Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общие положения

В соответствии с Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 11.12.2002 N 166-ФЗ) (далее - Закон) товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц, т.е. обозначения, способные отличать, соответственно, товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Обозначение может считаться охраняемым товарным знаком, исключительное право на который принадлежит конкретному лицу (правообладателю) только после регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) или международной регистрации во Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - ВОИС).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.

Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

- на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях к продаже товаров;

- в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

В целях осуществления защиты прав владельца зарегистрированного товарного знака от его неправомерного использования ГТК России применяется следующий механизм защиты интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров.

Правообладатель (или иное лицо, на законных основаниях представляющее его интересы), имеющий основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации нарушаются его права на товарный знак, вправе подать письменное заявление в Государственный таможенный комитет Российской Федерации с указанием сведений о правообладателе и документах, подтверждающих наличие и принадлежность права на товарный знак (свидетельство на товарный знак, лицензионный договор или другие документы в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности); информации о каждом товарном знаке; описания товаров, обозначенных товарным знаком; иных сведений, позволяющих выявить признаки, указывающие на незаконное использование товарных знаков (уполномоченные импортеры, места таможенного оформления, лица, в отношении которых имеются подозрения в нарушении прав, описание или графическое изображение товарного знака; отличительные особенности контрафактных товаров; места ввоза и таможенного оформления товаров; перечень декларантов легальных товаров; виды транспорта, используемого для перемещения легальных товаров; перечень стран, в которых производится или из которых ввозится продукция, в том числе контрафактная, и т.д.).

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжение ГТК РФ от 11.12.2002 N 758-р утратило силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 30.12.2003 N 1581.

Сведения о товарных знаках систематизируются в виде реестра объектов интеллектуальной собственности ГТК России (далее - Реестр), ведение которого регламентировано распоряжением ГТК России от 11.12.2002 N 758-р "Об утверждении Правил ведения реестра объектов интеллектуальной собственности".

После внесения товарного знака в Реестр Главное управление тарифного и нетарифного регулирования (далее - ГУТНР) ГТК России направляет соответствующую информацию в региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ГТК России, которые доводят ее до подчиненных таможенных органов и заинтересованных лиц. Данная информация включает в себя сведения о правообладателе, контактных лицах, товарном знаке и товаре, которым он обозначен (класс товара и его описание в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), регистрационном номере товарного знака по Реестру. Направляемая в таможенные органы информация сопровождается сведениями или документами, содержащими данные, позволяющие выявить признаки контрафактности товаров.

Законом определено, что использование товарного знака или сходного с ним обозначения, противоречащее положениям ст. 4 Закона, влечет за собой гражданскую, административную либо уголовную ответственность. При этом следует учитывать, что внесение товарного знака в реестр объектов интеллектуальной собственности ГТК России не предоставляет правовую охрану товарного знака (охрана предоставляется на основе регистрации в Роспатенте или ВОИС).