II. Национальные интересы, вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане
II. Национальные интересы, вызовы и угрозы национальной
безопасности Российской Федерации в Мировом океане
5. Современный этап развития человечества характеризуется повышением интенсивности освоения Мирового океана, в том числе расширением научной и экономической деятельности по изучению и использованию его ресурсов.
6. Значение Мирового океана для Российской Федерации и других государств в долгосрочной перспективе будет неуклонно возрастать в связи с истощением природных ресурсов суши и обусловленной этим необходимостью восполнения ресурсной базы, обеспечивающей экономическое развитие государств, воздействием хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, таянием арктических льдов, миграцией населения и иными процессами.
7. Развитие морской деятельности и морского потенциала является одним из решающих условий устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в XXI веке. Направления такого развития определяются характером национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и необходимостью их гарантированного обеспечения и защиты.
8. Национальные интересы Российской Федерации как великой морской державы распространяются на весь Мировой океан и Каспийское море. Они формируются с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также с учетом суверенитета и национальных интересов других государств.
9. Национальными интересами Российской Федерации в Мировом океане являются:
1) независимость, государственная и территориальная целостность Российской Федерации, незыблемость суверенитета страны, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра, а также на воздушное пространство над ними;
2) обеспечение суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
3) сохранение за Российской Федерацией статуса великой морской державы, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности в Мировом океане, усиление национального влияния и развитие взаимовыгодных партнерских отношений в сфере морской деятельности в условиях формирующегося полицентричного мира;
4) развитие морского потенциала и укрепление обороноспособности Российской Федерации в Мировом океане;
5) свобода открытого моря, включающая в себя свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, право прокладывать подводные кабели и трубопроводы, право на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна;
6) безопасное функционирование морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья, имеющих стратегическое значение для обеспечения внутреннего потребления и развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;
7) обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане;
8) осуществление военно-морской деятельности в Мировом океане в целях обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, поддержания стратегической и региональной стабильности;
9) сохранение человеческой жизни на море;
10) стабильное функционирование жизненно важных морских (океанских) коммуникаций;
11) обеспечение экологической безопасности при проведении работ в Мировом океане, предотвращение загрязнения морской среды, в том числе отходами производства и потребления, сохранение биологического разнообразия морской среды;
12) комплексное изучение и рациональное использование ресурсов и пространств Мирового океана в целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации, особенно ее приморских территорий;
13) развитие Арктической зоны Российской Федерации как стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование, включая полномасштабное освоение континентального шельфа Российской Федерации за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны Российской Федерации после закрепления его внешней границы в соответствии со статьей 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (далее - Конвенция ООН по морскому праву);
14) развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации, конкурентоспособной на мировом рынке.
10. Защита национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане является одним из высших государственных приоритетов.
11. Российская Федерация в целях гарантированного обеспечения и защиты своих национальных интересов определяет приоритетные районы (зоны) в Мировом океане.
12. По значимости районы (зоны) обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане могут быть жизненно важными, важными и другими.
13. Жизненно важные районы (зоны) обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны. Утрата контроля над ними может поставить под угрозу национальную безопасность Российской Федерации и само существование государства.
14. К жизненно важным районам (зонам) обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане относятся:
1) внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, а также их дно, недра и воздушное пространство над ними;
2) исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, включая континентальный шельф Российской Федерации за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны Российской Федерации в Арктическом бассейне в границах, определенных в рекомендациях Комиссии по границам континентального шельфа в соответствии со статьей 76 Конвенции ООН по морскому праву;
3) Арктический бассейн, прилегающий к побережью Российской Федерации, включая акваторию Северного морского пути;
4) акватория Охотского моря и российский сектор Каспийского моря.
15. Важные районы (зоны) обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане в значительной степени влияют на экономическое развитие, материальное благосостояние населения и состояние национальной безопасности Российской Федерации, а также на поддержание стратегической и региональной безопасности государства. К таким районам (зонам) относятся:
1) акватории океанов и морей, прилегающие к побережью Российской Федерации, включая Азовское и Черное моря;
2) восточная часть Средиземного моря;
3) Черноморские, Балтийские и Курильские проливы;
4) районы прохождения мировых морских транспортных коммуникаций, в том числе пролегающих вдоль азиатского и африканского побережья.
16. Другими районами (зонами) обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане являются районы (зоны) открытой части Мирового океана, не отнесенные к жизненно важным и важным районам (зонам).
17. Реализация и защита национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане обеспечиваются органами государственной власти, государственными корпорациями и институтами гражданского общества.
18. Российская Федерация для защиты своих национальных интересов в Мировом океане реализует свое бесспорное право на присутствие сил (войск) Военно-Морского Флота и их применение в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, ее международными договорами и нормами международного права.
19. Развитие Российской Федерации в современном мире происходит на фоне существующих и новых вызовов и угроз ее национальной безопасности, что в первую очередь связано с геополитическим положением Российской Федерации и ее ролью в мировой политике.
20. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мире, в том числе в Мировом океане. Реализуемая ими политика сдерживания Российской Федерации предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.
21. В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в геополитически значимых районах Мирового океана, в том числе в акваториях океанов и морей, прилегающих к территории Российской Федерации.
22. Основными вызовами и угрозами национальной безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации, связанными с Мировым океаном, являются:
1) стратегический курс США на доминирование в Мировом океане и их глобальное влияние на развитие международных процессов, в том числе связанных с использованием транспортных коммуникаций и энергетических ресурсов Мирового океана;
2) стремление США и их союзников к ограничению доступа Российской Федерации к ресурсам Мирового океана и жизненно важным морским транспортным коммуникациям;
3) территориальные претензии к Российской Федерации ряда государств, касающиеся некоторых ее приморских и островных территорий;
4) продвижение военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора (НАТО) к границам Российской Федерации, возрастание количества проводимых учений в акваториях морей, прилегающих к территории Российской Федерации;
5) стремление США к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил, а также повышение боевых возможностей военно-морских сил других государств;
6) вооруженные конфликты в районах, имеющих особое геополитическое значение для Российской Федерации и ее союзников, а также на территориях государств, имеющих выход к Мировому океану;
7) экономическое, политическое, международно-правовое, информационное и военное давление на Российскую Федерацию в целях дискредитации и снижения эффективности ее морской деятельности;
8) усилия ряда государств, предпринимаемые в целях ослабления контроля Российской Федерации над Северным морским путем, наращивание иностранного военно-морского присутствия в Арктике, возрастание конфликтного потенциала в этом регионе;
9) попытки ряда государств изменить действующие правовые режимы морских пространств и проливов, используемых для международного судоходства, в интересах достижения собственных геополитических целей;
10) увеличение масштабов международного терроризма, пиратства, незаконной транспортировки по морю оружия, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, химических и радиоактивных веществ.
23. Основными рисками для морской деятельности являются:
1) недостаточное участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках, в частности небольшая доля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в общем количестве судов мирового торгового флота;
2) существенная зависимость внешнеторговой деятельности Российской Федерации от морских перевозок и функционирования морских трубопроводных систем;
3) несоответствие состава и состояния российского научно-исследовательского флота современным требованиям и масштабам задач, стоящих перед Российской Федерацией в сфере морских научных исследований;
4) введение рядом государств ограничений, распространяющихся на российские судостроительные предприятия оборонно-промышленного комплекса и нефтегазовые компании, в том числе касающихся передачи современных технологий, поставок оборудования и привлечения долгосрочного финансирования;
5) незавершенность международного правового разграничения морских пространств в Арктике, попытки пересмотра положений международного права, регулирующих морскую деятельность в Арктике, Черном море (Конвенция о режиме проливов от 20 июля 1936 г.) и на других направлениях;
6) отсутствие достаточного количества пунктов базирования за пределами Российской Федерации для обеспечения кораблей и судов Военно-Морского Флота, выполняющих задачи в удаленных районах Мирового океана;
7) глобальное влияние Мирового океана на атмосферные процессы и изменение климата на планете, которое характеризуется увеличением частоты и возрастанием интенсивности стихийных природных явлений (в том числе в прибрежных районах Российской Федерации), негативно влияющих на морскую деятельность.
24. Новыми рисками для морской деятельности являются внезапно возникающие и труднопрогнозируемые пандемии опасных заболеваний.
25. Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привела к геополитической неопределенности и глобальному экономическому кризису в мире, связанному со стремлением ведущих иностранных государств изменить существующий миропорядок, усилению тенденций к свертыванию процессов глобализации, борьбе за лидерство в мире, повышению роли национальных экономик и государственного управления, в том числе в сфере морской деятельности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей