Рекомендации по созданию специальных, в том числе психолого-педагогических, условий при проведении цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном" с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития

Рекомендации по созданию специальных, в том числе

психолого-педагогических, условий при проведении цикла

внеурочных занятий "Разговоры о важном" с обучающимися

с тяжелыми множественными нарушениями развития

Необходимо адаптировать цели и задачи в соответствии с имеющимися у обучающихся представлениями об окружающем мире, а также актуальными уровнями интеллектуального и речевого развития.

Ориентир при постановке целей: развитие нравственных и социокультурных ценностей; практических представлений, умений и навыков для ориентации в социальной среде и правилах поведения, самореализации и достижения максимально возможной самостоятельности.

Ориентиры при постановке задач: развитие элементарных представлений о явлениях социальной жизни, объектах окружающего мира, течении времени, о себе, близких и окружающих людях, возрасте, своей стране и важных для нее событиях и личностях. Развитие коммуникации с помощью доступных средств, взаимодействия и сотрудничества с разными людьми. Развитие способностей в различных видах деятельности и умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Выбор формы проведения занятия необходимо осуществлять с учетом уровней интеллектуального и речевого развития обучающихся, а также их сенсорных возможностей, например: игровая форма, беседа с игровыми элементами, беседа с элементами эвристической.

При разработке сценариев занятий необходимо учитывать имеющийся практический жизненный опыт обучающихся, сформированность у них образного мышления, возможности слухового и зрительного восприятия. Комплект заданий формируется с учетом необходимых технических средств индивидуальной помощи, использования специфических обучающих средств, например: печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов. Для занятий могут быть использованы натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения и т.д. Продолжительность и наполнение электронных материалов определяются с учетом состояния здоровья и возможностей концентрации на выполнении задания без потери продуктивности. Рекомендуется использование доступных средств общения, простого вербального и музыкального сопровождения, не перегруженного и ограниченного по длительности.

При разработке мотивационного блока занятия необходимо учитывать имеющийся практический жизненный опыт обучающихся, сформированность у них образного мышления, возможности слухового и зрительного восприятия.

В мотивационный блок рекомендуется включение:

- педагогических средств и приемов сохранения спокойной, дружелюбной, деловой атмосферы;

- использования эмоционально-выразительных, технических и обучающих средств, улучшающих восприятие, двигательную активность и познавательную деятельность, увеличивающих длительность внимания и работоспособность;

- общения с использованием наиболее доступных по содержанию и смыслу инструкций;

- предоставление времени для выполнения каждой части задания самостоятельно.

Необходимо адаптирование содержательной части занятия и используемого речевого словаря с учетом уровней интеллектуального и речевого развития обучающихся, а также их сенсорных возможностей. Особое внимание следует уделить структурированию образовательного пространства и времени, предполагающему возможность поэтапно ("пошагово") понимать последовательность и взаимосвязь предлагающихся на занятии явлений и событий.

При подведении итогов важно четко сформулировать основные идеи и выводы по теме занятия.

Основная задача заключительного этапа - сохранение положительного импульса от занятия, основанного на балансе между игровой и обучающей компонентой.

При проведении занятий необходимо обеспечивать соответствующую слухозрительным возможностям обучающихся наглядность материала, использовать доступные средства общения.