3. Акты распорядительного характера по хозяйственным и организационным вопросам, разовые поручения
3. Акты распорядительного характера по хозяйственным и организационным вопросам, разовые поручения.
К данному виду правовых актов могут относиться:
решения о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;
решения о внесении проектов правовых актов на рассмотрение и утверждение;
регламенты о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию;
о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;
о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
об отводе земель отдельным предприятиям, учреждениям, организациям и т.п.
Пример 8:
Приказ директора департамента городской экономической политики от 09.07.2019 N 14
"О Проектном офисе по реализации Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года"
извлечение
"В целях рассмотрения вопросов, связанных с реализацией Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года <...>
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать Проектный офис по реализации Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года и утвердить его состав согласно приложению к настоящему приказу.
<...>
Примечание: приказ директора департамента издан руководителем организации в пределах своих полномочий, является актом распорядительного характера по организационным вопросам. Приказ индивидуализирован и создает обязанности для конкретных лиц, перечисленных в нем, по рассмотрению вопросов связанных с реализацией Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года.
Пример 9:
Распоряжение Администрации г. Красноярска от 16.07.2009 г. N 157-Р
"О подготовке и проведении всероссийской научно-практической Internet-конференции "Стратегические направления развития физической культуры и спорта"
Извлечение
"<...> 1. В рамках Красноярского городского форума организовать 12 - 17 октября 2009 года проведение всероссийской научно-практической Internet-конференции "Стратегические направления развития физической культуры и спорта".
2. Утвердить состав оргкомитета по подготовке и проведению конференции под моим руководством согласно приложению 1.
3. Утвердить план мероприятий по подготовке и проведению всероссийской научно-практической Internet-конференции согласно приложению 2.
4. Департаменту социальной политики (Куимов В.В.), главному управлению по физической культуре и спорту (Кочан С.В.), главному управлению образования (Жилинская Н.И.), управлению информатизации и связи (Карасев А.В.) администрации города обеспечить выполнение плана мероприятий всероссийской научно-практической Internet-конференции. <...>".
Примечание: данный правой акт, принят в рамках организационно-распорядительных полномочий. Постановление индивидуализировано, носит порученческий характер и создает обязанности для конкретных субъектов, перечисленных в нем, по организации и проведения всероссийской научно-практической Internet-конференции "Стратегические направления развития физической культуры и спорта".
Пример 10:
Распоряжение Администрации "Волочаевское сельское поселение" Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области от 02.06.2017 N 34 "О выделении денежных средств на проведение массового мероприятия"
извлечение
"<...>
В связи с проведением на территории Волочаевского сельского поселения массового мероприятия Дня семьи, любви и верности
1. Утвердить прилагаемую смету расходов на проведение массового мероприятия "День семьи, любви и верности".
2. Главному бухгалтеру администрации сельского поселения Головач О.А. выделить денежные средства в сумме 800 (восемьсот) рублей на проведение массового мероприятия.
3. Заместителю главы администрации сельского поселения Зайчук Н.В. предоставить ведущему специалисту 1 разряда - главному бухгалтеру администрации сельского поселения Головач О.А. отчет о целевом использовании денежных средств.
<...>".
Примечание: распоряжение является актом распорядительного характера по организационным вопросам о выделении денежных средств на проведение конкретного мероприятия. Применение данного правового акта - однократное.
Пример 11:
Распоряжение префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы от 15.03.2019 N 99-рп "О призыве на военную службу граждан 1992 - 2001 гг. рождения в Зеленоградском административном округе г. Москвы весной 2019 года"
извлечение
"В целях обеспечения выполнения Федеральных законов от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 25.07.2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" и проведения в Зеленоградском административном округе осеннего призыва граждан на военную службу в период с 1 апреля по 15 июля 2019 года:
1. Заместителю префекта Чеботареву А.В. оказать содействие военному комиссариату Зеленоградского административного округа города Москвы в организации работы по призыву на военную службу граждан мужского пола, родившихся в 1992 - 2001 гг., состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не имеющих права на освобождение либо отсрочку от призыва.
2. Просить военного комиссара Зеленоградского административного округа города Москвы Мерзликина Е.И.:
2.1. Рассматривать вопросы обеспечения призыва граждан и обсуждать их на совещаниях с представителями УВД, управ районов, муниципальных округов не реже одного раза в декаду.
2.2. Направить списки граждан 1992 - 2001 г. рождения, подлежащих призыву, председателям призывных комиссий.
2.3. Доложить префекту до 25 марта 2019 года о выполнении плана мероприятий по подготовке и готовности к проведению призыва граждан на военную службу. <...>".
Примечание: распоряжение префектуры, принятое в рамках организационно-распорядительных полномочий, создает обязанности для конкретных субъектов, перечисленных в нем, по принятию мер для обеспечения проведения осеннего призыва граждан на военную службу.
При определении юридической природы правовых актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий субъектов правоотношений, на практике встречаются неоднозначные подходы к решению этого вопроса.
В связи с этим обзоры судебной практики являются крайне значимыми для обеспечения единообразного подхода к установлению юридической природы правовых актов в каждом конкретном случае. Проиллюстрируем обоснованность выводов о признании правового акта ненормативным на следующих примерах из обзора судебной практики.
Пример 12:
Постановлением Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12701/11 установлено, что постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30.09.2009 N 2849 "О начале отопительного периода 2009 - 2010 годов в Альметьевском муниципальном районе" не обладает признаками нормативного правового акта.
извлечение
"<...> Постановление комитета, которым определено начало отопительного периода в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан, применяется однократно и не обладает признаками нормативного правового акта, так как им не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, данное постановление комитета индивидуализировано и создает обязанности для конкретных хозяйствующих субъектов, перечисленных в нем, по принятию мер по пуску тепла в жилые дома и на объекты социального назначения. <...>".
Пример 13:
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 10.10.2018 по делу N 33а-15361/2018 признано ненормативным постановление Администрации п. Березовка от 11.09.2017 N 431 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения и установлении зоны ее действия"
извлечение
"<...> Согласно части 1 статьи 6 и статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
<...>, оспариваемый акт органа местного самоуправления, определяющий конкретную гарантирующую организацию (список организаций) услуг водоснабжения и (или) водоотведения относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий; не устанавливает правовых норм (правил поведения) обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение.
При этом данный акт не обладает существенными признаками, указанными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", поскольку не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение. <...>".