Решение Верховного Суда РФ от 04.02.2003 N ГКПИ03-13 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконными (недействующими) пункта 55 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, а также § 5 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 4 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-13

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,

при секретаре Чумариной Ю.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Авдеева О.Г., Абрамова П.А., Беленкова Е.А. и других (всего 87 человек) о признании незаконными пункта 55 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200, а также параграфа 5 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 года N 176 (в редакции Приказа от 12 июня 1990 г. N 63),

установил:

заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые положения указанных Правил, в части необходимости согласования индивидуальными предпринимателями расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах с органами местного самоуправления, противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права предпринимателей на осуществление предусмотренной соответствующей лицензией деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

В судебном заседании представитель заявителей Еремин В.А. предъявленное требование поддержал, но при этом уточнил его и просил признать незаконными только абзац 1 пункта 55 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" и абзац 1 параграфа 5 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР".

Представители Министерства транспорта РФ Дианова Я.А. и Беляева Е.Н. с заявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые положения названных выше Правил требованиям приведенных в заявлении федеральных законов и правовых актов не противоречат и прав заявителей не нарушают, поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров не регламентируют.

Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей Министерства транспорта РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (незаконными).

Как установлено судом, Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 были утверждены "Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", согласно абз. 1 пункта 55 которых расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются, по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта).

Приказом того же Министерства от 24 декабря 1987 года N 176 (в редакции Приказа от 12 июня 1990 г. N 63) были утверждены также "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", в абз. 1 параграфа 5 которых указано, что расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждаются автотранспортными предприятиями по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.

По утверждению представителей Министерства транспорта РФ, указанные положения Правил Гражданскому кодексу РФ, Федеральным законам "О лицензировании отдельных видов деятельности",безопасности дорожного движения" и другим не противоречат.

Оспариваемые правовые акты приняты Министерством автомобильного транспорта РСФСР в пределах своих полномочий и охраняемых законом прав заявителей, как и других субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров, не нарушают.

Полагают, что условия перевозки пассажиров отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по перевозке определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

Оспариваемыми положениями Правил в целях более правильной организации движения автомобильного транспорта и обеспечения перевозки пассажиров правомерно предусмотрено согласование автотранспортными предприятиями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров, с органами местного самоуправления расписания движения автобусов и таксомоторов.

Эти утверждения представителей Минтранса России материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самими заявителями.

Анализ содержания оспариваемых положений Правил также свидетельствует о их соответствии требованиям действующего законодательства РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 13 ГК РФ оснований для признания оспариваемых положений Правил незаконными не имеется.

Довод заявителей о несоответствии этих положений Правил требованиям Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не может быть признан обоснованным, поскольку нормы указанных Законов, на которые ссылаются заявители, непосредственно рассматриваемый вопрос не регулируют.

Не может суд согласиться и с утверждением заявителей о том, что оспариваемыми положениями Правил о необходимости согласования расписания движения автобусов и таксомоторов с органами местного самоуправления нарушаются их права на осуществление предусмотренной лицензией деятельности по перевозке пассажиров, так как эти положения Правил касаются лишь автотранспортных предприятий и транспортных управлений, к которым заявители не относятся, и, следовательно, действие данных положений на них - как индивидуальных предпринимателей - не распространяется.

Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании и представители Минтранса России, которые при этом также пояснили, что в настоящее время ведется работа по подготовке проекта Федерального закона "Устав автомобильного транспорта РФ", ст. 7 которого предусматривает, что правила перевозок пассажиров и багажа утверждаются в порядке, определяемом только Правительством РФ.

Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что заявители, в случае необоснованного применения к ним указанных положений Правил, не лишены возможности обратиться за защитой нарушенного права в установленном порядке в соответствующий суд.

Сам же по себе факт необоснованного применения к заявителям данных положений Правил не может служить основанием к признанию их незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Авдеева О.Г., Абрамова П.А., Беленкова Е.А. и других о признании незаконными (недействующими) пункта 55 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200, а также параграфа 5 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 года N 176 (в редакции Приказа от 12 июня 1990 года N 63), в указанной заявителями части оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.