Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Требования к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам, а также способам хранения и транспортирования исходных материалов, готовой продукции и отходов производства

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНЫМ МАТЕРИАЛАМ,

ЗАГОТОВКАМ И ПОЛУФАБРИКАТАМ, А ТАКЖЕ СПОСОБАМ ХРАНЕНИЯ

И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ГОТОВОЙ

ПРОДУКЦИИ И ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

4.1. Все сырье и полуфабрикаты, вспомогательные и тароупаковочные материалы должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий, санитарных правил и норм, утвержденных в установленном порядке, и исключать возможность воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.

4.2. Сырье и вспомогательные материалы необходимо допускать в производство при наличии заключения лаборатории или специалистов технологического контроля организации.

Контроль качества применяемого сырья и полуфабрикатов в организации следует проводить в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

4.3. Запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применяемых в организации ранее вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников (статья 215 Трудового кодекса Российской Федерации).

4.4. Вертикальные емкости (силоса, бункера) для хранения сыпучих продуктов должны иметь не менее двух люков (для очистки, осмотра и ремонта). Один люк должен быть в нижней боковой части, а другой - в верхней части емкости у противоположной боковой поверхности.

В соответствии со СНиП 12-03-2001 люки бункеров должны иметь открывающиеся крышки, оборудованные запирающимися устройствами с блокировкой, ключи от которых должны храниться у руководителя работ. Крышки должны быть закрыты герметично.

Люки, расположенные в верхней части емкости, помимо крышек должны быть оборудованы предохранительными решетками.

4.5. Заглубленные емкости для хранения полуфабрикатов должны быть оборудованы двумя люками у противоположных сторон.

4.6. Способы укладки и крепления грузов и их разбора должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки.

4.7. Устойчивость штабеля должна быть обеспечена в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

4.8. В соответствии с ППБ-01-93 расстояние от светильников до хранящихся материалов должно быть не менее 0,5 м.

4.9. В соответствии со СНиП 12-03-2001 грузы в ящиках при погрузке в вагоны и склады укладываются в устойчивые штабеля. Высота штабеля не должна превышать 3 м при ручной погрузке, а при использовании механизмов - 6 м. Укладывать ящики в закрытых складах разрешается так, чтобы ширина главного прохода была не менее 3 м.

4.10. Расстояние между штабелями должно определяться с учетом возможности установки тары в штабель, снятия тары со штабеля грузозахватными устройствами применяемых средств механизации и обеспечения противопожарных разрывов.

4.11. Мешки с сырьем и продукцией для хранения на складе должны укладываться на специальные стеллажи; при складировании необходимо соблюдать порядок увязки мешков и вертикальность штабеля. Зашивка мешков должна быть расположена внутрь штабеля.

При укладке груза в полипропиленовых мешках высота штабеля должна быть снижена.

4.12. В соответствии со СНиП 12-03-2001 бочки, барабаны и рулоны разрешается грузить вручную путем перекатывания при условии, если пол склада находится в одном уровне с полом железнодорожного подвижного состава или кузова автомобиля.

4.13. Разборку штабеля следует производить последовательно сверху вниз горизонтальными рядами, предупреждая возможность его развала.

4.14. Штабеля ящиков и бочек должны быть ограждены. Расстояние от ограждения до штабеля должно обеспечивать безопасность работающих.

4.15. Перемещение грузов в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.

4.16. В соответствии со СНиП 12-03-2001 полы и платформы, по которым перемещаются грузы, должны быть ровными, не иметь щелей, выбоин, набитых планок, торчащих гвоздей.

Проходы для перемещения грузов должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

4.17. Транспортные средства, используемые в технологических транспортных операциях внутри организации (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами и другими объектами): автомобили, автопогрузчики, электропогрузчики, электрокары и другие безрельсовые колесные транспортные средства, включая и грузовые тележки, процессы их обслуживания, ремонта и эксплуатации должны соответствовать требованиям нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

4.18. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается. Масса груза не должна превышать грузоподъемности для данного транспортного средства.

4.19. В соответствии со СНиП 12-03-2001 штучные грузы должны укладываться в габаритах грузовых площадок тележек. Мелкие штучные грузы следует перевозить в таре, контейнерах.

4.20. Укладывать грузы на вилочные захваты авто- и электропогрузчика следует так, чтобы исключалась возможность падения груза во время захвата груза, его подъема, транспортирования и выгрузки (СНиП 12-03-2001).

4.21. В соответствии со СНиП 12-03-2001 при работе авто- и электропогрузчика запрещается:

- захватывать груз вилами с разгона путем врезания;

- поднимать раму с грузом на вилах при наклоне на себя;

- поднимать, опускать и изменять угол наклона груза при передвижении;

- захватывать лежащий на поддонах груз при наклоне вил на себя;

- перевозить грузы, поднятые на высоту более 0,5 м для погрузчиков на колесах с пневматическими шинами и 0,25 м для погрузчиков с грузовыми шинами;

- пытаться поднимать примерзший груз, груз неизвестной массы, груз, не предназначенный для перемещения авто- и электропогрузчиком (листовой металл, вентиляционные короба и др.).

Скорость движения автопогрузчика в затрудненных местах и при движении задним ходом должна составлять не более 3 км/ч (СНиП 12-03-2001).

4.22. При эксплуатации автопогрузчиков и автомашин в закрытых помещениях их двигатели должны быть оснащены специальными устройствами дожига выхлопных газов в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

4.23. В соответствии со СНиП 12-03-2001 запрещается перевозка людей межцеховым и внутрицеховым транспортом, предназначенным для перевозки грузов.

4.24. Для непрерывного транспортирования штучных грузов должны быть использованы конвейеры. В соответствии со СНиП 12-03-2001:

а) технологические линии, состоящие из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих средств непрерывного транспорта (конвейеров, транспортеров и т.п.), должны быть оснащены:

- двухсторонней сигнализацией со всеми постами управления;

- блокировкой приводов оборудования, обеспечивающей автоматическое отключение той части технологической линии, которая осуществляет загрузку остановленного или остановившегося агрегата;

б) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывного действия должны выполняться следующие требования:

- укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего органа и устойчивое положение груза;

- подача и снятие груза с рабочего органа машины должны производиться при помощи специальных подающих и приемных устройств;

в) во время работы ленточного конвейера запрещается:

- устранять пробуксовку ленты на барабане путем подбрасывания в зону между лентой и барабаном песка, глины, канифоли, битума и других материалов;

- очищать поддерживающие ролики, барабаны приводных, натяжных и концевых станций, убирать просыпь из-под конвейера;

- переставлять поддерживающие ролики, натягивать и выравнивать ленту конвейера вручную.

Выполнение указанных работ должно производиться только при полной остановке и отключении от сети конвейера при снятых предохранителях и закрытом пусковом устройстве, на котором должны быть вывешены запрещающие знаки безопасности "Не включать - работают люди!";

г) запрещается пускать в работу ленточный конвейер при захламленности и загроможденности проходов, а также при отсутствии или неисправности:

- ограждений приводных, натяжных и концевых барабанов;

- тросового выключателя;

- заземления электрооборудования, брони кабелей или рамы конвейера;

д) скорость движения ленты конвейера при ручной грузообработке не должна превышать 0,5 м/с при массе обрабатываемого груза до 5 кг и 0,3 м/с при большей массе.

Для предупреждения просыпания транспортируемого сырья и образования пыли в производственных помещениях крышки и течки винтовых конвейеров должны быть уплотнены;

е) запрещается:

- вскрывать крышки винтовых конвейеров до их остановки и принятия мер против непроизвольного пуска конвейера, а также ходить по крышкам этого оборудования;

- проталкивать транспортируемый материал или случайно попавшие в конвейер предметы и брать пробы для лабораторного анализа во время работы винтового конвейера;

- эксплуатировать винтовой конвейер при касании винтом стенок кожуха, при неисправных крышках и неисправных уплотнениях;

ж) при работе подвесных тележек, толкающих конвейеров должны быть приняты меры по исключению падения материалов и изделий при их транспортировании.

Конвейеры должны быть оборудованы устройствами, отключающими приводы при перегрузке конвейеров;

и) перед пуском вновь смонтированных или капитально отремонтированных конвейеров тяговые органы и подвесные захваты должны быть испытаны в течение 15 мин. под двойной рабочей нагрузкой.

4.25. При применении винтовых и наклонных спусков для перемещения различных пылевидных, сыпучих, штучных и вязких грузов в таре и без тары необходимо выполнять следующие требования безопасности:

а) наклонные и винтовые спуски должны быть надежно закреплены к перекрытиям или стенам и к приемным столам;

б) спуски должны иметь борта высотой, исключающей возможность выпадения грузов;

в) приемные отверстия в перекрытиях и стенах перед спусками должны быть снабжены специальными крышками или клапанами, открывающимися только на время подачи или прохождения груза. Приемные отверстия и места прохождения спусков должны быть ограждены перилами и сплошной бортовой обшивкой по низу в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке;

г) приемные столы наклонных и винтовых спусков должны быть снабжены устройствами, предупреждающими падение грузов;

д) спуски для перемещения мешков с мукой и других штучных грузов должны обеспечивать плавное, без ударов, продвижение перемещаемого груза;

е) уклон спусков, ширина рабочей поверхности спуска, высота бортов для предохранения грузов от падения должны обеспечивать необходимые требования безопасности и соответствовать нормативным документам, утвержденным в установленном порядке;

ж) при превышении скорости движения груза по наклонным спускам свыше установленной требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, необходимо устанавливать поглотители скорости (амортизаторы, встречные уклоны и т.п.).

4.26. Работы на погрузочно-разгрузочных площадках должны быть организованы в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке. Конкретные меры безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ должны определяться исходя из характера груза.

4.27. При подъеме и перемещении груза вручную необходимо соблюдать установленные допустимые уровни трудовой нагрузки.

4.28. Показатели допустимой трудовой нагрузки для женщин должны соответствовать Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную" <*> (приложение N 2).

--------------------------------

<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 566.

4.29. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную должны соответствовать Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 1999 г., регистрационный N 1817) <*> (приложение N 3).

--------------------------------

<*> Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1999, N 7.

4.30. К выполнению работ по перемещению грузов кранами на места производства работ и к оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам.

4.31. Не допускается нахождение людей, нахождение и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при перемещении их подъемно-транспортным оборудованием, а также при погрузке и разгрузке с подвижного состава.

4.32. Во время подъема, опускания и перемещения контейнера не допускается нахождение людей внутри контейнера, на нем и на рядом расположенных контейнерах.

4.33. В соответствии со СНиП 12-03-2001 нахождение водителя на транспортном средстве во время погрузки или разгрузки его краном запрещается.

4.34. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов следует производить по наряду-допуску (приложение N 1) в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности согласно государственным стандартам и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности (СНиП 12-03-2001).

4.35. Не допускается выполнять погрузо-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней (СНиП 12-03-2001).

4.36. Перевозить опасные грузы следует в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 г., регистрационный N 997).

4.37. Эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары должна производиться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденными Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 31 декабря 1999 г. N 98 и введенными в действие с 10 января 2001 г. (не нуждаются в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 6884-ЭР).

4.38. Эксплуатация пассажирских и грузовых лифтов должна соответствовать требованиям нормативных документов, утвержденных в установленном порядке. В грузовом лифте одновременная транспортировка пассажиров и грузов запрещается. Работники, сопровождающие груз, и лифтер не считаются пассажирами.

4.39. Эксплуатация подъемников (вышек) (самоходных, прицепных, передвижных) для перемещения людей с инструментами и материалами на высоту должна выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

4.40. Подъемники и лифты должны иметь на видном месте табличку с указанием грузоподъемности и сроков испытания.

4.41. Запрещается подъем и спуск людей на грузовых подъемниках, имеющих только наружное управление и не предназначенных для перевозки людей.