2.6. Требования охраны труда при работах на железнодорожных мостах, тоннелях и других инженерных сооружениях

2.6. Требования охраны труда при работах на железнодорожных

мостах, тоннелях и других инженерных сооружениях

2.6.1. Инженерные сооружения должны иметь исправные устройства, предназначенные для безопасного обслуживания самого сооружения и пути. К таким устройствам относятся: на железнодорожных мостах - тротуары и убежища с перилами, мостовой настил, перила по верхнему поясу и лестницы с перилами по портальным рамам (для мостов с ездой понизу); у труб и конусов - лестницы (сходы) с перилами; в тоннелях - ниши и камеры.

Расположение площадок-убежищ на мостах должны соответствовать требованиям СП 35.13330 [70].

Расположение камер и ниш с обеих сторон тоннеля и их размеры должны соответствовать требованиям СП 122.13330 [71].

2.6.2. Работы по обследованию, осмотру, содержанию, ремонту и реконструкции искусственных сооружений на высоте необходимо производить с применением систем обеспечения безопасности работ на высоте, лестниц, люлек, подмостей, страховочных привязей и других приспособлений, которые должны соответствовать требованиям Правил по охране труда в строительстве, реконструкции и ремонте [106], Правил по охране труда при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов [107] и Правил по охране труда при работе на высоте [38].

При выполнении всех работ на искусственных сооружениях, помимо данного раздела, необходимо руководствоваться также соответствующими положениями других разделов Правил и требованиями безопасности технологических процессов и проектов производства работ.

2.6.3. Работы в нескольких ярусах по одной вертикали без промежуточных защитных настилов между ними не допускаются.

2.6.4. Работы на мостах, в тоннелях, путепроводах, а также на подходах к ним, в районе пассажирских платформ, в негабаритных местах, местах выемок или насыпей, подпорных стен и других устройств, следует планировать таким образом, чтобы за 20 мин до прохода скоростного и высокоскоростного поезда завершить работы, вывести работников с места работ и отвести их в установленные места на расстояние не менее чем 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

2.6.5. Подача оборудования, деталей, материалов и инструмента массой более 10 кг наверх и спуск их на землю должны производиться при помощи соответствующих специальных приспособлений (лебедок, транспортеров, канатов).

Ремонтные работы на мостах и в тоннелях должны производиться в защитных касках.

2.6.6. Служебные проходы для работников, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20°, должны быть оборудованы лестницами с перилами или стремянками.

2.6.7. Для обеспечения безопасного прохода работников через канавы и траншеи должны устраиваться мостики шириной не менее 0,8 м с перилами высотой 1 м и бортовыми досками высотой 0,15 м.

2.6.8. Колодцы, шурфы, устья шахт и другие вертикальные выработки в рабочей зоне должны быть закрыты или ограждены специальными барьерами высотой не менее 1 м с установкой предупреждающего знака безопасности.

2.6.9. Подмости и люльки перед перемещением должны быть освобождены от работников, материалов, инструмента и других предметов. Перемещение подмостей и люлек в поперечном и продольном направлении при ветре скоростью более 10 м/с не допускается.

2.6.10. Все охраняемые мосты, неохраняемые мосты по перечню, утвержденному руководством дирекции инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования, пешеходные мосты и тоннели, а также путепроводы, расположенные в населенных пунктах, должны быть освещены в соответствии с нормами, установленными ГОСТ Р 54984 [9].

2.6.11. На охраняемых мостах освещение устанавливается в соответствии с проектами. Большие мосты длиной более 300 м, должны быть обеспечены линией электропередачи продольного электроснабжения 6 (10) кВ с токоотборными точками.

2.6.12. Для оповещения о приближении поезда работников, занятых на работах по осмотру и содержанию искусственных сооружений без ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, должны устанавливаться сигнальные знаки "С", выдаваться предупреждения на поезда об особой бдительности и выставляться сигналисты. Мосты и тоннели по перечню, утвержденному руководством дирекции инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования, в плановом порядке должны оборудоваться оповестительной сигнализацией и заградительными светофорами.

2.6.13. Перед началом работ руководитель работ должен указать каждому работнику, куда он должен складывать инструмент, материал и уходить при подходе поезда.

Стоять на тротуаре у перил моста вне площадки-убежища во время прохода поезда запрещается.

2.6.14. При проведении работ над водой на охраняемых и неохраняемых мостах через постоянные водотоки шириной более 50 м или глубиной более 1,5 м должны быть приняты меры по предотвращению падения работников в воду посредством установки ограждений, подмостей, предохранительных сетей, люлек, использования спасательных жилетов и страховочных привязей, а также мер по спасению работников в случае падения их в воду (готовые к использованию лодки, катера, оборудованные спасательными средствами).

2.6.15. На охраняемых мостах должны постоянно находиться спасательные круги, шары, веревки и другие спасательные принадлежности.

2.6.16. В качестве смотровых приспособлений на мостах и путепроводах должны применяться: передвижные тележки, откидные платформы, подвесные подмости, люльки, специальные устройства и плавучие средства, которые должны находиться в постоянной исправности. Смотровые приспособления по своей конструкции должны обеспечивать возможность осмотра сооружений также и в труднодоступных местах. Тип и число смотровых приспособлений зависят от характера сооружения и определяются проектной документацией.

2.6.17. Для осмотра и содержания опорных частей и подферменных площадок мосты с опорами высотой более 3 м должны иметь ограждающие перила высотой 1,0 - 1,2 м по периметру подферменной площадки и лестницы для спуска с проезжей части моста.

При недостаточных размерах подферменных площадок для указанных целей в случае невозможности использования других средств должны устраиваться в верхней части опор смотровые приспособления - "балконы".

На эксплуатируемых мостах перила на подферменных площадках при высоте опор более 3 м и "балконы" должны устраиваться в плановом порядке.

2.6.18. У каждого конца моста, путепровода и трубы при высоте насыпи более 2 м должен быть один, а при необходимости два постоянных лестничных схода по откосам.

2.6.19. Состояние подмостей и люлек должен проверять руководитель работ ежедневно перед работой.

2.6.20. Навешивание крючьев и петель, монтаж подвесных подмостей должны выполняться верхолазами, имеющими стаж работы не менее 1 года. Места для навески крючьев и петель должны определяться заблаговременно. Крючья и петли подвесных монтажных подмостей должны закрепляться на их элементах до их подъема.

2.6.21. Тросы для подъема и опускания должны пропускаться через надежно закрепленные блоки, а для предотвращения повреждения тросы не должны касаться элементов конструкции.

2.6.22. По окончании работ люльки должны быть опущены, а рукоятки лебедки сняты. В нерабочее время лебедка должна находиться в положении, исключающем возможность приведения ее в действие посторонними лицами.

2.6.23. Лебедки, служащие для подъема и опускания люлек, должны устанавливаться на самих люльках или на пролетном строении вне габарита приближения строений.

Прикреплять лебедки к пролетному строению следует хомутами или болтами.

2.6.24. Лебедки, устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен превышать тяговое усилие лебедки не менее чем в 2 раза. Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Запрещается работать лебедкой с неисправными тормозами.

2.6.25. Работник, находящийся в подвесной люльке, должен применять страховочную привязь, которая должна прикрепляться к надежному элементу моста или конструкции сооружения.

2.6.26. Не допускается применять в качестве подмостей стремянки с уложенными на них досками, а также отдельные доски, уложенные на элементах пролетных строений и не скрепленные в щиты.

2.6.27. Проезжую часть мостов с ездой понизу необходимо осматривать и очищать с имеющихся смотровых приспособлений, а при их отсутствии - со специально закрепленного, имеющего перила дощатого настила, уложенного по связям и нижним поясам ферм.

2.6.28. Пролетные строения с ездой поверху необходимо осматривать и очищать:

внутри - с закрепленного дощатого настила, уложенного на уголки связей;

снаружи - со смотровых приспособлений, подвесных люлек или подмостей.

Осмотр и работы по содержанию высоких арочных мостов должны производиться со специальных смотровых устройств, сооружаемых по проекту в зависимости от конструкции моста. При их отсутствии допускается производить работы с подвесных люлек, подмостей и других приспособлений.

Запрещается устраивать переходы между висячими люльками.

При осмотре и работе на мостах с ездой понизу, а также на высоких арочных мостах, на электрифицированных участках приближение к контактному и поддерживающему проводу с боков и снизу на расстояние менее 2 м, а сверху менее 3 м запрещается.

Производство работ в указанной зоне контактного и поддерживающего проводов разрешается только после снятия напряжения в контактной сети порядком, установленным в разделе 2.7 Правил.

2.6.29. Настилы, проходы, лазы и стремянки должны быть ограждены прочными перилами высотой не менее 1 м, а в нижней части иметь бортовую доску высотой не менее 0,15 м. Доски настила должны быть прочно пришиты.

2.6.30. В местах производства работ настилы, проходы и стремянки должны очищаться от грязи, снега, льда и в зимнее время посыпаться песком.

Проходы и проезды в местах расположения лесов и подмостей должны закрываться и снабжаться предупредительными надписями.

2.6.31. Работники должны подниматься на подмости и собранные металлические конструкции по стремянкам или специальным входным лестницам. Работать механизированным инструментом с приставных лестниц запрещается.

Подниматься или опускаться по раскосам и другим элементам конструкций моста допускается только работникам, имеющим допуск к верхолазным работам, с разрешения руководителя работ.

2.6.32. При проведении окраски мостовых конструкций и проведении других окрасочных работ должны выполняться требования Правил по охране труда при выполнении окрасочных работ [72], Правил по охране труда в строительстве, реконструкции и ремонте [106].

Запрещается направлять струю краски на провода и изоляторы контактной сети и воздушной линии продольного электроснабжения.

2.6.33. При выполнении работ с лакокрасочными материалами и летучими органическими растворителями необходимо выполнять правила личной гигиены и промышленной санитарии, работники должны знать безопасные методы проведения окрасочных работ, средства и меры защиты от токсичных веществ.

2.6.34. Работы по антисептированию деревянных мостов для защиты древесины от гниения должны выполняться в часы наименьшего солнечного облучения.

Помещение для приготовления антисептиков должно быть изолировано от других рабочих, служебных и жилых помещений и оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

Для предохранения открытых участков кожи работники должны применять специальную одежду и защитную пасту. По окончании работы необходимо вымыть открытые части тела теплой водой с мылом или принять теплый душ.

2.6.35. При одиночной замене мостовых брусьев со сдвижкой их в сторону от мостового полотна должны применяться приспособления, предохраняющие брусья от падения вниз.

При сплошной замене мостовых брусьев и укладке безбалластного мостового полотна, выполняемых путеукладочными или консольными кранами, должны соблюдаться требования безопасности труда при работе с этим оборудованием.

Работы по устройству мостового полотна должны производиться с раздельных тротуаров, устроенных заранее на тротуарных консолях, установленных при монтаже проезжей части.

Раскладка, прирубка и крепление брусьев мостового полотна должна производиться только с тротуаров. Работники, занятые на этих работах, должны пользоваться страховочными привязями.

2.6.36. Грузоподъемность винтовых или гидравлических домкратов, применяемых при подъемке пролетных строений, должна превышать вес поднимаемого пролетного строения не менее чем на 25%. При установке домкратов для предотвращения скольжения под подошву и на головку домкратов должны быть уложены типовые прокладки.

При подъеме или опускании пролетного строения одновременная работа домкратов допускается только на одной опоре. При этом обязательно должны выкладываться страховочные клетки, наращивание или разборку которых производят по мере подъема или опускания пролетного строения.

2.6.37. Работники, выполняющие полевые гидрометрические работы, должны быть обучены способам обращаться с плавучими и спасательными средствами.

При промерных работах должны использоваться исправные устойчивые плавучие средства (лодки, катера, суда, баржи), находящиеся в ведении руководителя работ. Управлять самоходным судном должен только рулевой, имеющий удостоверение на право его судовождения. Каждое самоходное судно должно иметь: стационарные сигнальные фонари; звуковой сигнал, слышимый на расстоянии не менее 1 км; флаг белого цвета для отмашки; два фонаря с белым и красным огнями.

2.6.38. Плавучие средства должны быть оснащены спасательным кругом, веревкой, ковшом или ведром, а также аптечкой первой помощи (сумкой), укомплектованной медикаментами и перевязочными средствами. Все находящиеся на судне при волнении воды более 3 баллов должны быть в спасательных жилетах.

2.6.39. На реках со скоростью течения более 2,5 м/с промеры глубин должны выполняться только с судов и катеров; со скоростью течения 1,5 - 2,5 м/с - с понтонов и лодок, перемещаемых по тросу; со скоростью течения до 1,5 м/с промеры глубин можно выполнять с гребных лодок. При работах на реках со скоростью течения более 1,5 м/с носовая часть лодок должна быть наглухо закрыта. Большие катера и понтоны должны быть оборудованы перилами. Запрещается плавание и производство работ на лодках и понтонах при ветре свыше 5 м/с или волнении более 3 баллов, на речных катерах - при ветре свыше 7,5 м/с или волнении более 4 баллов, а также при тумане, ледоходе и шуге.

2.6.40. Промерные работы со льда должны производиться при его толщине не менее 10 см без полыней. При толщине льда менее 10 см работы можно производить только с настила из досок. Работники, выполняющих работы на льду, должны быть обеспечены веревкой и прочными шестами. Все лунки и проруби диаметром более 20 см должны быть ограждены вешками.

2.6.41. Перед началом производства работ в тоннелях руководитель работ должен убедиться:

в выдаче предупреждений машинистам локомотивов об особой бдительности и более частой подаче оповестительных сигналов;

в исправности освещения и вентиляции;

в исправности автоматической светозвуковой сигнализации и выставить необходимое количество сигналистов в тоннеле и за порталами с обеих сторон для наблюдения за подходящими поездами и своевременного оповещения работников о приближении поездов.

Руководитель работ должен указать каждому работнику нишу, в которой он должен укрыться при подходе поезда.

2.6.42. Пребывание в тоннеле разрешается только работникам, занятым осмотром, производством обследовательских или ремонтных работ.

Руководитель работ должен следить, чтобы во время производства обследовательских или ремонтных работ в тоннеле не было посторонних лиц, а материалы и инструмент находились в устойчивом положении с соблюдением габарита железнодорожного подвижного состава. Ниши, предназначенные для укрытия работников, и подходы к ним должны быть свободными. Складирование материалов и инструмента в тоннеле около стен допускается только на время производства работ.

2.6.43. Работы в тоннелях по осмотру и обмеру обделки, удалению слабых камней, расшивке швов, нанесению набрызгбетона, перекладке деформированных частей обделки, замене рельсов, шпал, очистке дренажных лотков допускаются при освещенности на своде тоннеля не менее 50 лк, а погрузочно-разгрузочные работы - не менее 20 лк на уровне поверхности балласта в горизонтальной плоскости.

На стене тоннеля и в нишах камер при наличии постоянной электросети должны быть установлены штепсельные розетки для подключения понижающих переносных трансформаторов, питающих переносные светильники.

2.6.44. При текущем осмотре и проходе по тоннелю необходимо иметь переносные индивидуальные фонари с автономным источником питания независимо от наличия постоянного электроосвещения.

2.6.45. Наблюдение за исправностью электроосвещения в тоннеле должен осуществлять тоннельный мастер, а в местах производства работ - руководитель работ.

2.6.46. Работники, находящиеся в тоннеле и на предпортальном участке, должны заблаговременно оповещаться о приближении железнодорожного подвижного состава специально устроенной автоматической светозвуковой сигнализацией.

При отсутствии указанной сигнализации или ее неисправности руководитель работ должен выставить в тоннеле и с обеих сторон за порталами тоннеля на расстоянии не ближе чем за 1 км от места работы сигналистов, связанных с руководителем работ телефонной или радиосвязью. Телефонная или радиосвязь руководителя работ с сигналистами может заменяться таким числом промежуточных сигналистов, снабженных сигнальными духовыми рожками, при котором надежно обеспечивается оповещение о приближении поезда.

При работах в тоннелях длиной более 100 м для получения извещения об отправлении поездов руководитель работ должен иметь телефонную связь с ближайшими станциями или поездным диспетчером.

2.6.47. На предпортальных участках, где крутые откосы выемок, подпорные стены и другие устройства не позволяют разместиться работникам сбоку от рельсовой колеи, место работ должно ограждаться сигналами остановки с выдачей предупреждений на поезда.

2.6.48. Для улучшения видимости камеры и ниши (по периметру) должны быть окрашены в белый цвет или обрамлены плитками белого цвета. На стенках тоннеля стрелками должны указываться направления к ближайшим камерам и нишам.

2.6.49. Для производства работ на одном из путей двухпутного тоннеля перед проходом поезда по смежному пути руководитель работ должен дать сигнал об их прекращении, подать команду об уборке инструмента и укрытии в нишах, указанных заранее каждому работнику.

В случае закрытия одного из путей двухпутного тоннеля работники, находящиеся на действующем пути, перед проходом поезда могут становиться в один ряд у стены со стороны недействующего пути или укрыться в нишах.

2.6.50. После прохода поезда руководитель работ, убедившись, что видимость в тоннеле восстановилась, разрешает работникам выйти из ниш и приступить к работам.

2.6.51. При поступлении сведений об отключении вентиляции из-за ее неисправности в процессе выполнения работ, задержке состава в тоннеле, визуально определяемой стойкой задымленности тоннеля руководитель работ должен дать указание о немедленном применении противогазов, которыми работники должны быть обеспечены до начала работ в тоннеле, организации контрольных замеров и проведения ремонтных работ вентиляции.

2.6.52. В тоннелях длиной более 500 м, а также во всех плохо проветриваемых тоннелях (при подозрении на застой в нем загрязненного воздуха) периодически отбираются контрольные пробы воздуха с целью определения в его составе концентрации содержания продуктов неполного сгорания топлива (окислы азота, окись углерода, сернистый ангидрид). Периодичность и места отбора проб определяют органы санитарного надзора. Структурные подразделения, обслуживающие тоннели, должны быть обеспечены пробоотборниками и индикаторными трубками для обеспечения экспресс-анализа. При поступлении от работников, выполняющих работы в тоннеле жалоб на признаки отравления (головная боль, раздражение дыхательных органов и другие признаки недомогания), а также при подозрении на возможность загрязнения тоннеля природными газами руководитель работ должен принять срочные меры к организации выхода работников из тоннеля, первой помощи пострадавшим и проведения контрольных замеров.

В зависимости от результатов анализа корректируется режим рабочего времени, времени отдыха и распорядок работы людей в тоннеле.

2.6.53. Двигатели внутреннего сгорания мощностью свыше 4,4 кВт, применяемые при ремонтных работах, должны устанавливаться вне тоннеля. Двигатели, устанавливаемые в тоннеле, должны быть оборудованы нейтрализаторами выхлопных газов.

2.6.54. При всех видах ремонта пути в тоннеле, не требующих снятия напряжения с контактной сети в период его проведения, следует использовать электровозную тягу для транспортировки несамоходных путевых машин.

2.6.55. При составлении технологических схем ремонта пути в тоннеле при снятом напряжении необходимо использовать самоходные машины, исключающие дополнительное применение тепловозной тяги. Для каждого тоннельного участка на основании проверки уровня загрязненности воздушной среды в тоннеле и с учетом графика движения поездов должны быть разработаны и утверждены владельцем инфраструктуры режимы путевых работ в тоннелях.

2.6.56. Численность работников, находящихся в тоннеле при пропуске путевых машин, должна быть регламентирована технологическим процессом.

Работники, работающие в тоннеле, при пропуске путевых машин, а также машинисты и их помощники в ходе этих работ должны быть обеспечены противогазами с аэрозольными фильтрами.

Все вспомогательные и заключительные работы должны проводиться не ранее чем через 30 мин после выхода последней машины из тоннеля.

2.6.57. При паро- или тепловозной тяге в тоннелях длиной более 1 км, а также при недостаточном естественном проветривании во всех тоннелях независимо от длины и вида тяги должна быть установлена искусственная вентиляция по специальному проекту.

2.6.58. При выполнении ремонтных работ вентиляционные системы, оборудованные в тоннелях, должны работать в технологическом режиме согласно паспортным данным на вентиляционную систему.

2.6.59. За исправной работой вентиляционных систем тоннеля должен быть установлен постоянный контроль, определена периодичность и порядок контроля за содержанием в воздухе тоннеля вредных веществ.

2.6.60. Работники, обслуживающие тоннели, должны знать правила пользования противогазами и ухода за ними.

2.6.61. К руководству работами, связанными с перекладкой тоннельной обделки и обратных сводов, с проходкой штолен и вентиляционных шахт, допускаются лица, имеющие право на производство горных работ.

2.6.62. Временные и постоянные крепления, устанавливаемые в тоннелях, должны соответствовать требованиям габаритов приближения строений, а также других условий обеспечения безопасности движения поездов.

2.6.63. Перед началом производства сварочных работ с лесов или подмостей должны быть приняты меры против загорания деревянных элементов и попадания брызг расплавленного металла на работников.

2.6.64. Работники, производящие работы и находящиеся на свариваемых конструкциях, должны быть обеспечены типовыми резиновыми диэлектрическими коврами для защиты от поражения электрическим током.