Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Рекомендации по разработке программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

2. Рекомендации по разработке программ

осуществления внутреннего контроля в целях

противодействия легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путем,

и финансированию терроризма

2.1. Организациям рекомендуется разрабатывать следующие программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

2.1.1. идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции;

2.1.2. выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

2.1.3. оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

2.1.4. документального фиксирования необходимой информации;

2.1.5. обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2.1.6. хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля;

2.1.7. иные программы, учитывающие специфику деятельности организации.

2.2. При разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции рекомендуется предусматривать использование анкетирования - составление документа, рекомендованная форма которого приведена в Приложении 1 к настоящим Временным рекомендациям и содержащего сведения о соответствующем лице, о его деятельности и иные сведения.

2.2.1. Организация идентифицирует и изучает своего клиента при совершении сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2.2. Организация получает от клиента информацию и документы, которые позволяют идентифицировать и изучить клиента.

2.2.3. Все документы, позволяющие идентифицировать и изучить клиента, должны быть действительными на дату их предъявления.

2.2.4. Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организация идентифицирует представителя, проверяет его полномочия, а также идентифицирует и изучает представляемого клиента.

2.3. Организация разрабатывает программу выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, организация разрабатывает критерии выявления и признаки необычных сделок. При этом в основу могут быть положены критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные в Приложениях 2 и 3 к настоящим Временным рекомендациям.

2.4. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, организации рекомендуется оценить риск осуществления клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Организации рекомендуется разработать критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом в основу могут быть положены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установленные в Приложении 4 к настоящим Временным рекомендациям.

2.5. Организации рекомендуется обновлять сведения, полученные в результате идентификации и изучения клиента, периодически, но не реже одного раза в год в случаях, когда организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях.

Если организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма как высокий, то организация уделяет повышенное внимание операциям, проводимым клиентом.

2.6. При разработке программы документального фиксирования информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ осуществления внутреннего контроля, рекомендуется исходить из следующих положений.

Организация фиксирует информацию об операции (сделке) таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести все детали операции (сделки), с учетом специфики деятельности организации, в том числе сумму операции, валюту платежа, данные об участниках операции.

2.7. При разработке программы обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется руководствоваться положениями, изложенными в Приложении 5 к настоящим Временным рекомендациям.

2.8. При разработке программы хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте организации или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции.

Организация осуществляет учет и хранение подлинников и/или копий документов на бумажных носителях в соответствии с общим порядком учета и хранения внутренних документов, документов, идентифицирующих клиентов и относящихся к их деятельности, документов переписки и прочих документов системы документооборота.

2.9. При выявлении признаков операции, подлежащей обязательному контролю, указанной в статье 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", или при выявлении необычных сделок сотрудник организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке). Организации рекомендуется разработать форму Сообщения, включающую реквизиты, указанные в Приложении 6 к настоящим Временным рекомендациям.

Сообщение передается сотрудником организации ответственному лицу организации для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации.

Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в КФМ России принимает руководитель организации по представлению ответственного лица.