II. Общие положения

2.1. В рамках федерального проекта "Генеральная уборка" предполагается провести оценку экологически опасных объектов на всей территории Российской Федерации. Наиболее важны те объекты, которые формируют наибольшие риски для здоровья населения вследствие загрязнения объектами НВОС почв, атмосферного воздуха вблизи поселений или непосредственно в их границах, природных вод - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения или рекреационного назначения.

2.2. Все объекты НВОС для задач оценки воздействия на здоровье и продолжительность жизни населения подразделяются на следующие крупные группы (типы):

- территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде;

- акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде;

- объекты капитального строительства, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде;

- объекты размещения отходов (с выделением объектов размещения твердых отходов и жидких промышленных и жидких органических отходов), являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

2.3. Каждый тип объектов НВОС характеризуется унифицированным комплексом показателей (40 и более), отражающим особенности влияния НВОС на объекты среды обитания и степень опасности для здоровья населения.

Показатели объединены в несколько условных групп:

- общая характеристика объекта НВОС (время существования объекта НВОС, занимаемая площадь, объем/масса накопленных отходов или число брошенных бесхозных объектов капитального строительства, наличие собственника объекта, размещение объекта в зоне вечной мерзлоты, степень захламления территории и т.п.);

- климатические характеристики территории размещения объекта НВОС (тип климата, повторяемость ветра в направлении жилой застройки, уровень выпадения осадков и т.п.);

- пространственные характеристики объекта НВОС относительно мест пользования населением (расстояние до ближайшего населенного пункта, численность населения постоянно проживающего в зоне влияния НВОС, наличие санитарно-защитной зоны, расстояние до ближайшего пункта водопользования, размещение относительно зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и т.п.);

- геологические и гидрологические показатели территории (типы подстилающих грунтов, глубина залегания грунтовых вод, наличие гидроизоляционного экрана, наличие обваловок, отводных каналов и пр.);

- показатели качества объектов среды обитания в зоне влияния НВОС (химические, микробиологические, радиационные показатели качества атмосферного воздуха, природных и питьевых вод, почв, сельскохозяйственных продуктов питания, выращиваемых в зоне влияния объекта НВОС). К этой же группе показателей отнесено наличие жалоб населения на качество объектов среды обитания в зоне влияния объектов НВОС.

2.4. Оценка воздействия выполняется с учетом видов и тяжести потенциальных нарушений функций критических органов и систем человека при воздействии загрязнения, формируемого конкретным объектом НВОС. Критические органы и системы принимаются в соответствии с данными методических документов Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке. <1> Тяжесть нарушения здоровья принимается с учетом данных ВОЗ [1] <2>.

--------------------------------

<1> Руководство Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска здоровью при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" (далее - Р 2.1.10.1920-04).

<2> Disability weights for the Global Burden of Disease 2013 study. Lancet 2015; V3: I.11. e712 - e723.

2.5. Вредное воздействие объектов НВОС на здоровье населения оценивается по единому алгоритму с учетом всего комплекса потенциальных угроз и опасностей, характерных для объекта. В результате генерируются унифицированные показатели риска вредного воздействия объекта на здоровье и продолжительность жизни граждан, обеспечивающие сравнимость объектов НВОС между собой и возможность относить объект к определенной категории риска вредного воздействия:

- 1 категория (низкий риск воздействия);

- 2 категория (умеренный риск);

- 3 категория (средний риск);

- 4 категория (высокий риск);

- 5 категория (чрезвычайно высокий риск).

2.6. Объекты, относимые по критериям воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни, к категориям:

- "чрезвычайно высокий риск" и "высокий риск" - относятся к объектам, подлежащим ликвидации в приоритетном порядке в краткосрочной перспективе;

- "средний риск" - подлежат ликвидации в среднесрочной перспективе;

- "умеренный" и "низкий риск" - не являются приоритетными для ликвидации по рассматриваемым критериям.

2.7. В отношении объектов, отнесенных по результатам первого этапа оценки воздействия (экспресс-оценки) к категориям "чрезвычайно высокого" или "высокого" риска, может быть проведена полная оценка воздействия с верификацией полученных уровней риска здоровью по данным целевых исследований состояния здоровья населения, постоянно проживающего в зоне влияния объекта. В ходе выполнения осуществляется формирование доказательной базы реализации рисков здоровью, демпфирование социальной напряженности, разработка рекомендаций по медико-профилактическим мероприятиям на период до момента ликвидации объекта НВОС.