I. Общие положения

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере гуманитарной политики.

3. Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Основных направлений политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, учитывает основные положения документов стратегического планирования Российской Федерации, затрагивающих вопросы международных отношений Российской Федерации.

4. В современном мире повышенное внимание уделяется роли человека и человеческого капитала, вследствие чего социально-гуманитарный потенциал активно используется в различных областях международных отношений и мировой политики, включая культуру, науку, образование, спорт и туризм. Деятельность в этих областях направлена на укрепление сотрудничества, взаимного доверия, развитие человеческого капитала, что приобретает особую значимость в период трансформации мировой политической системы. При реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом необходимо учитывать взаимосвязанный и взаимозависимый характер современных международных отношений.

5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Ее уникальность демонстрировали миру не только труды выдающихся представителей литературы, музыки и науки, таких как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович, Д.И. Менделеев и И.В. Курчатов, но и богатое культурное и духовное наследие многонационального народа России.

6. Несмотря на сложный исторический путь России, ее культура всегда объединяла российский народ. Накопленный веками исторический опыт, богатейшее культурное наследие и духовный потенциал России позволили ей занять особое место в мировом культурном пространстве и создали возможности для успешного продвижения за рубежом традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также лучших отечественных достижений в области культуры, науки, образования, спорта и информационно-коммуникационных технологий.

7. Уникальное географическое положение России предопределило синтез европейского и азиатского начал в культуре ее многонационального народа. Важным элементом формирования ценностных основ жизни российского общества, ее культурного своеобразия и национального менталитета стал общинный характер развития, выразившийся в том числе в стремлении как каждого человека, так и всего общества к социальной справедливости и реализации долгосрочных целей. Кроме того, многовековое мирное сосуществование на одной территории различных народов и религиозных групп способствовало развитию и взаимообогащению культур, уважению обычаев и традиций, терпимости к различным верованиям, инакомыслию, а также пониманию неприемлемости навязывания ценностей извне.

8. Гуманитарная политика Российской Федерации за рубежом является неотъемлемой частью внешней политики Российской Федерации. Особую роль в гуманитарной сфере играет культура как эффективный инструмент сглаживания противоречий между государствами и формирования объединительной международной повестки дня.

9. На мировой арене продолжает усиливаться борьба за культурное влияние с широким вовлечением в нее новых центров силы. Глобализация по-прежнему не только способствует взаимообогащению национальных культур, но и ставит под угрозу культурную самобытность стран и народов. В связи с этим при реализации настоящей Концепции следует учитывать увеличение количества попыток принизить значимость российской культуры и российских гуманитарных проектов, распространить и навязать искаженную трактовку истинных целей России по ознакомлению мировой общественности с ее культурным наследием и достижениями в различных гуманитарных областях, дискредитировать Русский мир, его традиции и идеалы, подменяя их псевдоценностями.

10. Кризис существующего миропорядка, многочисленные грубые нарушения прав человека, участившиеся случаи игнорирования Устава Организации Объединенных Наций (ООН), попытки политизации гуманитарной сферы и ее использования в качестве инструмента давления на государства и отдельных лиц, в том числе путем спекуляции на их гражданской, национальной и религиозной принадлежности, угрожают глобальной безопасности и действующим международно-правовым механизмам защиты прав человека.

11. На этом фоне особую актуальность приобретают многосторонние усилия и действия отдельных государств по укреплению системных основ международных отношений, прежде всего по обеспечению неукоснительного соблюдения Устава ООН. Российская Федерация исходит из того, что формирование международным сообществом политики в гуманитарной сфере и в области защиты прав человека должно осуществляться коллективно, с учетом мнения всех заинтересованных государств, многообразия цивилизаций и культур, традиций и особенностей исторического развития. Одним из приоритетов России в международных отношениях является отстаивание в рамках международных универсальных и региональных организаций значимости общечеловеческих ценностей и международного гуманитарного сотрудничества.

12. Духовно-культурный фундамент Российской Федерации будет способствовать упрочению позиций нашей страны на международной арене и достижению долгосрочных целей ее устойчивого развития.