<Письмо> ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 21.07.2022 N 08-05-1/11833-НБ <О государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по рекультивации открытой площадки для размещения (захоронения) отходов>

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"

ПИСЬМО

от 21 июля 2022 г. N 08-05-1/11833-НБ

Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (далее - ФАУ "Главгосэкспертиза России") является государственным автономным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе экспертного сопровождения (далее соответственно - организация по проведению государственной экспертизы, государственная экспертиза).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение N 145), на организацию по проведению государственной экспертизы возложена обязанность разъяснять по запросам заинтересованных лиц лишь порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Установление наличия или отсутствия оснований для направления проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу (в том числе государственную экспертизу) не отнесено действующим законодательством Российской Федерации к полномочиям ФАУ "Главгосэкспертиза России".

Вместе с тем, полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями части 15 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) застройщик или технический заказчик самостоятельно определяет необходимость проведения государственной экспертизы в соответствии с критериями, установленными статьей 49 ГрК РФ, и техническими характеристиками объекта капитального строительства.

При этом такое решение может быть принято по согласованию с лицом (лицами), выполняющим инженерные изыскания и осуществляющим подготовку проектной документации, которое (которые) в соответствии с частью 3 статьи 47 и частью 5 статьи 48 ГрК РФ несет (несут) ответственность за качество инженерных изысканий и проектной документации и их соответствие требованиям технических регламентов.

ФАУ "Главгосэкспертиза России" отмечает, что государственная экспертиза - одна из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), предусмотренных градостроительным законодательством и законодательством о техническом регулировании Российской Федерации.

Здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) являются объектом технического регулирования в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ).

Частью 3 статьи 39 Федерального закона N 384-ФЗ предусмотрено, что обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в форме государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации осуществляется только в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности.

Государственной экспертизе (в том числе на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ) подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, указанных в пункте 1 части 3.3 и в части 3.4 статьи 49 ГрК РФ.

В то же время, в силу положений части 3.3 статьи 49 ГрК РФ, а также пункта 5 Положения N 145, проектная документация и результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу также по собственной инициативе застройщика или технического заказчика (в случае, когда проведение экспертизы не является обязательным, либо в случае, когда допускается проведение как государственной, так и негосударственной экспертизы).

Застройщик или технический заказчик должен учитывать положения подпунктов "б" и "б(1)" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, определяющие уполномоченную организацию по проведению государственной экспертизы в зависимости от категории объекта капитального строительства, поскольку в силу подпункта "ж" пункта 24 Положения N 145 представление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в иную организацию по проведению государственной экспертизы является основанием для отказа в принятии такой документации на государственную экспертизу.

При этом следует отметить, что в силу положений части 1 статьи 47 и части 1 статьи 48 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются и подготовка проектной документации осуществляется применительно к объектам капитального строительства и их частям.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Соответствующие значения понятий "здание", "сооружение" определены пунктами 6 и 23 части 2 статьи 2 Федерального закона N 384-ФЗ.

При этом в силу требований части 12.3 статьи 48 ГрК РФ сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), утвержденным приказом Минстроя России от 10.07.2020 N 374/пр.

Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона N 384-ФЗ осуществляется идентификация зданий и сооружений (объектов капитального строительства) и соответствующие идентификационные признаки указываются:

- застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;

- лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации.

Таким образом, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по рекультивации открытой площадки для размещения (захоронения) отходов подлежат государственной экспертизе в случае строительства или реконструкции (в значении соответствующих понятий, установленном пунктами 13 и 14 статьи 1 ГрК РФ) объекта (объектов) капитального строительства, предусмотренных такой документацией.

Вместе с тем, обращаем внимание на то, что осуществление предварительной идентификации (классификации) объекта перед принятием решения о направлении документации на государственную экспертизу, и, как уже было указано выше, установление наличия или отсутствия оснований для направления документации на государственную экспертизу не относится к полномочиям ФАУ "Главгосэкспертиза России".

ФАУ "Главгосэкспертиза России" отмечает, что настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не содержит правовых норм, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Н.В.БОГОМОЛОВА