Муниципальные правовые акты, подлежащие включению в федеральный регистр и региональные регистры
В федеральный регистр и региональные регистры подлежат включению все действующие муниципальные нормативные правовые акты <10> (далее - муниципальные акты), в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), вне зависимости от срока их действия и опубликования, дополнительные сведения к ним, а также:
--------------------------------
<10> Приказ Минюста России от 19.12.2008 N 298 "Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" (вместе с "Методикой ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов"); постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" (вместе с "Положением о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов").
- муниципальные акты, изменяющие (дополняющие) акт в целом (новая редакция) или его часть;
Изменения и дополнения, вносимые в основной муниципальный нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком принят (издан) основной акт.
Не допускается внесение изменений в основной муниципальный правовой акт, если он принят в виде "постановления", актом, принятым в виде "решения" (например, решение городской Думы города "О внесении изменений в постановление городской Думы города от 11.11.2011 N 11 "О земельном налоге").
- муниципальные акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия акта, признании недействующим;
- муниципальные акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта;
- муниципальные акты, вносящие в основной акт изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или наименование органа).
Муниципальные нормативные правовые акты, подлежащие включению в федеральный регистр и региональные регистры, условно можно разделить на следующие группы (перечень не является исчерпывающим):
1. О создании органов местного самоуправления, об утверждении положений об этих органах, их регламентов, иные акты, содержащие полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их деятельности.
Деятельность и организация органов местного самоуправления связаны с осуществлением публичных функций, исполнением властных полномочий по реализации прав, свобод и законных интересов граждан, в связи с этим их деятельность требует строгой регламентации.
Муниципальные правовые акты, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления, полномочия органов и должностных лиц, утверждающие структуру каких-либо органов и положения о них, гарантии и ответственность в системе местного самоуправления - носят долгосрочный характер, затрагивают права и свободы граждан, обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц. Таким образом, акты, устанавливающие порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления подлежат включению в федеральный регистр и региональные регистры.
Решение Думы Новоуральского городского округа от 26.12.2012 N 154 "Об утверждении Положения об администрации Новоуральского городского округа" |
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2013 года Положение об администрации Новоуральского городского округа (прилагается). Извлечение из Положения об Администрации Новоуральского городского округа "1. Администрация Новоуральского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Новоуральского городского округа является исполнительно-распорядительным органом Новоуральского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом Новоуральского городского округа, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и (или) законами Свердловской области. 2. Администрация Новоуральского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления Новоуральского городского округа (далее по тексту также - городской округ). 3. Администрация Новоуральского городского округа является правопреемником администрации города Новоуральска. 4. Полное наименование - администрация Новоуральского городского округа. 5. Администрация Новоуральского городского округа (далее по тексту также - администрация) обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, заключать муниципальные контракты, иные договоры и (или) соглашения. Администрация в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. <...>". |
Примечание: в соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Таким образом, на нормативность правового акта, устанавливающего правовой статус организаций, в частности администрации муниципального образования, прямо указано в Федеральном законе. |
Решение Собрания депутатов Амурского муниципального района от 28.09.2011 N 307 "Об утверждении Положения о контрольно-счетном органе Амурского муниципального района" |
"<...> |
1. Утвердить прилагаемое Положение о Контрольно-счетном органе Амурского муниципального района. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОМ ОРГАНЕ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА |
"<...> Настоящее Положение устанавливает статус, полномочия, состав, порядок формирования, планирования и обеспечения деятельности Контрольно-счетного органа Амурского муниципального района. 1. Статус Контрольно-счетного органа Амурского муниципального района 1.1. Контрольно-счетный орган Амурского муниципального района является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Собранием депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - Собрание депутатов) и ему подотчетен. 1.2. Контрольно-счетный орган Амурского муниципального района является органом местного самоуправления Амурского муниципального района, предусмотренным статьями 34, 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Амурского муниципального района. |
Примечание: Примечание: в соответствии со статьей 38 Федерального закона N 131-ФЗ порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Таким образом, на нормативность правового акта, утверждающего порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования, прямо указано в Федеральном законе. |
При определении нормативности муниципальных актов на практике возникают вопросы в отношении актов представительных органов муниципального образования об утверждении структуры местной администрации. Следует иметь в виду, что правовые акты представительного органа муниципального образования, утверждающие структуру местной администрации в виде таблицы, схемы или списка, не являются нормативными правовыми актами, поскольку в них не устанавливаются какие-либо обязательные правила поведения для неопределенного круга лиц, направленные на урегулирование общественных отношений.
Вместе с тем анализ судебной практики по оспариванию нормативности таких актов показывает, что по данному вопросу у судов общей юрисдикции имеется противоречивая правовая позиция. Ряд судов приходят к выводам о признании правовых актов представительных органов муниципального образования об утверждении структуры местной администрации ненормативными (например, решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 24.01.2014 по делу N 2-50/2014; решение Киреевского районного суда города Киреевска Тульской области от 24.05.2016, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 05.07.2017 по делу N 33а-5255, решение Советского районного суда г. Орла от 03.10.2017 по делу N 2А-1596/2017). Другие суды подобные акты признают нормативными (например, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 20.10.2015 по делу N 33а-10105/2015, кассационное определение Пензенского областного суда от 20.12.2011 N 33-3337).
В связи с отсутствием позиции Верховного Суда Российской Федерации по вопросу нормативности актов представительного органа муниципального образования об утверждении структуры местной администрации, рекомендуется (до принятия соответствующего решения Верховным Судом Российской Федерации по данному вопросу) придерживаться позиции, что такие акты не являются нормативными. В случае если решением представительного органа муниципального образования утверждается не только структура, но и положение о ней, то такой акт имеет нормативный характер и подлежит включению в федеральный регистр и региональные регистры.
к решению городской Думы
от 03.06.2011 N 548
Структура администрации города Барнаула
В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Акты, утверждающие положения об отраслевых органах местной администрации, не обладающих статусом юридического лица (т.е. структурных подразделений, не обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения) являются внутренними (локальными) актами, и в федеральный регистр и региональные регистры не включаются.
Самостоятельные органы местного самоуправления, которые в соответствии со статьей 41 Федерального закона N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законодательством, и могут быть наделены в соответствии с уставом муниципального образования полномочиями принимать правовые акты нормативного характера (такие акты, утверждающие положения о самостоятельных органах местного самоуправления, зарегистрированных в качестве юридических лиц, подлежат включению в федеральный регистр и региональные регистры).
Приведенные в качестве примеров муниципальные акты обладают следующими нормативными признаками:
- правовые акты приняты в установленном порядке управомоченными органами в пределах полномочий (компетенций);
- правовые акты осуществляют нормативное регулирование деятельности органов местного самоуправления, в том числе по реализации прав законных интересов граждан;
- правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц;
- правовые акты рассчитаны на неоднократное применение в течение всего периода действия актов.
На практике в определении нормативности вызывают вопросы соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления муниципальных образований о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.
При определении нормативности соглашения необходимо руководствоваться Федеральным законом N 131-ФЗ, согласно которому соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений (абзац третий части 4 статьи 15). Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Таким образом, на нормативность соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, прямо указано в законе. Частью 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ предусматрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
К указанным соглашениям относятся соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления и (или) от имени муниципального образования и имеющие публично-правовой характер.
Решение Заринского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 24.07.2018 N 85 "Об утверждении соглашения на передачу осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района Администрацией Заринского района Алтайского края Администрации Сосновского сельсовета Заринского района Алтайского края" |
1. Утвердить перечень части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района, передаваемых Администрацией Заринского района Алтайского края Администрации Сосновского сельсовета Заринского района Алтайского края согласно приложению 1. 2. Утвердить соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района Администрацией Заринского района Алтайского края Администрации Сосновского сельсовета Заринского района Алтайского края. (Приложение 2). 3. Обнародовать настоящее решение на официальном сайте Администрации района. |
к решению Заринского районного Совета народных депутатов от 24.07.2018 N 85 о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района Администрацией Заринского района Алтайского края Администрации Сосновского сельсовета Заринского района Алтайского края |
<...>, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем. 1. Утверждение правил землепользования и застройки. 2. Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Района бюджету Поселения для исполнения части полномочий, указанных в пункте 1 настоящего раздела 1, определяется в приложении к настоящему соглашению. 2. СРОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ Поселение осуществляет полномочия, предусмотренные разделом 1 настоящего Соглашения, с 24.07.2018 по 31.12.2018. 1. Район обязан перечислять денежные средства Поселению в виде межбюджетных трансфертов: 4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ Порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, устанавливается в приложении к настоящему Соглашению. 5. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ, РАСТОРЖЕНИЯ, ПРОДЛЕНИЯ ИЛИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ 1. Настоящее Соглашение прекращает свое действие в связи с истечением срока осуществления полномочий, предусмотренного разделом 2 настоящего Соглашения. 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ 1. В случае нарушения сроков перечисления межбюджетных трансфертов, предусмотренных приложением к настоящему соглашению, Район уплачивает Поселению пени в размере, определяемом ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. <...>". Примечание: данное решение принято в пределах полномочий, с соблюдением требований абзаца третьего части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ. Как правило, соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения утверждается решением представительного органа в качестве приложения к нему, соответственно решение с приложенным к нему соглашением (которое является неотъемлемой частью решения) подлежит включению в федеральный регистр и региональные регистры. |
Приведенное в качестве примера решение обладает следующими нормативными признаками:
- правовой акт принят в установленном порядке Заринским районным Советом народных депутатов Алтайского края в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к порядку принятия нормативного правового акта и введения его в действие;
- соглашение о передаче осуществления части полномочий заключено на определенный срок, содержит положения, устанавливающие порядок определения объема межбюджетных трансфертов, основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривает финансовые санкции за неисполнение соглашения;
- правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц;
- правовой акт рассчитан на неоднократное применение в течение определенного самим актом периода.
Анализ судебной практики по оспариванию решений представительных органов муниципальных образований об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения показывает, что они рассматриваются судами общей юрисдикции в качестве нормативных правовых актов.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2017 N 51-АПГ17-3. |
"<...> Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Во исполнение приведенного нормативного положения Заринским районным Советом народных депутатов Алтайского края и Собранием депутатов Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края приняты решения, которыми утверждено соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Заринского района Алтайского края и администрацией Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края. Согласно абзацу третьему части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.). Проанализировав содержание соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Заринского района Алтайского края и администрацией Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края, суд первой инстанции обоснованно установил, что оно заключено на определенный срок, содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривает финансовые санкции за неисполнение соглашения, в связи с чем, сделал правильный вывод о соответствии решений об утверждении этого соглашения требованиям, приведенным в части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". <...> В случае перераспределения вопросов местного значения путем заключения соглашения между муниципальными образованиями различного уровня их правовая природа не меняется, поскольку они передаются на определенный срок и при условии определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Изменяются лишь органы, которые после перераспределения полномочий должны их выполнять. <...>". |
2. Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг, административных регламентов по осуществлению муниципального контроля, правил землепользования и застройки, общеобязательных правил, порядков, положений, инструкций, методик и т.п.
Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 21.03.2016 N 196 "Об утверждении административного регламента администрации муниципального образования "Наримановский район" по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" |
"<...> |
1. Утвердить прилагаемый административный регламент администрации муниципального образования "Наримановский район" по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - административный регламент). администрации муниципального образования "Наримановский район" по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" 1.1. Предмет регулирования регламента. Административный регламент администрации муниципального образования "Наримановский район" по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - административный регламент) устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги, в том числе сроки и последовательность административных процедур и административных действий, по предоставлению муниципальной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области. Примечание: согласно частью 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований. В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона N 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг. Отсутствие административного регламента влечет за собой грубое нарушение прав граждан - потребителей муниципальных услуг, так как отсутствие муниципального нормативного правового акта, регулирующего данную сферу отношений, может привести к злоупотреблению правами заявителей. |
Постановление N 12 от 22.05.2019 "Об утверждении административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское" |
1. Утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское". Извлечение из административного регламента осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское". 1. Административный регламент осуществления администрацией муниципального образования "Беляевское" (далее - администрация) муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское" (далее - муниципальный контроль) определяет сроки и последовательность административных процедур администрации при осуществлении полномочий по муниципальному контролю в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское". 2. Осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское" исполняется непосредственно администрацией. Примечание: согласно пунктам 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, исходя из положений указанного Федерального закона, следует, что правоотношения в сфере муниципального земельного контроля регулируются путем принятия нормативных правовых актов. |
Постановление Администрации города Новый Уренгой от 30.07.2013 N 288 "Об утверждении Административного регламента по оказанию муниципальной услуги по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании город Новый Уренгой и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (по договорам социального найма)" |
"В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", руководствуясь Уставом муниципального образования город Новый Уренгой, 1. Утвердить прилагаемый Административный регламент по оказанию муниципальной услуги по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании город Новый Уренгой и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (по договорам социального найма). Примечание: к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов (в отношении сельских поселений), городских округов относится обеспечение нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ). Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлены Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), к которым, в частности, относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 14). Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 2 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ). Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ). Таким образом, предписания административного регламента затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения). |
При определении нормативности на практике могут вызывать затруднения акты, в которых регламентом регулируется порядок оказания услуги отдельным (однородным) категориям граждан. При этом необходимо обратить внимание, что правовой акт адресованный неопределенному кругу лиц имеет не персонифицированный характер. Иными словами акт считается адресованным не конкретным физическим лицам, а к любым лицам, относящимся к указанным в акте однородным категориям граждан ("семьи с детьми", "малоимущие граждане", "инвалиды", "дети-сироты").
Решение Думы города Костромы от 16.12.2010 N 62 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Костромы" |
"В соответствии со статьями 30, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая протоколы публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Костромы, руководствуясь статьями 29, 55 и 82 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, Дума города Костромы решила: 1. Утвердить прилагаемые Правила землепользования и застройки города Костромы. <...>.". Примечание: при определении нормативности актов, утверждающих правила землепользования и застройки, необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, в статье 1 которого указано, что правила землепользования и застройки, в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения этих правил и порядок внесения в них изменений утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, на нормативность правового акта, утверждающего правила землепользования и застройки, прямо указано в Градостроительном кодексе Российской Федерации. |
Решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 14.11.2018 N 246/28 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Люберцы Московской области" |
"В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", Уставом муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Совет депутатов городского округа Люберцы решил: 1. Утвердить Правила благоустройства территории городского округа Люберцы Московской области (прилагаются). 2. Опубликовать настоящее Решение в средствах массовой информации. 3. Настоящее Решение вступает в силу с момента его официального опубликования. Извлечение из правил благоустройства территории городского округа Люберцы Московской области Статья 1. Предмет регулирования настоящих Правил 1. Настоящие Правила устанавливают единые нормы и требования к правилам благоустройства территории городского округа Люберцы Московской области (далее - городской округ Люберцы), в том числе требования к регулированию вопросов создания, содержания, развития объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории городского округа Люберцы, содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены. <...>". Примечание: в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2). Благоустройство территории - деятельность, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Таким образом, предписания правил затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения). |
Постановление Оренбургского городского Совета от 29.10.2002 N 221 "О порядке согласования вырубки (повреждения) зеленых насаждений и возмещения причиненного ущерба" |
В соответствии со статьями 3, 61, 68, 77, 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и руководствуясь статьей 14 Устава города Оренбурга в целях предупреждения несогласованных вырубок (повреждений) зеленых насаждений и компенсации ущерба, причиненного городскому зеленому хозяйству, Оренбургский городской Совет 1. Утвердить порядок согласования вырубки (повреждения) зеленых насаждений и возмещения ущерба, причиненного зеленому хозяйству г. Оренбурга согласно приложению 1. 2. Утвердить форму акта оценки ущерба, причиненного вырубкой (повреждением) зеленых насаждений согласно приложению 2. 3. Утвердить форму разрешения на вырубку (повреждение) зеленых насаждений согласно приложению 3. 4. Установить, что средства, поступающие в бюджет города на возмещение вреда, причиненного зеленым насаждениям города, направляются в пределах бюджетных ассигнований на мероприятия по озеленению города с учетом округа г. Оренбурга, на территории которого они собираются. 5. Установить, что настоящее Постановление Совета вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург". <...>.". |
Примечание: согласно статье 10 Федерального закона N 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. |
Постановление администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края от 16.08.2018 г. N 465 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам Арзгирского муниципального района Ставропольского края" |
1. Утвердить прилагаемый документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам Арзгирского муниципального района Ставропольского края. Примечание: при определении нормативности актов, регулирующих порядок установления, изменения, отмену муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, необходимо руководствоваться статьей 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой на нормативную природу таких актов прямо указано в законе. |
Постановление администрации муниципального образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 13.03.2019 N 100 "О порядке внесения проектов муниципальных правовых актов в администрацию" |
"В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Уставом муниципального образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области в целях урегулирования процедуры внесения проектов муниципальных правовых актов (далее - проектов), установления единых к ним требований |
1. Принять порядок внесения проектов муниципальных правовых актов в администрацию муниципального образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области (Приложение). 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в сетевом издании и на официальном сайте муниципального образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области; <...>". |
Примечание: в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 131-ФЗ порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Таким образом, на нормативность правового акта, утверждающего порядок представления проектов муниципальных правовых актов, прямо указано в законе, в соответствии с которым акт принят. |
Решение Собрания депутатов Комсомольского муниципального района от 11.04.2018 N 409 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях на территории Комсомольского муниципального района" |
1. Утвердить прилагаемое Положение о публичных слушаниях на территории Комсомольского муниципального района. Примечание: в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Таким образом, на нормативность правового акта, утверждающего порядок организации и проведения публичных слушаний, прямо указано в Федеральном законе. |
При определении нормативности на практике подобные акты вызывают затруднения, так как некоторые специалисты ошибочно полагают, что в них формально определен круг лиц, на которых распространяется действие акта. Вместе с тем в приведенном акте видно, что указанный перечень должностей носит неперсонифицированный характер, т.е. не указаны конкретные физические лица.
Все выше приведенные муниципальные правовые акты приняты органами местного самоуправления и обладают следующими нормативными признаками:
- правовые акты приняты в установленном порядке управомоченными органами в пределах полномочий (компетенций);
- содержат правовые нормы - обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений;
- нормативные предписания затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения).
3. О местном бюджете, об установлении тарифов, размеров налоговых, арендных и иных платежей, льгот.
Решение Рубцовского городского Совета депутатов от 20.12.2018 N 224 "О бюджете муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2019 год" |
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании город Рубцовск Алтайского края, утвержденным решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 20.10.2011 N 676, Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края решил: Статья 1. Основные характеристики бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2019 год 1. Утвердить основные характеристики бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (далее - бюджет города) на 2019 год: 1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета города - xxxx тыс. рублей, в том числе собственные доходы без учета финансовой помощи из краевого бюджета - xxx тыс. рублей, объем межбюджетных трансфертов, получаемых из краевого бюджета, - xxx тыс. рублей; Примечание: при определении нормативности актов, регулирующие бюджетные правоотношения, необходимо руководствоваться федеральным законодательством. В соответствии со статьей 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации все правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определены как нормативные. В соответствии со статьей 46 Федерального закона N 131-ФЗ акты, регулирующие бюджетные правоотношения, а также устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие, отменяющие местные налоги и сборы, принимаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Исходя из указанных федеральных законов, правоотношения в обозначенных сферах регулируются путем принятия нормативных правовых актов. |
Постановление Администрации муниципального образования Российский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области от 09.10.2017 N 51-п "О Порядке начисления и уплаты гражданами муниципального образования Российский сельсовет платежей по самообложению" |
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основании решения Совета депутатов муниципального образования Российский сельсовет от 21.09.2017 N 70 "Об утверждении Положения "О самообложении граждан и порядке сбора и использования средств самообложения граждан на территории муниципального образования Российский сельсовет", 1. Утвердить прилагаемый Порядок начисления и уплаты гражданами муниципального образования Российский сельсовет платежей по самообложению. |
Примечание: частью 1 статьи 56 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Положения части 2 указанной статьи предусматривают возможность введения данных платежей исключительно на местном референдуме (сходе граждан) - в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 части 1 статьи 25.1 Федерального закона N 131-ФЗ. Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от N 131-ФЗ решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. В случае если указанные платежи устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на всей территории муниципального образования или на его части и их уплата носит для граждан обязательный характер, они, в соответствии с частью 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, приобретут признаки налога. |
Постановление главы Лотошинского муниципального района Московской области от 30.11.2009 N 788 "О введении в действие ставок для населения на отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение" |
1. Ввести в действие с 01.01.2010 ставки для населения на отопление и горячее водоснабжение исходя из утвержденного Топливно-энергетическим комитетом Московской области тарифа 1510,4 руб./Гкал (без НДС) согласно приложению N 1. 2. Ввести в действие с 01.01.2010 ставки для населения на водоснабжение и водоотведение исходя из утвержденных Министерством экономики Московской области тарифов 12,56 руб./куб. м и 27,34 руб./куб. м (без НДС) соответственно согласно приложению N 2. |
Примечание: В соответствии с положениями Федеральных законов от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", органом регулирования тарифов являются уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, орган местного самоуправления может принимать решение по регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение только в случае наделения такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. |
Перечисленные муниципальные правовые акты обладают следующими нормативными признаками:
- правовые акты приняты в установленном порядке управомоченными органами в пределах полномочий (компетенций);
- содержат правовые нормы - обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение (в течение определенного актами периода), направленные на урегулирование общественных отношений;
- нормативные предписания затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения).
При определении нормативности на практике возникают вопросы в отношении актов, которые устанавливают индивидуальные тарифы для конкретных организаций. Решения органов местного самоуправления (иного органа, осуществляющего публичные полномочия) об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных организаций или касающиеся конкретных объектов, по своей юридической природе не являются нормативными правовыми актами, так как имеют персонифицированного адресата.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей