Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ГЛАВЫ 22 "АКЦИЗЫ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПОДАКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ)

1. В пункте 2:

1.1. Подпункт 2.1 после абзаца шестого дополнить текстом следующего содержания:

"При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с пунктом 27 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ) с 1 января 2002 года освобождена от налогообложения акцизами реализация организациями денатурированного спирта из всех видов сырья, осуществляемая в порядке, установленном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553).

Согласно Федеральному закону от 29.05.2001 N 57-ФЗ с 1 января 2002 года для освобождения от налогообложения акцизами операций по реализации денатурированного этилового спирта не требуется осуществление этих операций по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, поскольку в определенном Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ порядке такие специальные разрешения на поставку этилового спирта не предусмотрены.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 109-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ("Парламентская газета", 27.07.2002, N 140-141) поставки организациями этилового спирта, в том числе денатурата, разрешаются в пределах квот, выданных субъектам Российской Федерации или соответствующим федеральным органам исполнительной власти, и при наличии уведомления. Требования к содержанию и порядку выдачи уведомлений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2002 года операции по реализации денатурированного этилового спирта были освобождены от налогообложения акцизом, а с 27 июля 2002 года (с момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 109-ФЗ) и до получения его производителями уведомления эти операции подлежат налогообложению акцизом в общеустановленном порядке.".

1.2. В подпункте 2.2.1 слово "учреждениями" заменить словом "организациями".

1.3. Подпункт 2.4 изложить в следующей редакции: "Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации") (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ) с 1 января 2003 года ювелирные изделия исключены из перечня подакцизных товаров. Таким образом, операции по реализации (передаче) ювелирных изделий с указанной даты объектом налогообложения акцизом не являются.".

1.4. Дополнить подпунктами 2.5 - 2.7 следующего содержания:

"2.5. Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса подакцизными товарами признаны моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат налогообложению акцизами независимо от их предназначения.

2.6. Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 1 января 2003 года на прямогонный бензин установлена ставка акциза в размере 0 руб. за 1 тонну.

На основании изложенного лица, совершающие с данным нефтепродуктом операции, определенные в подпунктах 2 - 4, 6 и 13 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса, признаются налогоплательщиками акцизов.

2.7. С 1 января 2003 года Постановлением Госстандарта России от 27.11.2000 N 314-СТ "О введении в действие межгосударственного стандарта" взамен государственного стандарта ГОСТ 3935-81 "Сигареты. Общие технические условия" введен в действие новый межгосударственный стандарт ГОСТ 3935-2000 "Сигареты. Общие технические условия".

В ГОСТ 3935-2000 отсутствует дифференциация сигарет по классам и предусмотрено изготовление различных марок сигарет. При этом каждая марка сигарет должна отличаться от других марок наименованием и одним или несколькими признаками: рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, а также другими потребительскими свойствами, установленными изготовителем продукции или лицензиаром.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 1 января 2003 года предусмотрены дифференцированные ставки акциза на сигареты по двум группам: сигареты с фильтром и сигареты без фильтра.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 1 января 2003 года на сигареты с фильтром, без фильтра и папиросы введена комбинированная налоговая ставка акцизов, состоящая из специфической составляющей (в руб. и коп. за 1000 штук) и адвалорной (в % к отпускной цене).

Таким образом, с 1 января 2003 года одна часть суммы акциза по указанным табачным изделиям определяется исходя из количества реализованных сигарет, а другая - исходя из отпускных цен на них (без акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж).".

2. В пункте 3:

2.1. В абзаце втором слова "в пунктах 1 - 11" заменить словами "в пунктах 1 - 14".

2.2. В абзаце четвертом подпункта 3.2 слова "реализация нефти, газа и продуктов их переработки" исключить.

2.3. Дополнить подпунктом 3.5 следующего содержания:

"3.5. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 1 января 2003 года плательщиками акцизов по операциям, совершаемым с нефтепродуктами и определенным как объект налогообложения акцизом, помимо лиц, осуществляющих производство нефтепродуктов, признаны лица, получающие нефтепродукты и имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство).

Согласно статье 179.1 Налогового кодекса организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую, оптово-розничную или розничную реализацию нефтепродуктов, при условии наличия у этих лиц в собственности мощностей, необходимых для осуществления этих видов деятельности, выдается соответствующее свидетельство: на производство, оптовую реализацию, розничную реализацию или оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.

Лица, не имеющие в собственности мощностей, необходимых для совершения операций с нефтепродуктами, могут получить свидетельство при следующих условиях:

а) организации, осуществляющие вышеперечисленные виды деятельности, - если они владеют более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, имеющих в собственности соответствующие мощности;

б) лица, осуществляющие производство, оптовую и оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, - если мощности, необходимые для осуществления указанных видов деятельности, находятся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

в) акционерные общества, имеющие в уставном капитале долю государства не менее 50% и осуществляющие оптовую и оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, - при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью;

г) лица, осуществляющие оптовую реализацию нефтепродуктов, - при наличии у них договора на оказание услуг по переработке принадлежащего им сырья.

Для получения свидетельства лицами, осуществляющими розничную реализацию моторных масел, необходимо иметь в собственности мощности (помещения) по их хранению и реализации.

При применении положений статьи 179.1 Налогового кодекса следует учитывать, что документы, подтверждающие права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594) (далее - Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ), должны рассматриваться налоговыми органами в качестве документов, подтверждающих право на получение свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Правила и условия транспортировки и хранения нефтепродуктов, виды транспортных средств и хранилищ нефтепродуктов, а также требования, предъявляемые к ним, установлены ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".

Согласно вышеуказанному ГОСТу автоцистерны относятся к транспортным средствам, а не к средствам (мощностям) по хранению нефтепродуктов. В связи с этим наличие в собственности у лиц, осуществляющих оптовую, оптово-розничную или розничную реализацию нефтепродуктов, только специализированных транспортных средств не является основанием для выдачи им свидетельства.

Вместе с тем если организация или индивидуальный предприниматель используют в качестве резервуаров для хранения нефтепродуктов принадлежащие им на праве собственности списанные специализированные транспортные средства, то в случае документального подтверждения органами Госстандарта России соответствия этих хранилищ правилам и требованиям, установленным в разделе 4 "Хранение" ГОСТ 1510-84, они могут получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в общеустановленном порядке.

Статья 179.1 Налогового кодекса не содержит ограничений для получения свидетельства лицами, совершающими операции с нефтепродуктами на мощностях, являющихся общей долевой собственностью.

Следовательно, эти лица могут получить свидетельство в общеустановленном порядке, т.е. предоставив в налоговые органы документы, подтверждающие право собственности на соответствующую долю имущества.

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности мощности по осуществлению оптовой или оптово-розничной реализации нефтепродуктов, имеют право на получение соответствующего свидетельства и в том случае, если согласно договорам купли-продажи, заключенным ими с производителем нефтепродуктов, отгрузка нефтепродуктов потребителям (грузополучателям) осуществляется транзитом непосредственно с нефтеперерабатывающих заводов, минуя мощности указанных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Обращаем внимание на то, что, несмотря на указанный способ поставки нефтепродуктов потребителям, имеющие свидетельство лица, как собственники этих нефтепродуктов, должны оприходовать (принять в установленном порядке к учету) отгруженные с нефтеперерабатывающего завода покупателям по их поручению нефтепродукты и начислить акциз по этому объему нефтепродуктов в общеустановленном порядке.

Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, не является документом, разрешающим осуществление того или иного вида деятельности, без получения которого осуществление этой деятельности запрещено.".

3. В пункте 4:

3.1. Абзацы второй и третий подпункта 4.1 исключить.

3.2. Дополнить подпункт 4.1 текстом следующего содержания: "Пунктом 3 статьи 182 Налогового кодекса в целях главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса к производству приравнены розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, регламентирующими процесс производства данных товаров и утвержденными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.

Таким образом, деятельность по розливу (упаковке, расфасовке) подакцизных нефтепродуктов рассматривается как их производство только в том случае, если порядок упаковки (розлива, расфасовки) тех или иных подакцизных нефтепродуктов утвержден специальными правилами и представлен в нормативно-технической документации, в соответствии с которой осуществляется их производство, как часть общего производственного процесса, после которого эти нефтепродукты становятся самостоятельным готовым к применению товаром.

В отношении смешения товаров следует иметь в виду, что если налогоплательщиком осуществлен процесс смешения нефтепродуктов разных марок с другими компонентами в местах их хранения и реализации, результатом которого стало получение подакцизных нефтепродуктов, то данное лицо рассматривается как производитель этих нефтепродуктов.".

3.3. Подпункт 4.2 считать подпунктом 4.3. В абзаце первом подпункта 4.3 слова "подпунктами 7 и 8" заменить словами "подпунктами 10 и 11", после слов "подакцизных товаров" дополнить словами "(за исключением нефтепродуктов)", а после слов "или разделе такого имущества" дополнить словами "(за исключением операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса).".

3.4. Дополнить пункт 4 подпунктом 4.2 следующего содержания:

"4.2. С 1 января 2003 года объектом налогообложения акцизами признаны операции по получению нефтепродуктов организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими свидетельство.

Таким образом, с 1 января 2003 года объект налогообложения акцизом возникает у лица, совершающего операции с нефтепродуктами, не при их реализации, а при их получении (оприходовании), за исключением операций, определенных в подпунктах 4, 6 и 13 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса.".

3.5. Дополнить пункт 4 подпунктом 4.4 следующего содержания:

"4.4. Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ передача в структуре организации произведенного спирта этилового из непищевого сырья для производства неподакцизных товаров исключена из операций, не подлежащих налогообложению акцизом. Следовательно, с 1 января 2002 года передача спирта этилового из непищевого сырья в структуре организации для производства неподакцизных товаров (за исключением операций, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса) является объектом налогообложения акцизом.".

4. В пункте 5:

4.1. В абзаце первом слова "В пунктах 1, 2 и 3" заменить словами "В пунктах 1 - 4".

4.2. В абзаце втором:

после слов "Обращаем внимание, что" вставить слова: "до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ"; слова "будет определяться" заменить словом "определялась".

5. В пункте 6:

5.1. В абзаце первом слово "вводится" заменить словом "введен".

5.2. В подпункте 6.1 слово "приравнивается" заменить словом "приравнивалась", слово "вводится" заменить словом "введена".

5.3. Абзац первый подпункта 6.2 изложить в следующей редакции: "Согласно статье 184 Налогового кодекса налогоплательщик освобождается от уплаты акциза по операциям реализации (передачи) произведенных им (в том числе из давальческого сырья) подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации, а также по операциям, предусмотренным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, реализуемые за пределы территории Российской Федерации, только при соблюдении следующих условий:

фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации;

представления в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса или банковской гарантии.".

5.4. В абзаце двенадцатом подпункта 6.2 слово "решаются" заменить словом "принимается".

5.5. В подпункте 6.3:

5.5.1. В первом предложении абзаца первого слова "пунктом 1" заменить словами "пунктом 2".

5.5.2. Во втором предложении абзаца первого слово "возврату" заменить словом "возмещению".

5.5.3. В абзаце втором слова "зачета (возврата)" заменить словом "возмещения", слова "пунктом 6" заменить словами "пунктом 7".

5.6. В подпункте 6.4:

5.6.1. В абзаце первом слова "пункту 6" заменить словами "пункту 7".

5.6.2. Абзацы второй и третий исключить.

5.6.3. Дополнить подпункт 6.4 абзацем следующего содержания: "При представлении документов по истечении указанного срока уплаченные суммы акциза подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 203 Налогового кодекса.".

6. В пункте 8:

6.1. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

"В соответствии со статьей 200 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза, исчисленную по подакцизным товарам, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.

При применении налоговых вычетов следует обратить внимание на следующие моменты.".

6.2. Подпункты 8.1 - 8.5 исключить.

6.3. Подпункт 8.6 считать подпунктом 8.1 и в абзаце первом указанный подпункт после слов "подакцизных товаров" дополнить словами "(за исключением нефтепродуктов)".

6.4. Подпункт 8.7 считать подпунктом 8.2.

6.5. Подпункт 8.8 исключить.

6.6. Дополнить пункт 8 подпунктом 8.3 следующего содержания:

"8.3. Налоговые вычеты при определении суммы акциза, подлежащей уплате по нефтепродуктам, производятся следующим образом:

При получении нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство на производство, оптовую или оптово-розничную реализацию, указанные лица начисляют акциз. В случае если эти нефтепродукты реализуются (передаются) лицам, имеющим свидетельство на производство, оптовую или оптово-розничную реализацию, начисленная сумма акциза уменьшается на сумму, приходящуюся на фактически реализованные нефтепродукты. Указанное уменьшение производится при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса.

Таким образом, продавец нефтепродуктов, имеющий свидетельство и начисливший при их получении акциз, при условии подтверждения факта получения этих нефтепродуктов покупателем, имеющим свидетельство, имеет право на налоговый вычет.

При этом суммы акциза, начисленные лицом, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу (т.е. на отпуск посредством топливораздаточных колонок), вычетам не подлежат.".

6.7. Дополнить пункт 8 подпунктом 8.4 следующего содержания:

"8.4. Если лицо, имеющее свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, реализует полученные им нефтепродукты в режиме оптовой торговли другому лицу, имеющему свидетельство, то необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с пунктом 8 статьи 200 Налогового кодекса вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов лицами, имеющими свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство, при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса.

Таким образом, уменьшение суммы акциза, начисленной при получении нефтепродуктов лицами, имеющими свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, даже в случае их реализации (передачи) налогоплательщику, имеющему свидетельство, Налоговым кодексом не предусмотрено.

Исходя из изложенного если лицо (организация или индивидуальный предприниматель) осуществляет деятельность по оптовой реализации нефтепродуктов, но при этом имеет свидетельство только на розничную реализацию, то в соответствии со статьей 200 Налогового кодекса право на получение налоговых вычетов отсутствует.".