.

Государствами-членами принят перечень мер по повышению устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности, утвержденный распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. N 12. Перечень содержит меры по таможенному, таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитные меры, меры, касающиеся внутреннего рынка и кооперации, финансовых и валютных рынков, а также меры по международному и экономическому сотрудничеству с третьими странами и интеграционными объединениями.

Наиболее важными внутренними ограничениями могут стать низкая инвестиционная и инновационная активность, стагнация доходов населения, продолжение оттока капитала, недостаточность долгосрочного кредитования и венчурного финансирования для развития научно-технического и производственного потенциала, недостаточная развитость финансовых рынков и рынка капитала для загрузки имеющихся производственных мощностей и обеспечения занятости, а также постпандемический вызов структурного дефицита трудовых ресурсов.

Для преодоления этих вызовов и ограничений необходима скорейшая и последовательная реализация мер и механизмов, заложенных в Стратегических направлениях и предусматривающих создание условий для динамичного и устойчивого развития экономик государств-членов. Достижение национальными экономиками высоких и устойчивых темпов роста возможно только на основе обеспечения реализации в Союзе стратегии опережающего экономического развития в контексте вызовов и перспектив нового технологического уклада в постпандемический период.