Сроки исполнения обязательств по соглашениям, заключенным до 10.03.2022 в рамках реализации данной программы, оканчивающиеся после 23.02.2022, могут быть продлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 N 308.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 31 марта 2017 г. N 374

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 304

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2018 N 360,

от 28.03.2019 N 345, от 19.03.2020 N 306, от 18.03.2021 N 404,

от 18.10.2021 N 1766, от 19.08.2022 N 1454)

1. Наименование изложить в следующей редакции:

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ".

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ".

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2019 N 345,

от 18.10.2021 N 1766)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". Стратегические приоритеты.".

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2019 N 345, от 18.10.2021 N 1766)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" в следующей редакции:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.10.2021 N 1766)

(см. текст в предыдущей редакции)

"Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 апреля 2014 г. N 304

(в редакции постановления

Правительства Российской Федерации

от 18 октября 2021 г. N 1766)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ И ТЕХНИКИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ

МЕСТОРОЖДЕНИЙ". СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

I. Оценка текущего состояния сферы реализации

государственной программы Российской Федерации "Развитие

судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"

Большая часть гражданского флота Российской Федерации в настоящее время состоит из судов, выслуживших нормативные сроки службы и не соответствующих по своему физическому и моральному состоянию современным требованиям безопасности и экологичности.

В свою очередь, благодаря реализации комплекса мер государственной поддержки, разработке современных технологий, а также созданию новых и реконструкции существующих производственных мощностей в настоящее время есть реальная возможность обновления устаревшего флота и создания новых рыночных ниш.

Стоит отметить, что создание современной продукции судостроения невозможно без перспективных научных разработок. Отсутствие должного внимания к научно-исследовательским работам, а также к фундаментальным и поисковым исследованиям, задачей которых является обеспечение качественно нового уровня развития продукции как военного, так и гражданского назначения, является причиной отставания отечественного судостроения от наиболее развитых морских держав. В последнее десятилетие увеличивается финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что позволяет отрасли увеличить свой научно-технический потенциал. Однако решение комплекса научно-технических проблем в области судостроительной науки требует обеспечения непрерывного финансирования выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Помимо этого, эффективность решения задач повышения конкурентоспособности отечественной гражданской морской техники и разработки технологий, являющихся критическими для создания современных судов и объектов морской техники, во многом определяется наличием и совершенством стендовой и испытательной базы ведущих научных организаций.

Показатели развития:

объемы выпуска судостроительной промышленности с 2013 года имели положительную динамику. Гражданская продукция в судостроительной промышленности с 2016 года характеризуется умеренным ростом за счет увеличения выпуска продукции на внутреннем рынке. В 2020 году объем выпуска гражданской продукции увеличился более чем в 2 раза относительно 2013 года.

Средняя численность работников судостроительной отрасли в 2020 году составила около 188,1 тыс. человек, на промышленных предприятиях отрасли занято порядка 158,1 тыс. человек. Численность работников отрасли в 2013 году составляла 126,5 тыс. человек.

В части гражданского судостроения (без учета ведомственной принадлежности и формы собственности предприятий-изготовителей) в период 2021 - 2023 годов ожидается наличие тенденции к росту производства продукции для внутреннего рынка, главным образом за счет действующих механизмов и мер государственной поддержки отрасли и ввода в строй новых производственных мощностей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2022 N 1454)

(см. текст в предыдущей редакции)

II. Описание приоритетов и целей государственной политики

в сфере реализации государственной программы Российской

Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения

шельфовых месторождений"

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" (далее - государственная программа) определены Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 2553-р (далее - Стратегия). Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциалов, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.

Целью Стратегии является обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов отрасли, повышения в 2,2 раза объема производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и повышения доли отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов.

В сфере реализации государственной программы в качестве основных определены следующие приоритеты развития:

обеспечение достижения целей и значений ключевых индикаторов, указанных в национальных проектах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части, касающейся судостроительной промышленности;

обеспечение безусловной импортонезависимости судостроительного производства на территории Российской Федерации, а также первоочередной поддержки развития технологий в приоритетных областях - импортозамещении, локализации, экспортно ориентированной продукции, продукции для внутренних потребителей с высокой добавленной стоимостью и серийностью;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2022 N 1454)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышение эффективности государственного регулирования в судостроении;

развитие и поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление морской деятельности и выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции гражданского назначения;

обеспечение инвестиционной привлекательности и достижение устойчивого роста основных показателей финансово-экономической и производственной деятельности организаций судостроительной промышленности.

Ряд приоритетов, направлений, целей и задач, относящихся к сфере реализации государственной программы, определен одновременно в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", которой предусмотрено укрепление достигнутых Российской Федерацией лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в судостроительной промышленности;

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, которая предусматривает развитие магистральной транспортной инфраструктуры, в том числе за счет обеспечения функционирования и роста грузопотока Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора, включая развитие ледокольного флота;

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, которой предусмотрено в том числе повышение уровня безопасности, экологичности внутреннего водного транспорта, обеспечение обновления и роста тоннажа флота;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2022 N 1454)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1930-р, в качестве одной из стратегических целей которой определено удовлетворение потребностей государства и бизнеса в современной продукции отечественного судостроения и кораблестроения;

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р, которая в качестве приоритетных направлений развития судостроительной промышленности выделяет развитие и рост производства отечественных учебных судов морского и речного транспорта в целях подготовки высококвалифицированных российских специалистов в области управления водным транспортом, строительство ледокольного флота нового поколения, в том числе работающего на сжиженном природном газе, гидрографических, лоцмейстерских и аварийно-спасательных судов ледового класса, обеспечение продления срока эксплуатации ядерных установок атомно-технологического обеспечения для развития Северного морского пути и дальнейшего освоения Арктики, выстраивание эффективного продвижения в системе маркетинга не только продукции судостроения, но и услуг по ремонту и сервисному обслуживанию такой продукции, а также повышение эффективности государственного регулирования отрасли;

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", которая в целях модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации, предусматривает рост объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, в том числе за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов и создания береговой инфраструктуры, развитие российского ледокольного флота на основе современных технологий в рамках реализации программ строительства ледоколов, государственную поддержку осуществления завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров и вывоза продукции в транспортных схемах "река - море", в том числе строительства транспортных судов для осуществления перевозок между морскими и речными портами в Арктической зоне;

Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., в рамках которой определены задачи обновления морского транспортного флота, повышения его конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке, снижения среднего возраста судов под Государственным флагом Российской Федерации, а также увеличения доли морского транспортного флота, зарегистрированного под Государственным флагом Российской Федерации, за счет развития механизмов долгосрочного финансирования;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. призывает к решению задачи по снижению на 20 процентов к 2024 году объемов вредных выбросов в атмосферу, что может быть достигнуто в том числе за счет развития "экологичных" видов внутреннего водного транспорта.

III. Задачи государственного управления и обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации, способы

их эффективного решения в судостроительной отрасли и сфере

государственного управления Российской Федерации

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации в целях противодействия угрозам экономической безопасности предусмотрены развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики.

Развитие высокотехнологичной судостроительной отрасли обеспечивается разработкой новых технологий и проектов гражданской морской техники и техники для освоения шельфовых месторождений. Помимо этого, реализация в рамках государственной программы комплекса мер поддержки направлена на стимулирование спроса на продукцию отечественного судостроения, в том числе с учетом требований локализации производства продукции на территории Российской Федерации.

IV. Задачи, определенные

в соответствии с национальными целями

Государственная программа оказывает влияние на достижение целевого показателя "обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Одним из факторов достижения указанной национальной цели в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года является поддержка ключевых отраслей, в том числе судостроения, путем увеличения объемов производства гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями.

V. Задачи обеспечения достижения показателей

социально-экономического развития субъектов Российской

Федерации, входящих в состав приоритетных территорий,

уровень которых должен быть выше среднего уровня

по Российской Федерации

Структурные элементы государственной программы не предусматривают реализации по субъектам Российской Федерации. В подпрограммах, связанных с предоставлением субсидий, отсутствует территориальная привязка, а участие в них организаций определяется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и актами Правительства Российской Федерации о предоставлении мер государственной поддержки.".