Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.07.2022 N АКПИ22-353 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 21 пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Нефедова О.Н.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска" о признании недействующим абзаца двадцать первого пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178,
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы). Нормативный правовой акт опубликован 23 января 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, в оспариваемой редакции - 21 января 2022 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) и 24 января 2022 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 4.
Согласно абзацу двадцать первому пункта 38 Основ, если необходимая валовая выручка организации с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации не учитывается в необходимой валовой выручке для территориальной сетевой организации при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Акционерное общество "Объединенные региональные электрические сети" (далее - Общество), будучи территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим Обществу на праве аренды и праве собственности, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного положения Основ, ссылаясь на то, что условие, при котором расчетная предпринимательская прибыль не учитывается в необходимой валовой выручке, является дискриминационным, что не соответствует абзацу восьмому пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и нарушает права Общества в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.
По мнению административного истца, анализ действующего законодательства в области тарифообразования указывает на то, что условия учета расчетной предпринимательской прибыли сетевой организации отличны от условий учета, предъявляемых организациям, в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что не соответствует Концепции внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период, утвержденной первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Б.А. 29 июня 2021 г. N 6571п-П51 (далее - Концепция), разработанной в целях синхронизации подходов к тарифному регулированию в сферах электроэнергетики, водоснабжения, теплоснабжения. В отличие от организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации учитывается в необходимой валовой выручке только крупных территориальных сетевых организаций, чья необходимая валовая выручка превышает 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций региона. Такой подход, как считает административный истец, является дискриминационным и не соответствует цели в синхронизации подходов к тарифному регулированию в отраслях со схожими признаками объектов регулирования. Условия учета предпринимательской прибыли должны быть идентичными, а условия включения расчетной предпринимательской прибыли сетевой организации должны учитывать интересы не только крупных компаний. Оспариваемое предписание Основ не позволяет обеспечить соблюдение экономических интересов территориальных сетевых организаций и достигнуть реализации одного из общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики - обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители административного истца П., М.М. и М.О. поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России) (поручение от 13 мая 2022 г. N ДГ-П51-7861), в письменных возражениях на административный иск указавшей, что оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом, в оспариваемой части соответствует актам большей юридической силы и прав Общества не нарушает.
В судебном заседании представитель административного ответчика Г. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав стороны, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Пунктом 1 статьи 24 поименованного закона установлено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы), и определения уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), порядок учета результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), порядок определения, распределения и учета величины перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии, особенности определения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в технологически изолированных территориальных энергетических системах.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 29 декабря 2011 г. приняло постановление N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утвердило Основы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике одним из принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики является использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии.
Вместе с тем в связи с наличием в сфере электроэнергетики большого числа организаций, владеющих небольшим количеством сетей и тем самым занимающих незначительный процент от суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций региона, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии), и, как следствие, оказывающих небольшие объемы услуг по передаче электрической энергии (по сравнению с крупными территориальными сетевыми организациями) по значительным тарифам, обусловленным высокой себестоимостью сетевого имущества, что приводит, в свою очередь, к увеличению тарифов для конечных потребителей и нарушению установленного статьей 6 Закона об электроэнергетике принципа соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, потребовалось изменение регулирования в части установления критериев учета расчетной предпринимательской прибыли.
Расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки сетевой организации, используемую при расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, остающейся в распоряжении сетевой организации и расходуемой по ее усмотрению (абзац девятнадцатый пункта 2 Основ).
Расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями (абзац восемнадцатый пункта 38 Основ).
Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что оспариваемая норма Основ создает дискриминационный подход к учету расчетной предпринимательской прибыли, при котором учитываются интересы только крупных компаний, при том что законодательство в иных регулируемых отраслях (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение) аналогичных норм не содержит.
Поскольку расчетная предпринимательская прибыль остается в распоряжении сетевой организации и расходуется по ее усмотрению, ее включение в состав необходимой валовой выручки для небольших сетевых организаций может привести к появлению недобросовестных регулируемых организаций, в действительности не заинтересованных в осуществлении данного вида деятельности.
При этом, вопреки позиции административного истца, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для регулируемых организаций с учетом особенностей осуществления деятельности в указанных сферах также установлен критерий, при наличии которого возможно учесть в необходимой валовой выручке расчетную предпринимательскую прибыль - владение объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основании договора аренды, заключенного на срок не менее трех лет (пункт 48.2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, пункт 47.2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406).
Применение к регулированию деятельности сетевых организаций критерия, связанного с необходимостью превышения регулируемой организацией 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не является новеллой в Основах.
Абзацем одиннадцатым пункта 7 Основ, введенным в действие с 23 ноября 2016 г., предусмотрено, что в целях сглаживания изменения тарифов для сетевых организаций распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, может осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. Данная норма не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2022 г. N 20 в пункт 38 Основ изменения о порядке учета расчетной предпринимательской прибыли обусловлены необходимостью создания стабильного осуществления регулируемыми организациями деятельности по обеспечению потребителей электрической энергией, при котором дискриминация при установлении регулируемых тарифов отсутствует.
Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 511-р, установлены основные задачи и ориентиры развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которым, в том числе планируется консолидация территориальных сетевых организаций под воздействием экономических стимулов. При этом одним из таких экономических стимулов является включение в необходимую валовую выручку сетевых организаций расчетной предпринимательской прибыли, но при определенных условиях, закрепленных, в том числе оспариваемым положением пункта 38 Основ.
Нормативный правовой акт большей юридической силы, который бы устанавливал иной порядок учета расчетной предпринимательской прибыли, отсутствует.
Учитывая, что оспариваемое предписание пункта 38 Основ не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска" о признании недействующим абзаца двадцать первого пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
О.Н.НЕФЕДОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей