Документ вступает в силу с 30 октября 2022 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 8 августа 2022 г. N 1393

ТРЕБОВАНИЯ

К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОФОРМЛЕНИЯ

ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК, К БАЗАМ ДАННЫХ, ВХОДЯЩИМ В ЕЕ СОСТАВ,

К ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ

РАБОТУ УКАЗАННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ,

К ЕЕ ОПЕРАТОРУ, А ТАКЖЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ,

СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В НЕЙ, И ПОРЯДОК ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

1. Настоящий документ в части определения требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (далее - автоматизированная система) и системам (компонентам), входящим в состав автоматизированной системы, а также к операторам автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, разработан с учетом положений, установленных Приложением 9 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. и Федеральным законом "О персональных данных".

Настоящий документ определяет требования к автоматизированной системе, в том числе входящим в состав автоматизированной системы системам (компонентам), как к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в части состава и функциональных характеристик программного обеспечения, обеспечивающего осуществление пользователями оформлений воздушных перевозок, выполняемых российскими авиаперевозчиками (далее соответственно - пользователи, перевозчики).

2. Автоматизированная система как комплекс самостоятельных взаимодействующих между собой систем (компонентов) должна обеспечивать:

а) суверенитет Российской Федерации над информационными потоками при выполнении внутренних воздушных перевозок на основе эксплуатации на территории Российской Федерации отечественных компонентов автоматизированной системы организациями - резидентами Российской Федерации;

б) защиту персональных данных пассажиров от несанкционированного использования в целях, отличных от целей оформления воздушных перевозок и целей оказания дополнительных услуг пассажирам;

в) реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности;

г) хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков;

д) бронирование и продажу (оформление) воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров с последующим хранением записей о пассажирах, электронных билетах, ордерах разных сборов;

е) регистрацию пассажиров и багажа при выполнении внутренних воздушных перевозок.

3. В состав автоматизированной системы должны входить в том числе:

а) справочные информационные системы;

б) инвенторные системы бронирования;

в) системы регистрации пассажиров и багажа;

г) автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы;

д) системы взаиморасчетов.

4. Справочные информационные системы должны обеспечивать накопление и хранение данных о тарифах, сборах и расписании движения воздушных судов, другой информации, необходимой для обеспечения работы автоматизированной системы, и предоставление указанных сведений операторам систем бронирования воздушных перевозок и федеральным органам исполнительной власти.

5. Инвенторные системы бронирования должны обеспечивать:

а) ввод и корректировку информации о расписании движения воздушных судов, тарифах и сборах, об условиях применения тарифов и сборов, о компоновке воздушных судов и другой информации, касающейся условий воздушной перевозки;

б) размещение, хранение, обработку информации о наличии мест на рейсах перевозчиков по классам бронирования, компоновке воздушного судна;

в) предоставление информации о наличии мест на рейсы перевозчиков по запросам, поступающим из автоматизированных распределительных (дистрибутивных) систем и других систем, с целью бронирования, продажи (оформления) воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров;

г) хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах в базе данных записей о пассажирах, а также архива бронирования с возможностью получения информации в виде стандартных файлов для использования в других системах;

д) процессы ввода, обработки, изменения информации инвенторной системы бронирования, в том числе информации о расписании движения воздушных судов, квотах доступных к продаже мест, компоновке воздушного судна, а также процессы управления этой информацией;

е) процессы создания, изменения, удаления записей о пассажирах;

ж) оформление и хранение записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов, являющейся составной частью инвенторной системы бронирования;

з) процессы создания, изменения, удаления записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов.

6. Системы регистрации пассажиров и багажа, использующие базы данных записей о пассажирах инвенторных систем бронирования, должны обеспечивать обслуживание пассажиров на рейсах перевозчиков, включая:

а) процедуру регистрации пассажиров и багажа;

б) процедуру сквозной (трансферной) регистрации пассажиров на рейсы перевозчиков, выполняющих совместную перевозку пассажиров в соответствии с заключенными между ними договорами;

в) процедуру контроля посадки пассажиров;

г) процедуру центровки воздушного судна;

д) подготовку документации для экипажа воздушного судна.

7. Автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы должны обеспечивать:

а) предоставление информации о расписании, тарифах и сборах, правилах их применения и другой информации, связанной с оформлением воздушных перевозок;

б) взаимодействие с инвенторными системами бронирования для получения информации о наличии мест на рейсы перевозчиков и последующего бронирования воздушных перевозок и оформления перевозочных документов;

в) хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах, а также архива бронирования;

г) процессы формирования справочной информации о географических объектах, перевозчиках, расписании движения воздушных судов, вариантах перелетов, тарифах, сборах и другой справочной информации для целей предоставления такой информации пассажирам;

д) процессы создания, изменения, удаления информации о бронировании воздушных перевозок в виде записей о пассажирах;

е) процессы создания, изменения, удаления записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов в автоматизированных распределительных (дистрибутивных) системах и инвенторных системах бронирования.

8. Системы взаиморасчетов должны обеспечивать:

а) выпуск перевозочных документов и присвоение им уникальных идентификационных номеров;

б) предоставление перевозчикам и другим участникам перевозочного процесса доступа к данным о проданных (оформленных) воздушных перевозках в целях оформления отчетности и осуществления взаиморасчетов;

в) проведение взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса за проданные (оформленные) воздушные перевозки, хранение данных о пассажирах и реквизитах перевозочных документов.

9. Для автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, устанавливаются следующие основные требования:

а) сведения об используемых для организации внутренних воздушных перевозок автоматизированной системе и системах (компонентах), входящих в состав автоматизированной системы, должны быть включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

б) исключительные права на автоматизированную систему и системы (компоненты), входящие в состав автоматизированной системы, на территории Российской Федерации и иных государств на весь срок действия исключительного права должны принадлежать одному либо нескольким из следующих правообладателей:

Российская Федерация;

российская организация, в высшем органе управления и составе учредителей которой не принимают участие иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также в уставном (складочном) капитале которой отсутствует прямое или косвенное участие указанных лиц (далее - российская организация);

в) автоматизированная система (в том числе все системы и сторонние компоненты, входящие в состав автоматизированной системы) и информационно-телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая работу автоматизированной системы, не должны иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа;

г) правообладатель автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, должен иметь:

собственную инфраструктуру обеспечения полного жизненного цикла автоматизированной системы, находящуюся на территории Российской Федерации и под ее юрисдикцией;

штатный персонал, обладающий достаточными квалификацией и навыками для обеспечения полного жизненного цикла автоматизированной системы;

д) обслуживание, в том числе гарантийное, техническая поддержка и модернизация автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, должны осуществляться российской организацией;

е) полнофункциональное использование автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, в целях оформления и выполнения внутренних воздушных перевозок пассажиров должно обеспечиваться без подключения сторонних или дополнительных программных (аппаратных) компонентов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

ж) базы данных и обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, обеспечивающих регистрацию пассажиров и багажа, оформление внутренних воздушных перевозок пассажиров, включая процессы создания, хранения, изменения, удаления записей о пассажирах, электронных билетах, ордерах разных сборов, справочные информационные системы, инвенторные системы бронирования, автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы и системы взаиморасчетов должны располагаться на территории Российской Федерации;

з) автоматизированная система и системы (компоненты), входящие в состав автоматизированной системы, должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 10 и 11 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

10. Операторами автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, являются российские организации.

11. Организация операторами и пользователями автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, обработки персональных данных пассажиров и контроль трансграничного перемещения этих данных должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

12. Операторы автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, должны обеспечивать:

а) осуществление процедуры регистрации и авторизации пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

б) получение из единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза, а также из баз данных федеральных органов исполнительной власти, дипломатических представительств либо консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств в Российской Федерации информации о требованиях и условиях, выполнение которых необходимо для пересечения пассажиром государственных границ, передачи указанной информации в систему регистрации пассажиров и багажа;

в) соответствие автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта, касающимся протоколов передачи и форматов данных;

г) передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных пассажиров и персонала (экипажа) транспортных средств;

д) исключение передачи персональных данных пассажиров за пределы Российской Федерации при оформлении перевозчиками внутренних воздушных перевозок без привлечения агентов;

е) поддержание символов кириллического и латинского алфавитов при оформлении перевозочных документов.

13. Обеспечение защиты информации, содержащейся в автоматизированной системе и системах (компонентах), входящих в состав автоматизированной системы, достигается реализацией мер по определению угроз безопасности информации и нейтрализации этих угроз с применением средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия. Указанные меры реализуются операторами автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, в соответствии с требованиями, предусмотренными техническим заданием по реализации мер в части защиты информации, и моделью угроз безопасности информации, которые должны быть согласованы с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

14. Функционирование автоматизированной системы и систем (компонентов), входящих в состав автоматизированной системы, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.