6.2. Организационные вопросы разработки и реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
6.2. Организационные вопросы разработки и реализации
дополнительных профессиональных программ с применением
электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий
Организация разработки и реализация ДПП с ЭО, ДОТ - это работа команды. При разработке ДПП с ЭО, ДОТ руководителю команды необходимо скоординировать работу между такими сотрудниками, как:
- автор ДПП ПК с ЭО, ДОТ (дает подробное описание теоретического и практического материала курса разработчику электронного курса);
- разработчик электронного курса (представляет материал в наиболее доступном виде для понимания обучающегося, получает согласие автора ДПП ПК с ЭО, ДОТ и пишет техническое задание для программиста);
- программист (публикует содержание электронного курса на специализированном сайте или в системе электронного обучения, руководствуясь пожеланиями автора ДПП и разработчика, т.е. выполняет только техническую работу). Возможен вариант, когда роль автора и разработчика совмещает в себе один человек.
При проведении курса по ДПП ПК с ЭО, ДОТ могут быть задействованы следующие сотрудники:
- дистанционный преподаватель (непосредственное проведение занятий с обучающимися);
- менеджер (ответственный) электронного курса (прием заявок, оформление документации, формирование групп, решение организационных вопросов, выполнение заданий в срок, график пересдач заданий и т.д.);
- системный администратор (работа локальной сети и обеспечение доступа к сети Интернет, установка необходимых программ, антивирусная защита, безопасность информации и т.д.).
Основные структурные модули электронного курса:
1) вводный организационный модуль (краткая аннотация курса, цели, программа курса, срок обучения, требования к программному обеспечению);
2) административный модуль (доска объявлений, регистрация, распределение по группам, расписание занятий, учебно-тематический план, график выполнения заданий, мониторинг активности);
3) представительский модуль (автор ДПП ПК ЭО, ДОТ, преподаватель курса, обучающиеся, координатор курса, системный администратор);
4) учебный модуль (теоретические материалы);
5) модуль интерактивного взаимодействия (форумы, чат, социальные сети, блоги, видеоконференции и др.);
6) модуль контроля (контрольные, практические работы, веб-квесты, тесты);
7) библиотека и медиатека (мультимедийные материалы к занятиям, энциклопедии, словари, глоссарии, ссылки на литературу, интернет-источники, электронные библиотеки, дополнительные материалы в виде электронных книг, статей);
8) модуль рефлексии (входное и выходное анкетирование обучающихся (педагогических работников), рефлексия по каждому модулю).
Основные тенденции в подготовке электронного курса.
1. В ходе обучения на электронном курсе обучающийся должен не только знать, понимать, применять, но и анализировать, синтезировать, оценивать информацию.
2. На этапе проектирования электронного курса автору ДПП важно четко представить компетенции по всем этим группам умений и разработать такие задания, которые будут развивать именно эти умения.
3. После подготовки заданий автору ДПП необходимо подобрать теорию (необходимый минимум, который будет нужен для выполнения заданий). Материал теории для электронного курса должен быть изложен кратко, доступно, с примерами и наглядностью, используя инновационные технологии, в том числе цифровые технологии.
4. Важно ориентировать обучающегося на получение результата - образовательного продукта, который в итоге оценивается, и баллы, полученные за него, учитываются при общей аттестации по электронному курсу. Логика построения электронного курса начинается с определения перечня умений, которые сформируются у обучающегося по итогам. Далее преподаватель формулирует компетенции по каждому умению.
Следующий этап - составление заданий, которые будут нацелены именно на отработку сформулированных компетенций. И только после разработки заданий преподавателю необходимо подобрать краткий теоретический материал, который необходим для выполнения каждого задания. Причем следует понимать, что в теорию электронного курса продуктивнее включать максимум наглядности (видеоролики, схемы, таблицы, рисунки, которые могут быть размещены как на сайте курса, так и в различных средах - сетевых сообществах, электронных библиотеках, тематических сайтах и т.д.), а не только текстовые лекции.
Рассмотрим логику построения электронного курса на примере (таблица 1)
Таблица 1. Логика построения электронного курса "Методика
обучения написанию сочинений"
Таким образом, ориентация обучающегося не на получение суммы знаний по ДПП с ЭО, ДОТ, а на реальный результат в виде выходного образовательного продукта позволит сделать обучение на электронном курсе более осмысленным и повысит качество образовательной деятельности по ДПП.
Для преподавателя важно составить для обучающихся инструкцию по обучению на электронном курсе. Она должна быть написана на доступном языке (без наукообразных терминов) и включать следующие сведения:
- главное в изучении электронного курса;
- порядок изучения электронного курса;
- место и роль электронного курса в образовании обучающегося;
- что ожидает обучающегося (педагогического работника) в процессе изучения электронного курса;
- режим работы на электронном курсе;
- сроки отправки контрольных заданий;
- формы контроля знаний, используемых в электронном курсе;
- критерии успешного завершения работы над электронным курсом;
- условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения электронного курса;
- адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем.
Инструкции можно придать статус положения об учебной деятельности при обучении на электронном курсе. На нее можно ссылаться впоследствии, если возникнут проблемы организационного характера - электронные обучающиеся не будут вовремя сдавать задания, будут просить "засчитать" им курс без сдачи заданий и т.д.
При оценке электронного курса необходимо обращать внимание на следующие критерии:
- правильность формулировки учебных целей модулей и учебных единиц;
- наличие ошибок в изложении учебных материалов;
- актуальность материалов, приводимых в качестве примеров, практик;
- точность формулировок, адекватность принятым нормам, стандартам;
- современность и востребованность практических заданий и упражнений;
- пояснения и ответы к упражнениям, задачам, тестам;
- четкость, ясность, доступность излагаемого материала для обучающегося;
- наличие наглядности (таблицы, графики, презентации, электронные образовательные ресурсы) в доступных формах;
- соответствие содержания и практической части электронного курса учебным целям электронного курса;
- телекоммуникационность электронного курса (связь с преподавателем).
Использование при реализации ДПП ПК ЭО, ДОТ уже имеющихся у преподавателя материалов по дисциплине (конспекты лекций, учебники, статьи), созданные для очного (заочного и др. форм) обучения возможно в том случае, если:
- материал согласован с заявленными целями электронного курса;
- содержание материала соответствует теме обучения;
- уровень изложения текста материала соответствует конкретной категории обучающихся (не слишком академичен и не слишком элементарен);
- примеры и презентации адекватны теоретическому материалу;
- изложенный материал может вовлечь обучающихся в активную образовательную деятельность;
- имеются необходимые элементы сопровождения.
Текст лекции для электронного курса должен отличаться от очной лекции. Он должен быть адаптирован для уровня обучающегося. Главное в лекции необходимо выделить цветом, другим шрифтом, начертанием. Текст важно структурировать, выделять абзацы, использовать списки, таблицы, графики, схемы. Все то, что преподаватель в ходе очной лекции может пояснить с помощью мимики и жестов, в тексте электронной лекции должно быть отражено в виде вставок, дополнений. Важно помнить о меняющихся данных, которые включаются в содержание курса (законы, теории, новости, ссылки на труды) и которые нужно обновлять каждый раз к новому проведению курса.
Ряд Организаций при внедрении ЭО разрабатывает свои документы для внутреннего использования, например,
- Положение об электронном обучении (может быть составной частью Положения об организации ДПО в Организации);
- форма договора об оказании услуг (либо лицензионного договора) с разработчиком электронного курса, электронным преподавателем, менеджером (ответственным) за ЭО и т.д.;
- должностные инструкции электронного преподавателя, разработчика электронного курса и других участников учебного процесса;
- расписание/план-график учебного процесса;
- схема документооборота для организации электронных курсов;
- анкеты для обучающихся в начале и в конце электронного курса и др.
При разработке экономической системы оплаты труда преподавателя электронного курса следует учитывать, что обучение по ДПП с ЭО, ДОТ - процесс значительно более трудоемкий и многоаспектный, чем очное обучение. Так на полтора часа лекции в аудитории для 30 человек - это одно, а проведение занятия с теми же 30 обучающимися в электронном формате - совсем другое дело. Здесь потребуется больше времени хотя бы потому, что информация вводится через клавиатуру, а не проговаривается устно. Подготовка и проведение онлайн-мероприятий (вебинаров, консультаций онлайн, форумов, электронных практик и т.д.) также требуют много времени и не удобны для частого применения. Все консультации, дискуссии, ответы на вопросы при переписке растягиваются на часы и дни, в то время как при очном общении могут занимать минуты. То же самое и с комментированием преподавателем выполненных обучающимися заданий в электронном формате, в чате или через форум - все это требует значительно больших временных затрат по сравнению с очным обучением.
Для создания экономического механизма необходимо формализовать наиболее значимые параметры. В системе образования такими параметрами служат учебные и календарно-тематические планы, программы, информация о методах, формах и условиях оказания услуг, сами образовательные услуги (например, в виде электронных курсов), различного рода сертификаты, удостоверения по окончании обучения по ДПП. В основе предлагаемой схемы экономического расчета оплаты труда преподавателя электронного курса лежит учет педагогической деятельности в рамках проводимых занятий. Для этого необходимо составление учебно-тематического плана модуля с учетом специфики ЭО, который значительно отличается по форме от такого же плана в очном обучении и включает в себя особенности взаимодействия преподавателя ЭО и обучающегося. Рассмотрим пример составления для этой цели учебно-тематического плана (Таблицы 2, 3).
Таблица 2. Учебно-тематический план (очное обучение)
Таблица 3. Учебно-тематический план (электронное обучение)
В графе "Самостоятельная работа обучающегося" учитывается количество часов, которое обучающийся тратит на изучение теоретического материала (лекций), работу с учебными ресурсами, выполнение текущих и контрольных заданий. Часы самостоятельной работы не оплачиваются преподавателю. Отдельно оплачивается проверка заданий, которая подразумевает выставление как количественной, так и качественной оценки (комментарии, рецензия, возврат на доработку и последующая перепроверка).
В графе "Работа на сайте, видеоконференция" учитывается переписка преподавателя и обучающегося по электронной почте или на сайте на форуме, которая может включать обсуждение выполнения заданий и отдельных организационных вопросов проведения курса. В данной графе указываются часы для индивидуальной работы преподавателя и обучающегося.
В графе "Онлайн-лекции, консультации (чат, видеоконференция)" фиксируется количество часов, которые преподаватель и обучающийся проводят в режиме прямого эфира - это чаты, консультации, видеоконференции, электронные занятия и другие виды деятельности, требующие присутствия участников учебного процесса в данный момент в данном месте. В этой графе указываются часы для групповой работы преподавателя с обучающимися.
Раздел "Офлайн-консультации (форум, практики)" должен содержать количество часов, которое отводится на проведение консультаций на форуме по лекционным материалам курса, ведение виртуальных дискуссий, проектных работ при помощи сервисов WEB 2.0., работу в режиме списка рассылки (телеконференции) всем членам группы. В данной графе указываются часы для индивидуальной работы преподавателя и обучающегося.
В графе "Работа с сетевыми ресурсами" учитывается количество часов, которое отводится на изучение тематических сайтов, сайтов профессиональных сообществ, научных сайтов, работу с электронными библиотеками в рамках изучаемой темы. Преподаватель готовит подборку таких сайтов, следит за обновлениями ресурсов, создает обучающимся веб-квесты для выполнения, организовывает образовательную деятельность с использованием инновационных технологий, в том числе цифровых технологий. В данной графе указываются часы для групповой работы преподавателя с обучающимися.
При составлении учебно-тематического плана для электронного курса необходимо указать в часах деятельность преподавателя и обучающегося в зависимости от средств используемых коммуникаций и видов деятельности по графам, например,
- самостоятельная работа обучающегося;
- работа на сайте, видеоконференция - B1;
- онлайн-лекции, консультации (вебинар, чат, видеоконференция и др.) - B2;
- офлайн-консультации (форум, практики) - B3;
- работа с сетевыми ресурсами - B4.
При создании электронного курса по ДПП с ЭО, ДОТ требуется не нарушать имущественные и неимущественные права других лиц. Использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (товарный знак, знак обслуживания и т.п.) должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В качестве контента дидактических и методических составляющих электронного курса, могут использоваться объекты интеллектуальной собственности, с которыми ассоциируются правоотношения, регулируемые законодательством в области:
- авторского права (текст учебного материала; иллюстрации; научные, литературные, музыкальные и аудиовизуальные произведения; базы данных и др.);
- смежных прав (фонограммы, записи театральных постановок, телепередач и т.д.);
- промышленной собственности (инструментальные программные средства; изобретения; типовые модели, лежащие в основе применяемых технологий, алгоритмы и форматы, товарные знаки и др.).
Для создания и сетевого воспроизведения электронного курса необходимо владеть правами на использование этих объектов интеллектуальной собственности, а также на их воспроизведение в составе электронного курса или его видеофрагмента. Право на использование электронного курса, предоставляемое конечному пользователю, не должно предусматривать приобретение им дополнительных прав или получения разрешений на применение объектов интеллектуальной собственности, использованных в электронном курсе, у третьих лиц. При производстве электронного курса на основе ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должны быть выполнены условия лицензионных соглашений (договоров), предоставляющих право на использование в них объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих третьим лицам.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей