В условиях постепенной адаптации экономики к внешнему санкционному воздействию ситуация на рынке труда будет оставаться стабильной.
Правительством Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагается реализация мероприятий, направленных на снижение безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов, обеспечение защиты трудовых прав граждан.
В рамках Плана реализуются, в том числе, следующие мероприятия по поддержке рынка труда:
- увеличение расходов на выплаты пособий по безработице (максимальное ежемесячное пособие составляет 12 792 рубля);
- организация общественных и временных работ;
- поддержка работников в неполной занятости (компенсация части заработной платы в пределах одного минимального размера оплаты труда на протяжении трех месяцев);
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения;
- переобучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка ищущих работу граждан, включая безработных граждан;
- стимулирование найма отдельных категорий граждан;
- временный перевод работников предприятий, приостановивших производство (работу), к другому работодателю с приостановкой действия первоначально заключенного трудового договора, но с сохранением течения срока его действия.
Дополнительно, в целях стимулирования занятости населения, повышен размер денежных выплат в рамках социального контракта (постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2022 г. N 1160 в рамках оказания государственной социальной помощи по мероприятиям "Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" до 350 тыс. руб. и "Ведение личного подсобного хозяйства" до 200 тыс. руб., соответственно.
В результате реализации комплекса мер по содействию занятости населения численность занятого населения к 2025 г. возрастет до 72,3 млн человек (в 2021 г. - 71,7 млн человек). При этом среднегодовой уровень безработицы снизится с 4,8% от рабочей силы в 2021 г. до 4,1% в 2025 году.
Численность рабочей силы в 2022 - 2025 годах будет постепенно увеличиваться с 74,5 млн человек до 75,5 млн человек, в том числе за счет роста потребности в трудовых ресурсах и повышения уровня участия населения в рабочей силе.
На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозный период будут направлены следующие меры:
- ежегодное повышение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в соответствии с требованиями трудового законодательства;
- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации;
- проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы.
Во внебюджетном секторе рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.
Одновременно с этим в условиях нарастающего с марта 2022 г. санкционного давления на Российскую Федерацию основной задачей Правительства Российской Федерации в социальной сфере является поддержка наиболее уязвимых категорий граждан.
В 2022 г. по поручению Президента Российской Федерации величина прожиточного минимума, размеры страховых пенсий неработающих пенсионеров и МРОТ были проиндексированы дважды (с 1 января 2022 г. на 8,6% и с 1 июня 2022 г. на 10%). Таким образом, величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 13 919 руб., в том числе для трудоспособного населения - 15 172 руб., для пенсионеров - 11 970 руб., для детей - 13 501 рублей. С 2022 по 2025 год величина прожиточного минимума в среднем на душу населения вырастет на 14,2% в номинальном выражении и составит 15 899 рублей.
В среднесрочной перспективе увеличению доходов населения будет способствовать, в том числе:
- рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, который достигается путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров, а также предоставления социальных доплат к пенсии;
- индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам;
- целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми;
- содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);
- расширение мер поддержки, предоставляемых на основе оценки нуждаемости с использованием данных Единой государственной информационной системы социального обеспечения и единого ресурса сведений о населении.
Дополнительный вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса (платформенные решения, дистанционная занятость) и легализации занятости в ближайшие годы будет расти число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и занятых у индивидуальных предпринимателей. Условия для этого создаст реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей