МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 814 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4596).

Нормы естественной убыли применяются для определения величины потерь при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, которые приравниваются к материальным расходам для целей налогообложения при исчислении и уплате налога на прибыль. На величину указанных потерь организации - плательщики налога на прибыль имеют право в соответствии со статьей 247 главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить величину прибыли для целей налогообложения.

Под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.

Норма естественной убыли, применяющаяся при хранении товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение.

Норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.

К естественной убыли не следует относить технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.

В нормы естественной убыли не следует включать потери товарно-материальных ценностей при ремонте и (или) профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях, а также все виды аварийных потерь.

По товарно-материальным ценностям, принятым в пункте назначения путем счета или по трафаретной массе, нормы естественной убыли применять не рекомендуется.

Нормы естественной убыли не следует распространять на товарно-материальные ценности, принимаемые и сдаваемые путем счета или по трафаретной массе, хранящиеся и (или) транспортируемые в герметичной таре (запаянные, с применением герметиков, уплотнений и др.), а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления.

При транзитной поставке нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей при хранении применять не следует.

Нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей целесообразно устанавливать для двух периодов года: осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября), а также в зависимости от типа и вместимости технологического оборудования для хранения и транспортировки.

Нормы естественной убыли с учетом технологических условий хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже чем один раз в пять лет. В процессе пересмотра в соответствии с целесообразностью допускается возможность как отмены ранее действовавших норм, так и введения новых. Пересмотр, разработка и утверждение норм естественной убыли, находящихся в совместном ведении нескольких федеральных органов исполнительной власти, следует осуществлять путем подготовки совместных нормативных правовых актов.

Нормы естественной убыли в части потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей следует подвергать инвентаризации и периодически пересматривать в соответствии с принципом подведомственности федеральным органам исполнительной власти.

В целях учета климатического фактора, влияющего на естественную убыль товарно-материальных ценностей при их транспортировке и (или) хранении в пределах установленных норм, субъекты Российской Федерации целесообразно подразделить на следующие три климатические группы:

┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐

│ Климатические │ Субъекты Российской Федерации │

│ группы │ │

├──────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│1-я (соответствует│Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный│

│холодному макро-│округ, Ханты-Мансийский автономный округ,│

│климатическому │Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный│

│району) │округ, Эвенкийский автономный округ,│

│ │Красноярский край, Республика Саха (Якутия),│

│ │Чукотский автономный округ, Корякский│

│ │автономный округ, Магаданская область,│

│ │Хабаровский край, Амурская область, Томская│

│ │область │

├──────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│2-я (соответствует│Агинский Бурятский автономный округ,│

│холодному умерен-│Республика Алтай, Алтайский край,│

│ному макроклима-│Архангельская область, Республика│

│тическому району) │Башкортостан, Белгородская область, Брянская│

│ │область, Республика Бурятия, Владимирская│

│ │область, Волгоградская область, Вологодская│

│ │область, Воронежская область, Еврейская│

│ │автономная область, Ивановская область,│

│ │Иркутская область, Калининградская область,│

│ │Калужская область, Камчатская область,│

│ │Республика Карелия, Кемеровская область,│

│ │Кировская область, Коми-Пермяцкий автономный│

│ │округ, Костромская область, Курганская│

│ │область, Курская область, Ленинградская│

│ │область, Липецкая область, Республика Марий│

│ │Эл, Республика Мордовия, Москва, Московская│

│ │область, Мурманская область, Ненецкий│

│ │автономный округ, Нижегородская область,│

│ │Новгородская область, Новосибирская область,│

│ │Омская область, Оренбургская область,│

│ │Орловская область, Пензенская область,│

│ │Пермская область, Приморский край, Псковская│

│ │область, Рязанская область, Самарская│

│ │область, Санкт-Петербург, Саратовская│

│ │область, Сахалинская область, Свердловская│

│ │область, Смоленская область, Тамбовская│

│ │область, Республика Татарстан (Татарстан),│

│ │Тверская область, Тульская область,│

│ │Республика Тыва, Тюменская область,│

│ │Удмуртская Республика, Ульяновская область,│

│ │Усть-Ордынский Бурятский автономный округ,│

│ │Республика Хакасия, Челябинская область,│

│ │Читинская область, Чувашская Республика -│

│ │Чаваш республики, Ярославская область │

├──────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│3-я (соответствует│Республика Адыгея (Адыгея), Астраханская│

│теплому умерен-│область, Республика Дагестан, Ингушская│

│ному макроклима-│Республика, Кабардино-Балкарская Республика,│

│тическому району) │Республика Калмыкия - Хальмг Тангч,│

│ │Карачаево-Черкесская Республика, Республика│

│ │Северная Осетия, Чеченская Республика,│

│ │Краснодарский край, Ставропольский край,│

│ │Ростовская область │

└──────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘