постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 августа 2022 г. N 1393
К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОФОРМЛЕНИЯ
ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК, К БАЗАМ ДАННЫХ, ВХОДЯЩИМ В ЕЕ СОСТАВ,
К ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ
РАБОТУ УКАЗАННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ,
К ЕЕ ОПЕРАТОРУ, А ТАКЖЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ,
СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В НЕЙ, И ПОРЯДОК ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОФОРМЛЕНИЯ
ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК, К БАЗАМ ДАННЫХ, ВХОДЯЩИМ В ЕЕ СОСТАВ,
К ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ
РАБОТУ УКАЗАННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ,
К ЕЕ ОПЕРАТОРУ, А ТАКЖЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ,
СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В НЕЙ, И ПОРЯДОК ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1. Настоящий документ в части определения требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (далее - автоматизированная система) и системам (компонентам), входящим в состав автоматизированной системы, а также к операторам автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, разработан с учетом положений, установленных Приложением 9 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. и Федеральным законом "О персональных данных".
Настоящий документ определяет требования к автоматизированной системе, в том числе входящим в состав автоматизированной системы системам (компонентам), как к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в части состава и функциональных характеристик программного обеспечения, обеспечивающего осуществление пользователями оформлений воздушных перевозок, выполняемых российскими авиаперевозчиками (далее соответственно - пользователи, перевозчики).
2. Автоматизированная система как комплекс самостоятельных взаимодействующих между собой систем (компонентов) должна обеспечивать:
а) суверенитет Российской Федерации над информационными потоками при выполнении внутренних воздушных перевозок на основе эксплуатации на территории Российской Федерации отечественных компонентов автоматизированной системы организациями - резидентами Российской Федерации;
б) защиту персональных данных пассажиров от несанкционированного использования в целях, отличных от целей оформления воздушных перевозок и целей оказания дополнительных услуг пассажирам;
в) реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности;
г) хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков;
д) бронирование и продажу (оформление) воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров с последующим хранением записей о пассажирах, электронных билетах, ордерах разных сборов;
е) регистрацию пассажиров и багажа при выполнении внутренних воздушных перевозок.
3. В состав автоматизированной системы должны входить в том числе:
а) справочные информационные системы;
б) инвенторные системы бронирования;
в) системы регистрации пассажиров и багажа;
г) автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы;
4. Справочные информационные системы должны обеспечивать накопление и хранение данных о тарифах, сборах и расписании движения воздушных судов, другой информации, необходимой для обеспечения работы автоматизированной системы, и предоставление указанных сведений операторам систем бронирования воздушных перевозок и федеральным органам исполнительной власти.
5. Инвенторные системы бронирования должны обеспечивать:
а) ввод и корректировку информации о расписании движения воздушных судов, тарифах и сборах, об условиях применения тарифов и сборов, о компоновке воздушных судов и другой информации, касающейся условий воздушной перевозки;
б) размещение, хранение, обработку информации о наличии мест на рейсах перевозчиков по классам бронирования, компоновке воздушного судна;
в) предоставление информации о наличии мест на рейсы перевозчиков по запросам, поступающим из автоматизированных распределительных (дистрибутивных) систем и других систем, с целью бронирования, продажи (оформления) воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров;
г) хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах в базе данных записей о пассажирах, а также архива бронирования с возможностью получения информации в виде стандартных файлов для использования в других системах;
д) процессы ввода, обработки, изменения информации инвенторной системы бронирования, в том числе информации о расписании движения воздушных судов, квотах доступных к продаже мест, компоновке воздушного судна, а также процессы управления этой информацией;
е) процессы создания, изменения, удаления записей о пассажирах;
ж) оформление и хранение записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов, являющейся составной частью инвенторной системы бронирования;
з) процессы создания, изменения, удаления записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов.
6. Системы регистрации пассажиров и багажа, использующие базы данных записей о пассажирах инвенторных систем бронирования, должны обеспечивать обслуживание пассажиров на рейсах перевозчиков, включая:
а) процедуру регистрации пассажиров и багажа;
б) процедуру сквозной (трансферной) регистрации пассажиров на рейсы перевозчиков, выполняющих совместную перевозку пассажиров в соответствии с заключенными между ними договорами;
в) процедуру контроля посадки пассажиров;
г) процедуру центровки воздушного судна;
д) подготовку документации для экипажа воздушного судна.
7. Автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы должны обеспечивать:
а) предоставление информации о расписании, тарифах и сборах, правилах их применения и другой информации, связанной с оформлением воздушных перевозок;
б) взаимодействие с инвенторными системами бронирования для получения информации о наличии мест на рейсы перевозчиков и последующего бронирования воздушных перевозок и оформления перевозочных документов;
в) хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах, а также архива бронирования;
г) процессы формирования справочной информации о географических объектах, перевозчиках, расписании движения воздушных судов, вариантах перелетов, тарифах, сборах и другой справочной информации для целей предоставления такой информации пассажирам;
д) процессы создания, изменения, удаления информации о бронировании воздушных перевозок в виде записей о пассажирах;
е) процессы создания, изменения, удаления записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов в автоматизированных распределительных (дистрибутивных) системах и инвенторных системах бронирования.
8. Системы взаиморасчетов должны обеспечивать:
а) выпуск перевозочных документов и присвоение им уникальных идентификационных номеров;
б) предоставление перевозчикам и другим участникам перевозочного процесса доступа к данным о проданных (оформленных) воздушных перевозках в целях оформления отчетности и осуществления взаиморасчетов;
в) проведение взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса за проданные (оформленные) воздушные перевозки, хранение данных о пассажирах и реквизитах перевозочных документов.
9. Для автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, устанавливаются следующие основные требования:
а) сведения об используемых для организации внутренних воздушных перевозок автоматизированной системе и системах (компонентах), входящих в состав автоматизированной системы, должны быть включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
б) исключительные права на автоматизированную систему и системы (компоненты), входящие в состав автоматизированной системы, на территории Российской Федерации и иных государств на весь срок действия исключительного права должны принадлежать одному либо нескольким из следующих правообладателей:
российская организация, в высшем органе управления и составе учредителей которой не принимают участие иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также в уставном (складочном) капитале которой отсутствует прямое или косвенное участие указанных лиц (далее - российская организация);
в) автоматизированная система (в том числе все системы и сторонние компоненты, входящие в состав автоматизированной системы) и информационно-телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая работу автоматизированной системы, не должны иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа;
г) правообладатель автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, должен иметь:
собственную инфраструктуру обеспечения полного жизненного цикла автоматизированной системы, находящуюся на территории Российской Федерации и под ее юрисдикцией;
штатный персонал, обладающий достаточными квалификацией и навыками для обеспечения полного жизненного цикла автоматизированной системы;
д) обслуживание, в том числе гарантийное, техническая поддержка и модернизация автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, должны осуществляться российской организацией;
е) полнофункциональное использование автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, в целях оформления и выполнения внутренних воздушных перевозок пассажиров должно обеспечиваться без подключения сторонних или дополнительных программных (аппаратных) компонентов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
ж) базы данных и обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, обеспечивающих регистрацию пассажиров и багажа, оформление внутренних воздушных перевозок пассажиров, включая процессы создания, хранения, изменения, удаления записей о пассажирах, электронных билетах, ордерах разных сборов, справочные информационные системы, инвенторные системы бронирования, автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы и системы взаиморасчетов должны располагаться на территории Российской Федерации;
з) автоматизированная система и системы (компоненты), входящие в состав автоматизированной системы, должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 10 и 11 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".
10. Операторами автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, являются российские организации.
11. Организация операторами и пользователями автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, обработки персональных данных пассажиров и контроль трансграничного перемещения этих данных должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
12. Операторы автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, должны обеспечивать:
а) осуществление процедуры регистрации и авторизации пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
б) получение из единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза, а также из баз данных федеральных органов исполнительной власти, дипломатических представительств либо консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств в Российской Федерации информации о требованиях и условиях, выполнение которых необходимо для пересечения пассажиром государственных границ, передачи указанной информации в систему регистрации пассажиров и багажа;
в) соответствие автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта, касающимся протоколов передачи и форматов данных;
г) передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных пассажиров и персонала (экипажа) транспортных средств;
д) исключение передачи персональных данных пассажиров за пределы Российской Федерации при оформлении перевозчиками внутренних воздушных перевозок без привлечения агентов;
е) поддержание символов кириллического и латинского алфавитов при оформлении перевозочных документов.
13. Обеспечение защиты информации, содержащейся в автоматизированной системе и системах (компонентах), входящих в состав автоматизированной системы, достигается реализацией мер по определению угроз безопасности информации и нейтрализации этих угроз с применением средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия. Указанные меры реализуются операторами автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, в соответствии с требованиями, предусмотренными техническим заданием по реализации мер в части защиты информации, и моделью угроз безопасности информации, которые должны быть согласованы с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
14. Функционирование автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей