4. Подзаконные акты, направленные на регулирование правоотношений в сфере землепользования, градостроительного зонирования, застройки территорий, установления особого режима использования территорий, в том числе в сфере использования, охраны, установления территорий объектов культурного наследия и т.д.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК РФ) устанавливает, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1). Нормативным правовым актом устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, а также порядок применения таких документов и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований. В соответствии с требованиями части 2 статьи 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулируются правоотношения в сфере установления территориальных зон, тем самым конкретизируя положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков (пункты 2, 5 - 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Согласно пункту 2 части 3, подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.
Нормативными правовыми актами могут быть урегулированы правоотношения в сфере установления границ особого использования территорий.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ (подпункт 15 пункта 2 статьи 26.3) относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также установления границ территорий данных объектов.
В соответствии с положениями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (статья 3.1) территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.
Приказ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 02.07.2019 N СЭД-55-001-06-168 "Об утверждении границ территории, предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника "Управа земская" |
"В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия", Законом Пермского края от 07.07.2009 N 451-ПК "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края", Положением о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 19.04.2017 N 260-п "О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края", |
1. Установить границы территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника "Управа земская", расположенного по адресу: Пермский край, Осинский городской округ, г. Оса, ул. Советская, д. 30 (далее - объект культурного наследия), утвердив их согласно приложениям 1, 2 к настоящему приказу. 2. Установить режим использования территории объекта культурного наследия бессрочно согласно приложению 3 к настоящему приказу. 3. Установить предмет охраны объекта культурного наследия согласно приложению 4 к настоящему приказу. <...>" |
Приказ Управления Государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 02.07.2019 N 353 "Об установлении зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом Г.С. Кудрина", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 18, и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" |
"<...> В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", статьей 20 Закона Свердловской области от 21 июня 2004 года N 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области", на основании акта государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом Г.С. Кудрина", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 18, от 25.12.2018, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия местного (муниципального) значения |
1. Установить зоны охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом Г.С. Кудрина", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 18 (приложение N 1). 2. Утвердить требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом Г.С. Кудрина", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 18 (приложение N 2). 3. Начальнику отдела государственной охраны объектов культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Н.Н. Кулевой обеспечить: 1) размещение информации об установленных зонах охраны объекта культурного наследия в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 2) направление сведений о наличии зон охраны объекта культурного наследия в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости; 3) направление копии настоящего приказа в течение 7 дней с даты вступления его в силу в Администрацию г. Екатеринбурга. 4. Возмещение убытков, причиненных в связи с установлением зон охраны объекта культурного наследия, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на <...>. 6. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) и на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.okn.midural.ru). <...>". |
Примечание: приведенные правовые акты являются нормативными, устанавливающими территориальные границы и правовой статус объектов культурного наследия на территории соответствующего субъекта и подлежат включению в федеральный регистр. Правовые акты обладают признаками нормативности: - приняты управомоченными органами в пределах своих полномочий (компетенций), установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 184-ФЗ и другими федеральными законами, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации; - правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц - органов государственной власти субъекта, муниципальных органов, юридических лиц и населения в отношении обозначенного в акте объекта культурного наследия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (т.е. круг лиц не персонифицирован); - правовой акт рассчитан на неоднократное применение - в течение всего периода его действия, до его отмены. |
Обзор судебной практики высших судов позволяет сделать вывод, что подобные правовые акты рассматриваются судами как нормативные.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2019 N 32-АПА19-7 "Об оставлении без изменения решения Саратовского областного суда от 28.02.2019, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим приказа управления по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области от 27.12.2017 N 112 "Об утверждении границ территории и правового режима использования территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дворец культуры "Россия", 1959 г." по адресу: г. Саратов, пл. Ленина" |
"<...> Управлением по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области издан приказ N 112, которым согласно приложению к данному приказу утверждены границы территории и правовой режим использования территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дворец культуры "Россия", 1959 г." по адресу: г. Саратов, пл. Ленина. |
<...> Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках осуществления полномочий, с соблюдением процедуры принятия и требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, опубликован в установленном порядке. |
<...> Суд пришел к правильному выводу о том, что требованиям статьи 3.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оспариваемый нормативный правовой акт соответствует, поскольку он содержит текстовое и графическое описания границ территории объекта культурного наследия, схему границ территории указанного объекта культурного наследия, координаты поворотных точек этих границ, а также режим использования территории объекта культурного наследия. <...>". |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей