1.4.1. Принятие (издание) правового акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом

Нормативные правовые акты принимаются в особом порядке, установленном законодательством. Соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта - необходимое условие его юридической силы, выраженной в порождении определенных правовых последствий.

Нормативные правовые акты принимаются (издаются) специально уполномоченными государством на данный вид деятельности органами или должностными лицами. Полномочия органов по принятию правовых актов прямо указаны в законодательстве. Правомочиями по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации наделены органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы), государственные органы (Генеральная прокуратура Российской Федерации, ЦИК России и др.) в пределах их компетенции. Нормативный правовой акт может быть принят совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

Юридическая сила нормативного правового акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа его издавшего. Нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы делятся на две группы: законы и подзаконные акты.

Законы принимаются законодательным органом Российской Федерации - Федеральным Собранием Российской Федерации и представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (законы субъектов Российской Федерации).

Законы, в зависимости от юридической силы, делятся на следующие виды:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- конституции и уставы субъектов Российской Федерации;

- законы субъектов Российской Федерации

Подзаконные акты принимаются уполномоченными органами и должностными лицами во исполнение и на основе законов, имеют меньшую юридическую силу по сравнению с законами. По своей юридической природе подзаконные нормативные правовые акты являются производными от законодательных актов, призваны обеспечивать их реализацию, но также могут осуществлять и самостоятельное (собственное) правовое регулирование.

Существует следующая классификация подзаконных актов Российской Федерации (в порядке убывания юридической силы):

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

- правовые акты федеральных министерств и ведомств (приказы, постановления, распоряжения);

- указы, постановления и распоряжения глав республик и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (губернаторов и глав администраций в иных субъектах Российской Федерации)

- постановления и распоряжения высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (постановления, распоряжения, приказы);

- правовые акты органов местного самоуправления (уставы, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав муниципального образования, решения, постановления, распоряжения, приказы);

- локальные нормативные правовые акты иных органов и организаций (приказы и распоряжения).

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации <4> принимаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).

--------------------------------

<4> В настоящих методических рекомендациях не рассматриваются нормативные правовые акты федерального уровня.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. В соответствии с требованиями части 2 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются основным законом субъекта Российской Федерации (конституцией, уставом).

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 184-ФЗ, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ (часть 4 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ). Положениями статьи 5 (пункт 1) Федерального закона N 184-ФЗ установлен перечень основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, к которым отнесено: принятие конституции (устава) субъекта Российской Федерации и поправок к конституции (если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации (к уставу); осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации, установленных статьей 73 Конституции Российской Федерации, и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, определенных статьей 72 Конституции Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты только в пределах своих полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством, уставом муниципального образования.