2.1. Требования охраны труда при следовании работников к месту работы и обратно, перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом

2.1. Требования охраны труда при следовании

работников к месту работы и обратно, перевозке работников

железнодорожным и автомобильным транспортом

2.1.1. Перед выходом на работу руководитель работ должен:

проверить наличие сигнальных принадлежностей, средств связи, выписки из расписания движения поездов на участке планируемых работ, а на участках скоростных и высокоскоростных линий, кроме этого, уточненной выписки из графика движения скоростных и высокоскоростных поездов на день проведения работ:

убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению;

провести целевой инструктаж о запланированной работе, маршруте прохода к месту работ, ограждении места работ, безопасных приемах выполнения работ и порядке пропуска поездов.

2.1.2. Проход от места сбора на место работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника (старшего группы).

Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции (далее - станции) должен осуществляться по маршрутам служебного прохода с учетом местных условий.

При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава руководитель работ должен принять меры по выводу работников, оказавшихся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч за 10 мин до прохода поезда.

2.1.3. При невозможности прохода в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях) проход по пути допускается производить с соблюдением требований безопасности:

руководитель работ должен предупредить работников об особой осторожности, находиться сзади группы работников и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания;

на двухпутном и многопутном участке необходимо идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному направлению движения). На многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров;

впереди и сзади группы должны идти специально выделенные и проинструктированные работники (сигналисты), ограждающие группу ручными сигналами остановки (днем - развернутым красным флагом, а в темное время суток - фонарем с красным огнем), так, чтобы приближающийся поезд был виден сигналистам на расстоянии не менее 800 м и своевременно оповещать руководителя работ и группу работников о приближении поезда по радиостанции и звуком духового рожка;

в условиях плохой видимости (кривые участки пути малого радиуса, глубокие выемки, лесистая местность, наличие строений и другие места, где приближающийся поезд виден сигналисту на расстоянии менее 800 м, в темное время суток, сильный ветер, туман, метель, снегопад, ливневый дождь и другие неблагоприятные метеорологические условия, а также когда сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м и при неисправности радиосвязи) руководитель работ должен, кроме того, выделить двух промежуточных сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи от идущей группы и от основного сигналиста и повторять сигналы, подаваемые основными сигналистами.

При дальнейшем ухудшении метеорологических условий руководитель работ должен прекратить движение к месту работ, с места работ и обеспечить сход работников с пути.

При приближении поезда сигналисты должны подавать сигналы до тех пор, пока работники не сойдут с пути. Если группа работников своевременно не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути от приближающегося поезда не менее чем за 400 м и подавать поезду сигналы остановки.

2.1.4. При перевозке путевого инструмента и материалов на путевых вагончиках, двухколесных однорельсовых или одноосных тележках, а также работе дефектоскопных и путеизмерительных тележек для сопровождения их по пути следования руководитель структурного подразделения должен выделить необходимое количество работников (не менее двух работников) для ограждения и своевременного снятия с пути съемных подвижных единиц до проследования поезда

2.1.5. При расстоянии свыше 3 км от места сбора работников до места работ руководители структурных подразделений должны установить порядок доставки работников к месту работ и обратно с использованием транспортных средств, оборудованных для перевозки людей.

2.1.6. Перевозка работников к месту работ и обратно железнодорожным и автомобильным транспортом должна производиться в соответствии с Правилами по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД" [64].

На участках обращения пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщения доставка работников к месту работ и обратно должна быть организована пассажирскими поездами дальнего, местного и пригородного сообщения, хозяйственными (рабочими) поездами, путевыми машинами, дрезинами. На каждый вагон руководителем работ должен быть назначен старший группы по должности не ниже бригадира пути.

Автотранспортные средства и железнодорожный подвижной состав для перевозки работников должны быть оснащены полным комплектом противопожарного инвентаря.

На транспортных средствах совместная перевозка работников и горючесмазочных материалов не допускается. При перевозке инструмента одновременно с работниками размещать его следует в специально отведенном для этой цели закрытом месте. Не допускается перевозить в автотранспортных средствах заправленный бензомоторный инструмент.

Перевозить работников на съемных дрезинах ТД-5, ИД и СМ-4 необходимо в соответствии с Инструкцией о порядке движения дрезин съемного типа на инфраструктуре ОАО "РЖД" [65].

2.1.7. Машинистов путевых машин доставляют к месту работы и обратно в служебном помещении машины (если такое предусмотрено в конструкции машины), в кабинах управления, либо в специально оборудованном служебно-бытовом вагоне или автотранспортом.

Перевозить работников на укладочных кранах и грузовых вагонах (платформах) запрещается.

2.1.8. При необходимости в местах посадки и высадки работников могут оборудоваться временные платформы для кратковременной на 2 - 3 мин остановки пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщения.

Путевой и другой инструмент к месту работ должны доставляться путевыми тележками, дрезинами, автотранспортом, хозяйственными поездами.

2.1.9. При отсутствии поездов местного и пригородного сообщения или несовпадения их времени отправления и обратного возвращения со временем начала и окончания работ руководители структурных подразделений должны организовать специальные хозяйственные поезда, в состав которых включаются пассажирские вагоны и платформы для перевозки инструмента и материалов.

2.1.10. Перевозить работников к местам производства работ и обратно на открытом подвижном составе, включая платформы дрезин, запрещается.

Работникам, сопровождающим хозяйственные (рабочие) поезда для разгрузки на перегоне материалов верхнего строения пути, допускается находиться на платформах при передвижении поезда, при этом они должны присесть и держаться руками за борта платформы. Разгрузку материалов верхнего строения пути производить только при полной остановке поезда.

2.1.11. Хозяйственный поезд, предназначенный для организованной доставки работников к месту работ и обратно, должен сопровождать руководитель работ или другой работник, уполномоченный руководителем структурного подразделения.

На каждый вагон хозяйственного поезда руководителем структурного подразделения должен быть назначен работник, ответственный за:

безопасное размещение работников в вагоне и соблюдение порядка в пути следования;

безопасность работников при посадке в вагон и высадке из вагона;

организацию разгрузки инструмента и материалов;

санитарное состояние вагона;

наличие в вагоне освещения и отопления;

соблюдение требований противопожарной безопасности.

2.1.12. Посадка в вагоны и высадка из вагонов на двухпутных линиях должна производиться по команде руководителя работ только на обочину пути. Места посадки и высадки на многопутных линиях устанавливаются руководителями структурных подразделений.

2.1.13. Для доставки работников к месту работ и обратно автотранспортом должны использоваться автобусы, служебные автомобили или специально оборудованные грузовые (грузопассажирские) автомобили, отвечающие санитарным и пожарным требованиям. Использование личных автотранспортных средств запрещается.

При пересечении железнодорожных путей по переездам необорудованным автоматической сигнализацией водитель автомобиля при видимости менее 800 м должен остановиться, не доезжая 10 м до крайнего рельса, высадить путевую бригаду, проехать через переезд и снова произвести посадку бригады.

2.1.14. Ответственным за выпуск автотранспорта в исправном состоянии и оформление соответствующих путевых документов является главный механик или другой работник, назначенный приказом руководителя структурного подразделения.

Должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного или иного опьянения, в болезненном или утомленном состоянии.

Перед выездом на линию водители транспортных средств, водители дрезин, машинисты мотовозов, путевых машин должны проходить предрейсовый медицинский осмотр.

При удаленности места стоянки транспортных средств от места нахождения структурного подразделения ответственным лицом за выпуск транспортных средств в исправном состоянии является водитель транспортного средства или машинист. Оформление путевых документов необходимо возлагать на начальника участка (старшего дорожного мастера) или дорожного мастера.

2.1.15. Во время производства работ или при нахождении на железнодорожных путях, а также в непосредственной близости от них при следовании работников к месту работы и обратно пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами, не предусмотренными производственным процессом, запрещается.

В случае производственной необходимости или для предотвращения аварии (аварийной ситуации), несчастных случаев, пожаров, террористических и противоправных действий допускается пользоваться мобильным телефоном или другим мультимедийным устройством при нахождении в безопасной зоне на:

обочине земляного полотна на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

обочине земляного полотна на расстоянии не менее 6 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов более 120 км/ч;

площадке-убежище мостов.