2.13. Требования охраны труда при работах на лавиноопасных участках железнодорожного пути

2.13. Требования охраны труда при работах на лавиноопасных

участках железнодорожного пути

2.13.1. Мероприятия по устранению лавинной опасности и последствий схода снежных лавин на железнодорожный путь должны проводиться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [31], Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [61], Инструкции по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних и зависимых обществах [74], Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи [35] и Правил.

2.13.2. Начальник дистанции пути, его заместитель, главный инженер, начальники участков, старшие дорожные мастера, дорожные мастера, мастера по земляному полотну, мостовые мастера, работники противолавинной станции должны знать и постоянно наблюдать за состоянием лавиноопасных участков пути.

Ответственным лицом за обеспечение безопасности при осмотре лавиноопасных участков является руководитель работ, назначаемый руководителем соответствующего структурного подразделения.

2.13.3. Установка снегомерных реек в лавиносборах должна производиться в летне-осенний период. Дорожный мастер организует установку снегомерных реек работниками скально-обвальной бригады группой в составе не менее двух человек. При необходимости применения специального альпинистского снаряжения для установки рейки, работы должны выполняться с привлечением специализированной организации. При повреждении или сносе лавинных реек они должны быть восстановлены на прежнем месте.

2.13.4. Производство работ на лавиноопасном участке должно осуществляться в интервале между движением поездов.

2.13.5. Перед производством работ в начале и конце лавиноопасного участка пути с правой стороны по направлению движения поездов на расстоянии 500 м от границы выявленных или возможных лавинных образований должны быть установлены сигнальные знаки "Начало лавиноопасного участка" и "Конец лавиноопасного участка".

2.13.6. С наступлением лавиноопасного периода периодичность обходов опасных участков должна устанавливаться приказом руководителя структурного подразделения. При продолжительных (12 часов и более) и сильных (при скорости ветра 15 м/с и более) метелях, интенсивных снегопадах (высота снежных отложений более 20 см за сутки), резких потеплениях или выпадении мокрого (влажного) снега при температурах воздуха, близкой к 0 °C, должно быть установлено усиленное круглосуточное дежурство работников для своевременного выявления схода снежных лавин на железнодорожный путь и принятия мер по расчистке лавинных завалов.

Перед пересечением и осмотром лавиноопасных участков руководитель работ с помощью бинокля должен определить возможность безопасного прохода или осмотра, выставить наблюдателей вне опасной зоны схода лавины или обвала породы, а также дать указания работникам по мерам безопасности перед пересечением лавиноопасного участка или его осмотра, расположении безопасных мест и путях ухода в них и наметить кратчайший путь ухода в безопасное место при опасности.

Пересекать опасный участок на железнодорожном пути следует по одному, сохраняя тишину. Первым должен проходить работник, выполняющий обязанности сигналиста, идущий впереди. Остальные работники, стоя на обочине, должны наблюдать за сигналистом и состоянием склона (карнизы, снежные массы и осколки скального грунта). Работники должны проходить опасный участок только после прохода его сигналистом. Сигналист, ограждающий группу сзади, проходит опасный участок последним.

Работники в процессе осмотра опасных участков обязаны иметь при себе лавинные рюкзаки, лавинные лопаты и лавинные зонды (щупы), а также работающие радиомаячки или лавинные шнуры, привязанные к поясу или к руке. Привязывать лавинный шнур к одежде или снаряжению запрещается.

2.13.7. В непосредственной близости от лавиноопасных участков должны оборудоваться пункты обогрева для обходчиков железнодорожных путей, соединенные временной телефонной связью с ближайшим дежурным по станции. Пункты обогрева (модульные пункты) должны иметь освещение, отопление и размещаться вне зоны схода лавин.

2.13.8. Для обеспечения видимости участков возможного схода лавин в темное время суток пункты обогрева должны быть оборудованы прожекторными установками.

2.13.9. При обнаружении признаков возможного схода лавин, обвала скального грунта или уже сошедших на путь снежных масс работники структурного подразделения должны:

передать информацию об обнаружении признаков возможного схода лавин, обвала скального грунта или уже сошедших на путь снежных масс (скального грунта) представителю дистанции пути;

оградить опасное место схода лавины или обвала скального грунта сигналами остановки.

2.13.10. В солнечные дни весной (до схода снега со склонов) производить работу в пределах лавиноопасных участков пути следует в первой половине дня (до 12 часов местного времени).

2.13.11. При разделке снеговых откосов после очистки пути снегоочистителями в снеговых откосах должны быть сделаны ниши на расстоянии 20 - 25 м одна от другой с расположением их в шахматном порядке для возможности размещения в них работников при пропуске поездов. Размеры ниши должны определяться в каждом отдельном случае количеством работников, но быть глубиной не менее 0,75 м и шириной не менее 2 м.

2.13.12. При расчистке пути от снега вручную руководитель этих работ должен:

провести целевой инструктаж по охране труда и о порядке выполнения работ;

наметить маршруты следования групп к местам работы и их выхода в безопасную зону;

выставить вне опасной зоны наблюдателей, следящих за состоянием снежного пласта на склоне и падением снежных карнизов, и установить порядок подачи ими звуковых сигналов в случае опасности;

разделить работников на группы не более 12 человек и назначить старших групп. Старший группы должен иметь список группы и наблюдать за состоянием снежного пласта на склоне. При возникновении опасности он должен принять меры к немедленному выводу работников из опасной зоны.

2.13.13. В целях предупреждения несчастных случаев в лавиноопасный период запрещается:

производить без крайней необходимости ремонтные путевые работы в лавиноопасный период;

работать во время снегопада, метели, дождя, продолжительной (более двух суток) оттепели, в условиях плохой видимости;

в одиночку передвигаться по железнодорожному пути;

создавать скопления работников или транспорта в зоне возможного схода лавин;

валка деревьев на каменистых и лавиноопасных склонах.

2.13.14. При попадании кого-либо из работников в лавину члены группы, в которой работал пострадавший, должны:

проследить за направлением падения пострадавшего, чтобы определить место его поисков;

по команде руководителя работ приступить к спасательным работам;

при обнаружении пострадавшего оказать ему первую помощь.

При применении снегохода необходимо соблюдать требования инструкции по его эксплуатации.