5. Правовые акты, утверждающие государственные программы субъектов Российской Федерации, региональные программы, концепции (стратегии) развития субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии и на основании федеральных стратегических документов и представляют собой региональные программно-целевые документы в сфере развития отдельных отраслей
5. Правовые акты, утверждающие государственные программы субъектов Российской Федерации, региональные программы, концепции (стратегии) развития субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии и на основании федеральных стратегических документов и представляют собой региональные программно-целевые документы в сфере развития отдельных отраслей.
5.1. Нормативные правовые акты об утверждении государственных программ субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 179) государственная программа субъекта Российской Федерации и сроки ее реализации утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - постановлением.
Постановление Губернатора Владимирской области от 25.09.2012 N 1065 "Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области" |
1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области. 2. Департамент культуры администрации Владимирской области. 3. Департамент здравоохранения администрации Владимирской области. 4. Департамент по физической культуре и спорту администрации Владимирской области. 5. Государственные бюджетные учреждения Владимирской области, в отношении которых департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области осуществляет функции и полномочия учредителя. 6. Государственные бюджетные учреждения Владимирской области, в отношении которых департамент ветеринарии администрации Владимирской области осуществляет функции и полномочия учредителя. <...> 7. Органы местного самоуправления муниципальных районов, сельских поселений области (по согласованию). 8. Ассоциация содействия крестьянским (фермерским) и другим сельхозтоваропроизводителям Владимирской области "Возрождение села" (по согласованию) Этапы и сроки реализации программ: 2019 - 2025 годы Объем бюджетных ассигнований программы (подпрограммы), в том числе по годам и источникам <...>". |
Примечание: постановление принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы". Программа развития представляет собой программно-целевой документ, направленный на регулирование правоотношений в сфере агропромышленной отрасли субъекта Российской Федерации - Владимирской области, устанавливающий порядок работы в данном направлении, субъектов по ее реализации - участников программы, период реализации, объемы и источники финансирования. |
Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 N 796/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики в Московской области" |
"<..> Перечень подпрограмм: Подпрограмма 1 "Развитие системы информирования населения Московской области о деятельности органов государственной власти Московской области, создание доступной современной медиасреды Московской области". Подпрограмма 2 "Мир и согласие. Новые возможности". Подпрограмма 3 "Эффективное местное самоуправление Московской области". Подпрограмма 4 "Молодежь Подмосковья". Подпрограмма 5 "Обеспечивающая подпрограмма". Подпрограмма 6 "Развитие туризма в Московской области" Источники финансирования государственной программы, в том числе по годам: XXX, средства бюджета Московской области: XXX, средства федерального бюджета: XXX <...>". |
Примечание: в приведенном выше примере государственная программа Московской области принята в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 N 208/8 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области". Документ содержит перечень субъектов по реализации программы, источники бюджетов разных уровней и объемы финансирования, сроки и этапы ее реализации. |
Следует учитывать, что любые изменения, вносимые в государственную программу субъекта Российской Федерации, утверждаются той же формой правового акта, что и сама государственная программа - постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с тем, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета, в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим программу, неизбежны ситуации, когда государственная программа подлежит корректировке и приведению в соответствие с законом субъекта Российской Федерации о бюджете. Корректировки должны быть проведены не позднее трех месяцев со дня вступления в силу закона субъекта о бюджете.
В данном случае корректировки касаются, как правило, количественных значений (показателей) государственной программы. Тем не менее, все вносимые изменения в государственную программу утверждаются той же формой правового акта, что и сама программа - постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Несмотря на то, что вносимые в данном случае изменения не содержат правовых норм, акт подлежит включению в федеральный регистр со статусом "изменяющий", "ненормативный".
5.2. Постановления исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении региональных программ социально-экономического развития <7>, а также об утверждении региональных программ развития в сфере отдельных отраслей.
--------------------------------
<7> Во многих республиках региональные стратегии развития приняты законом субъекта Российской Федерации. Например, Закон Удмуртской Республики от 09.10.2009 N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года"; Закон Республики Хакасия от 06.07.2006 N 42-ЗРХ "Об утверждении Программы "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2006 - 2010 годы"; Закон Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года"; Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 N 38 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года" и др.
Региональные программы социально-экономического развития являются частью общей системы документов стратегического планирования в Российской Федерации, принимаются в соответствии и на основании федеральных стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации и носят комплексный характер. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять основы прогнозирования социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации.
Постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 N 583 "О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу" |
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2014 N 251 "О комплексной программе Республики Саха (Якутия) "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" |
Примечание: приведенные выше постановления приняты в рамках реализации и исполнения (пункта 4) Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", т.е. акта, имеющего высшую юридическую силу. Стратегические программно-целевые документы рассчитаны на многократное применение в течение всего периода действия, адресованы неопределенному кругу лиц, затрагивают права и свободы человека и гражданина. Подобные нормативные правовые акты подлежат включению в федеральный регистр. |
5.3. Правовые акты об утверждении региональных программ, концепций развития отдельных отраслей субъект Российской Федерации, которые принимаются в соответствии и на основании федерального законодательства, федеральных стратегических документов и представляют собой региональные программно-целевые документы в сфере развития отдельных отраслей.
Обзор судебной практики высших судов позволяет сделать вывод, что подобные правовые акты рассматриваются судами как нормативные.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2019 N 84-АПГ18-8 "Об оставлении без изменения решения Новгородского областного суда от 13.08.2018, которым был признан недействующим пункт 230 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, утвержденный постановлением Правительства Новгородской области от 03.02.2014 N 46" |
"Постановлением правительства Новгородской области от 03.02.2014 N 46 в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и областным законом от 3 июля 2013 года N 291-ОЗ "О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области" утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014 - 2043 годы, приложением к которой является Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. <...> При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление правительства Новгородской области принято в пределах полномочий правительства Новгородской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. <...>". |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей