Минздрав России в пределах своих полномочий выполняет следующие функции в системе обеспечения информационной безопасности в сфере здравоохранения:
- регулирует и контролирует деятельность участников системы обеспечения информационной безопасности в сфере здравоохранения;
- создает на базе подведомственного учреждения отраслевой центр информационной безопасности;
- в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет согласование с ФСТЭК России, ФСБ России проектов отраслевых стандартов и методических рекомендаций по защите информации в информационных системах в сфере здравоохранения, дополнительных требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, учитывающих особенности функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения;
- утверждает отраслевые стандарты и методические рекомендации по защите информации в информационных системах в сфере здравоохранения, дополнительные требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, учитывающих особенности функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения;
- координирует и контролирует выполнение субъектами критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры и по обеспечению их функционирования;
- устанавливает дополнительные требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, учитывающие особенности функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения;
- согласовывает перечень объектов критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения в части подведомственных субъектов критической информационной инфраструктуры <34>.
--------------------------------
<34> См. Правила категорирования объектов критической информационной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2018 г. N 127. п. 15.
В целях обеспечения единых подходов к управлению системой обеспечения информационной безопасности в сфере здравоохранения отраслевой центр информационной безопасности в пределах своих полномочий выполняет следующие функции:
- организует и координирует деятельность участников системы обеспечения информационной безопасности в сфере здравоохранения;
- привлекается к осуществлению ведомственного контроля выполнения требований по защите информации в информационных системах в сфере здравоохранения, заказчиками и (или) операторами которых являются Минздрав России или подведомственные ему организации;
- привлекается к осуществлению контроля выполнение субъектами критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры и по обеспечению их функционирования;
- разрабатывает проекты дополнительных требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, учитывающих особенности функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения;
- разрабатывает проекты отраслевых стандартов и методических рекомендаций по защите информации в информационных системах в сфере здравоохранения;
- осуществляет функции ведомственного центра ГосСОПКА в отношении объектов КИИ Минздрава России, а также объектов КИИ подведомственных учреждений и иных организаций, перечень которых определяется Минздравом России, и выполняет функции, определенные соглашением с НКЦКИ;
- осуществляет функции отраслевого центра ГосСОПКА в сфере здравоохранения, координирует силы и средства обеспечения информационной безопасности в сфере здравоохранения при обнаружении компьютерных атак, реагировании на инциденты, ликвидации их последствий, а при необходимости - принимает участие в мероприятиях по ликвидации последствий инцидентов в информационных системах в сфере здравоохранения;
- осуществляет непрерывное взаимодействие с НКЦКИ по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры Минздрава России;
- осуществляет функции отраслевого центра компетенции по вопросам обеспечения информационной безопасности в сфере здравоохранения, реагирования на компьютерные инциденты, связанные с нарушением или прекращением их функционирования, ликвидации последствий таких инцидентов;
- координирует вопросы организации функционирования защищенных сетей передачи данных, используемых для взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения;
- взаимодействует с ФСТЭК России и ФСБ России по вопросам обеспечения защиты информации в информационных системах в сфере здравоохранения, в том числе в рамках осуществления ими государственного контроля (надзора) в организациях, являющихся операторами информационных систем в сфере здравоохранения;
- оказывает методическую и практическую помощь участникам системы обеспечения информационной безопасности в сфере здравоохранения по вопросам защиты информации;
- осуществляет организацию и контроль качества подготовки кадров по информационной безопасности для сферы здравоохранения.
Ситуационный центр Минздрава России обеспечивает деятельность руководства Минздрава России и сотрудников профильных департаментов Минздрава России при реализации функций оценки, анализа и прогнозирования ситуации, стратегического, текущего и оперативного планирования, мониторинга и контроля исполнения управленческих решений в сфере здравоохранения.
Ситуационный центр Минздрава России является организационным ядром системы распределенных ситуационных центров сферы здравоохранения на федеральном и региональном уровне. Отраслевой центр информационной безопасности Минздрава России является для ситуационного центра Минздрава России источником оперативной и аналитической информации, необходимой для принятия комплексных управленческих решений в сфере здравоохранения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и органы местного самоуправления в сфере охраны здоровья в пределах своих полномочий выполняют функции по обеспечению информационной безопасности в информационных системах в сфере здравоохранения, в том числе:
- обеспечивают выполнение требований по защите информации в информационных системах в сфере здравоохранения;
- осуществляют контроль за выполнением требований по защите информации в информационных системах в сфере здравоохранения.
В целях решения задач по обеспечению информационной безопасности в информационных системах в сфере здравоохранения и контроля за выполнением требований безопасности органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и органы местного самоуправления в сфере охраны здоровья при необходимости могут привлекать отраслевой центр информационной безопасности Минздрава России.
В рамках системы обеспечения информационной безопасности в сфере здравоохранения Минздрав России и подведомственные организации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы местного самоуправления в сфере охраны здоровья, медицинские и фармацевтические организации могут выступать как в роли заказчиков информационных систем, так и в роли операторов информационных систем.
Заказчики информационных систем в сфере здравоохранения:
- принимают решения о необходимости защиты информации, содержащейся в информационной системе в сфере здравоохранения;
- классифицируют информационные системы в сфере здравоохранения по требованиям защиты информации;
- определяют угрозы безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации, и разрабатывают на их основе и с учетом отраслевых стандартов модели угроз безопасности информации для информационных систем в сфере здравоохранения;
- определяют требования к системам защиты информации для информационных систем в сфере здравоохранения;
- организуют разработку и внедрение систем защиты информации информационных систем в сфере здравоохранения.
Операторы информационных систем в сфере здравоохранения обеспечивают защиту информации в ходе эксплуатации информационных систем и при выводе их из эксплуатации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и, при наличии, в соответствии с дополнительными требованиями, установленными заказчиками информационных систем.
Для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационных систем в сфере здравоохранения заказчиками и операторами в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости могут привлекаться организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации <35>.
--------------------------------
<35> См. Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17.
Организации, являющиеся операторами иных информационных систем, которые могут взаимодействовать с информационными системами в сфере здравоохранения, и организации, информационные ресурсы и (или) инфраструктура которых используются в сфере здравоохранения, обеспечивают информационную безопасность принадлежащих им информационных систем, информационных ресурсов и инфраструктуры в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
Информационная безопасность в информационных системах в сфере здравоохранения обеспечивается путем реализации в информационных системах (включая информационно-телекоммуникационные сети и защищенные сети передачи данных) мер защиты информации в соответствии с требованиями, установленными заказчиками информационных систем на основании правовых актов Российской Федерации. Выполнение требований к мерам защиты подтверждается:
- результатами приемочных испытаний информационных систем на соответствие техническому заданию на создание или модернизацию информационной системы;
- результатами аттестации по требованиям безопасности информации в случаях, установленных правовыми актами;
- результатами периодического контроля за обеспечением уровня защищенности (оценки эффективности мер защиты информации, контроля за обеспечением безопасности) информационных систем в сфере здравоохранения.
Безопасность информации в защищенных сетях передачи данных федерального, регионального и муниципального уровня, используемых для взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения, должна обеспечиваться на основе требований правовых актов Российской Федерации. Безопасность информации в защищенных сетях передачи данных должна обеспечиваться на основе следующих принципов:
- централизованный подход и стандартизация создания, функционирования, модернизации и управления защищенной сети передачи данных и ее компонентов;
- единство подходов к управлению доступом к защищенным сетям передачи данных;
- стандартизация требований по защите информации в инфраструктуре защищенной сети передачи данных и подключаемых конечных точках;
- резервирование каналов связи;
- реализация эшелонированной защиты защищенной сети передачи данных;
- регулярность, своевременность и полнота проводимых мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
- осуществление взаимодействия в электронной форме, в том числе с гражданами и организациями в соответствии с правилами и принципами, установленными национальными стандартами Российской Федерации в области криптографической защиты информации;
- применение средств криптографической защиты информации, сертифицированных ФСБ России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей