2.8. Требования охраны труда при очистке железнодорожных путей и стрелочных переводов от снега и текущем содержании стрелочных переводов

2.8. Требования охраны труда при очистке железнодорожных

путей и стрелочных переводов от снега и текущем содержании

стрелочных переводов

2.8.1. Очистка железнодорожных путей и стрелочных переводов от снега должна производиться в соответствии с Инструкцией по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних и зависимых обществах [74] и пункта 2.4.18 Правил.

2.8.2. Для каждой железнодорожной станции, оборудованной электрической централизацией стрелочных переводов, дистанции пути, обслуживающие их, должна быть разработана и согласована с начальником железнодорожной станции инструкция по охране труда при очистке стрелочных переводов, с учетом местных условий, в которой должны быть установлены:

порядок оповещения работников о приеме, отправлении поездов, маневровых передвижениях;

порядок оповещения локомотивных и составительских бригад о местах, где выполняются работы;

порядок записи руководителя работ о месте и времени производства путевых работ на железнодорожной станции в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи и контактной сети;

меры безопасности работников, участвующих в процессе очистки стрелочных переводов от снега:

полномочия и ответственность руководителя работ, старшего группы в части безопасного выполнения работ.

2.8.3. Работы по очистке стрелочных переводов от снега и текущему содержанию централизованных стрелочных переводов должны осуществляться под руководством дорожного мастера, бригадира пути, специально обученных монтеров пути не ниже 3 разряда структурного подразделения. Руководить работами по очистке стрелочных переводов от снега могут работники других структурных подразделений, направленные на борьбу со снегом, прошедшие специальное обучение, и оформленные приказом по структурному подразделению.

При выделении дорожным мастером монтеров пути без бригадира пути в распоряжение начальника станции для очистки стрелочных переводов от снега работой руководит работник станции.

Руководители работ по очистке стрелочных переводов являются ответственными за обеспечение безопасности работников. Они не должны принимать непосредственное участие в работе по очистке путей и стрелочных переводов от снега.

2.8.4. Руководители структурных подразделений, за которыми закреплена очистка стрелочных переводов, стрелочных горловин и других районов станции, совместно с начальником дистанции пути и станции должны организовать проведение обучения руководителей работ, старших групп обязанностям сигналиста, возложить на них ответственность за обеспечение безопасности работников под их руководством.

Руководитель работ или старший группы при проведении целевого инструктажа по охране труда должен ознакомить работников, привлекаемых для очистки от снега железнодорожных путей и стрелочных переводов с особенностями железнодорожной станции и расположением стрелочных переводов.

2.8.5. Для очистки от снега железнодорожных путей и стрелочных переводов к руководителю работ допускается прикреплять группы работников:

на однопутных участках и станционных путях - не более 15 человек;

на двухпутных участках - не более 20 человек;

на стрелочных переводах - не менее 2 и не более 6 человек.

2.8.6. Монтеры пути, работающие первую зиму, должны быть обучены особенностям работы в зимних условиях, закреплены приказом за опытными работниками бригады и работать только в группе. К самостоятельной работе по очистке централизованных стрелочных переводов, а также к проведению работ в ночное время данные работники не допускаются.

2.8.7. Производство работ по текущему содержанию централизованных стрелочных переводов и очистке их от снега должно производиться в светлое время суток в перерывах между движением поездов и маневровых составов.

Работы на стрелочных переводах, расположенных на горочных, подгорочных и сортировочных железнодорожных путях, должны производиться только во время перерывов в маневровой работе и роспуске составов вагонов или с закрытием движения по пути после разрешения дежурного по горке (железнодорожной станции, парку). Очистка и уборка горочных и подгорочных железнодорожных путей от снега должны производиться в периоды, когда движение по этим путям закрыто в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) [31].

2.8.8. При производстве работ на стрелочных переводах руководитель работ или старший группы должен сделать соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи и контактной сети формы ДУ-46 с указанием места, времени производства работ и средствах оповещения работников о предстоящем пропуске поездов и маневровых передвижениях (роспуске вагонов с сортировочной горки) по стрелочным переводам, очищаемому пути и смежным путям.

2.8.9. Руководитель работ или старший группы должен:

лично или по телефону до начала работ согласовать план и очередность работ с дежурным по железнодорожной станции (сортировочной горке, парку, маневровому району) и поездным диспетчером;

организовать и обеспечивать своевременное оповещение работников о приеме, отправлении, проследовании поездов и предстоящих маневровых передвижениях;

обеспечить работников установленными сигнальными приборами и принадлежностями, а при очистке централизованных стрелочных переводов дополнительно деревянными вкладышами;

организовать ограждение места работы днем переносным красным сигналом, ночью и в дневное время при плохой видимости (туман, метель, снегопад) - ручным сигнальным фонарем с красным огнем.

2.8.10. Сбор работников, привлекаемых на борьбу со снегом, следует производить в пунктах, маршрут к которым не связан с пересечением железнодорожных путей или в местах, к которым оборудованы маршруты служебных проходов.

Проход к месту очистки путей от снега на перегоне и возвращение обратно должны происходить в стороне от железнодорожного пути или по обочине.

В условиях сильных заносов, когда проход в стороне от пути и по обочине невозможен, допускается проход по пути с соблюдением требований пункта 2.1.3 Правил.

2.8.11. Перед очисткой централизованного стрелочного перевода между отведенным остряком и рамным рельсом, а также на крестовинах с подвижным сердечником между сердечником и усовиком против тяг электропривода должен быть заложен деревянный вкладыш.

2.8.12. Работы по очистке стрелочных переводов, оборудованных устройствами пневматической обдувки, должны проводиться группой в составе не менее 2 и не более 6 монтеров пути, один из которых должен вести наблюдение за движением поездов и не участвовать в работе. Один монтер пути должен работать непосредственно со шлангом производя им очистку стрелочного перевода от снега, а другой монтер пути должен выполнять обязанности сигналиста, не участвовать в работе и находиться у места присоединения воздушного шланга к запорному вентилю воздухопроводной сети (воздухоразборной колонке), наблюдать за движением поездов, следить за показаниями светофоров, объявлениями по громкоговорящей связи или подачей специального звукового сигнала о предстоящем пропуске поезда, роспуске вагонов, прохождении локомотива или маневрового состава через зону работ передвижением подвижного состава и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха, дать команду монтеру пути, работающему со шлангом, и другим работникам о прекращении работы и уходе со стрелочного перевода в безопасное место.

При пересечении нескольких путей шланг должен прокладываться под рельсами в шпальных ящиках, заблаговременно очищенных от снега и балласта.

При очистке стрелочного перевода от снега сжатым воздухом (пневматическая обдувка) работники должны применять СИЗ лица и глаз (щитки защитные лицевые или защитные очки).

2.8.13. При работе на стрелочных переводах, оборудованных устройствами электрообогрева, включение и отключение обогрева соответствующей группы стрелочных переводов могут осуществляться дистанционно дежурным по станции или работниками непосредственно на месте работ из шкафа управления в соответствии техническими указаниями по обслуживанию устройств электрообогрева для очистки стрелочных переводов от снега с учетом местных условий.

Производить какие-либо работы на стрелочном переводе при включенном электрообогреве, кроме ручной очистки с использованием неметаллического инструмента и шланговой обдувки, запрещается.

2.8.14. Работой снегоочистителя по очистке путей от снега на перегонах и станциях должен руководить работник по должности не ниже дорожного мастера. Работой снегоуборочных машин и снегоуборочных поездов на перегонах должен руководить работник по должности не ниже дорожного мастера, на станциях - не ниже бригадира пути.

В местах, где невозможна работа снегоочистителей, снегоуборочных машин и поездов или при их отсутствии, допускается очистка путей от снега и его уборка вручную.

При очистке железнодорожного пути снежными траншеями или разделке снеговых откосов после очистки снегоочистителями в откосах должны быть сделаны ниши на расстоянии 20 - 25 м одна от другой с расположением их в шахматном порядке для возможности размещения и укрытия в них работников при пропуске поездов.

Размеры ниши должны определяться в каждом отдельном случае с учетом количества укрывающихся в ней работников, их расположения в нише не ближе 2 м от крайнего рельса. Глубина ниши должна быть не менее 0,75 м, ширина - не менее 2 м.

При очистке станционных железнодорожных путей и стрелочных переводов снег необходимо складывать в валы, в которых должны быть сделаны разрывы шириной по 1 м не реже, чем через 9 м.

2.8.15. Хозяйственные поезда должны формироваться из платформ для вывоза снега за пределы станции и служебно-бытового вагона для обогрева работников, следующих к месту разгрузки и обратно.

Для обеспечения безопасного выполнения работ погрузка и разгрузка хозяйственного поезда на ходу запрещается.

При передвижениях поезда по фронту работ работникам допускается находиться на платформе, при этом они должны присесть на расстоянии вытянутой руки от борта платформы и держаться за него двумя руками.

2.8.16. Работы по очистке стрелочных переводов должны быть закончены не позднее, чем за 20 мин до прохода скоростного или высокоскоростного поезда, а на участках скоростных и высокоскоростных линий железных дорог работники должны отойти на расстояние не менее чем 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.