2. Цели, задачи и принципы разработки и внедрения инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, в реализацию дополнительных профессиональных программ

2. Цели, задачи и принципы разработки и внедрения

инновационных технологий, в том числе цифровых технологий,

в реализацию дополнительных профессиональных программ

Происходящее сегодня бурное развитие инновационных, и, прежде всего, цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы деятельности, включая сферу дополнительного профессионального образования. Задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышение качества жизни граждан на основе широкого применения инновационных, в том числе с использованием цифровых технологий, ставит перед системой ДППО новые вызовы. Наиболее эффективный ответ на эти вызовы - цифровая трансформация ДППО в целом, и внедрения инновационных, в том числе цифровых технологий в реализацию ДПП.

Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с цифровой трансформацией ДППО является создание многомерного пространства возможностей для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, удовлетворения их разнообразных интересов, потребностей и запросов, устранения профессиональных дефицитов в профессиональной деятельности как условия ликвидации зон низкого качества образования и развития кадрового потенциала системы образования.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

- обеспечение цифровой инфраструктуры организаций, реализующих ДПП, позволяющей решать задачи цифровой трансформации. Создание инфраструктурных условий (цифровое оборудование, сети передачи данных и доступ в Интернет, наличие специализированных цифровых средств учебного назначения, наличие программных продуктов, наличие доступа к сервисам универсального и учебного назначения);

- повышение эффективности и качества ДПП за счет использования современных средств и методов обучения, увязки содержания обучения с потребностями практики педагогических работников и управленческих кадров, приближения обучения к рабочему месту посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- развитие цифровой образовательной среды ДППО с целью обеспечения единого подхода к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников и управленческих кадров с использованием инновационных, в том числе цифровых технологий;

- разработка и внедрение инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, создание сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий как обучающих приложений по биологии, физике, математике, химии, экологии и др.) для обучения по ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- эффективное использование элементов и составляющих цифровой инфраструктуры организаций, реализующих ДПП, для получения качественных образовательных результатов по ДПП. Это неизбежно сопряжено с изменениями в организации образовательной деятельности в ДППО и использованием инновационных технологий, цифровых средств при реализации ДПП, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование цифровой грамотности у участников образовательной деятельности в реализации ДПП. Факторами здесь выступает наличие цифровой образовательной среды, организационные условия, выстраивание системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров;

- совершенствование нормативной базы цифровой трансформации ДППО, реализации ДПП с использованием инновационных, в том числе с использованием цифровых технологий, включающую в себя выявление малоэффективных нормативов, осуществление коррекции и разработки новых нормативов в соответствии со следующими принципами:

- андрагогическая направленность обеспечивает развитие организаций, реализующих ДПП, как организаций образования взрослых на основе учета специфики обучения взрослого человека, где образование взрослых рассматривается как базисная, фундаментальная основа инновационного развития общества и человека;

- вариативность траекторий профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров за счет различий в содержании профессиональных дефицитов и их глубине, разнообразия содержания ДПП и форм их реализации, возможности использования цифровых ресурсов и инновационных технологий, использования формального, неформального и информального образования;

- дифференцированность учитывает дифференцированные подходы в выборе форм, методов, технологий и сроков повышения квалификации и профессиональной переподготовки по ДПП в зависимости от диагностируемого уровня профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;

- инновационность направлена на быстрое реагирование ДПП на инновационные процессы, происходящие в обществе; на структурные и содержательные преобразования образовательного пространства в ДППО; проектирование и конструирование новой инфраструктуры, среды, технологий, инновационных образовательных практик и др.;

- интерактивность обучения направлена на широкое применение современных образовательных технологий (онлайн-обучение с использованием цифровых технологий, "ситуационные кейсы", тренажеры, компьютерные симуляторы, деловые игры, тренинги, проекты, творческие работы и др.);

- кооперация и сотрудничество предусматривают развитие сетевых форм реализации ДПП с использованием инновационных, в том числе цифровых технологий; построения новых связей и отношений за счет организации сетевого сотрудничества с организациями, реализующими ДПП в Российской Федерации;

- многоуровневость обеспечивает интеграцию стимулов и ресурсов профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, предоставляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, учет многообразия образовательных запросов;

- непрерывность и результативность обеспечивают право на качественное образование в течение всей жизни; всесторонность и целостность в развитии человека как личности и индивидуальности на протяжении всей жизни; направленность на достижение преемственности уровней профессионального образования, предполагающее непрерывное совершенствование/формирование профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников и управленческих кадров в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативного регулирования профессиональной деятельности;

- открытость системы ДППО обеспечивает возможность включения новых элементов, способных стать действенными стимулами и механизмами профессионального развития и реализации профессиональной карьеры педагогических работников и управленческих кадров в изменяющихся условиях профессиональной деятельности;

- персонификация и ответственность обеспечивают педагогическим работникам и управленческим кадрам возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут по устранению профессиональных дефицитов и удовлетворению образовательных потребностей и запросов; обеспечивать вариативность, разнообразие, многоуровневый характер ДПП, включающих использование инновационных, в том числе цифровых технологий и предусматривающих адресную поддержку каждому работнику образования на основе доверия и понимания;

- практикоориентированность и наукоемкость обеспечивают переход от информирования педагогических работников и управленческих кадров к сопровождению внедрения и развития новых образовательных и культурных практик, а также реализацию компетентностного подхода, направленного на формирование у педагогических работников и управленческих кадров компетенций, необходимых для обеспечения высокого уровня профессиональной деятельности; при этом уровень формируемых/совершенствуемых в процессе освоения ДПП компетенций фиксируется на начальном этапе обучения (входной контроль) и этапе завершения обучения (итоговая аттестация);

- регионализация обеспечивает преодоление разрыва между потребностями работодателей, рынка труда и содержанием ДПП, включающих использование инновационных, в том числе цифровых технологий в их реализации; разработку разнообразных по содержанию и формам реализации ДПП в соответствии с региональными особенностями, потребностями и запросами, в том числе индивидуальными, педагогических работников и управленческих кадров.