Муниципальные правовые акты, подлежащие включению в федеральный регистр и региональные регистры

Муниципальные правовые акты, подлежащие включению

в федеральный регистр и региональные регистры

В федеральный регистр и региональные регистры подлежат включению все действующие муниципальные нормативные правовые акты <10> (далее - муниципальные акты), в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), вне зависимости от срока их действия и опубликования, дополнительные сведения к ним, а также:

--------------------------------

<10> Приказ Минюста России от 19.12.2008 N 298 "Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" (вместе с "Методикой ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов"); постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" (вместе с "Положением о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов").

- муниципальные акты, изменяющие (дополняющие) акт в целом (новая редакция) или его часть;

Изменения и дополнения, вносимые в основной муниципальный нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком принят (издан) основной акт.

Пример 13:

Постановление администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 13.09.2019 N 828 "О внесении изменений в постановление администрации Чусовского муниципального района Пермского района от 13.10.2017 N 433 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования Чусовского муниципального района Пермского края"

извлечение

"В соответствии с постановлением администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 10.07.2017 N 289 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Чусовского муниципального района", распоряжением администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 17.07.2017 N 511-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ Чусовского муниципального района Пермского края", руководствуясь Уставом муниципального образования "Чусовской муниципальный район Пермского края", ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в постановление администрации Чусовского муниципального района от 13.10.2017 N 433 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования Чусовского муниципального района Пермского края" следующие изменения:

1.1. в Паспорте муниципальной программы "Развитие системы образования Чусовского муниципального района Пермского края" (далее - Программа) строку "Объемы и источники финансирования программы" изложить в редакции:

<...>.".

Не допускается внесение изменений в основной муниципальный правовой акт, если он принят в виде "постановления", актом, принятым в виде "решения" (например, решение городской Думы города "О внесении изменений в постановление городской Думы города от 11.11.2011 N 11 "О земельном налоге").

- муниципальные акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия акта, признании недействующим;

Пример 14:

Постановление Брянской городской администрации от 30.09.2010 N 1057-п "Об отмене постановления администрации города Брянска от 20.06.1996 N 663 "О введении в действие правил застройки города Брянска"

извлечение

"В связи с принятием Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991, на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации постановляю:

"Постановление" администрации города Брянска от 20.06.1996 N 663 "О введении в действие Правил застройки города Брянска" - отменить.

<...>".

Пример 15:

Постановление Администрации Курбатовского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области от 18.07.2019 N 73 "О признании утратившим силу нормативных правовых актов Курбатовского сельского поселения"

извлечение

"<...> В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации администрация Курбатовского сельского поселения постановляет:

1. Признать утратившими силу следующие нормативные правовые акты Курбатовского сельского поселения

1.1 постановление Администрация Курбатовского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области от 21.12.2009 N 186 "Об утверждении порядка завершения исполнения бюджета Администрации Курбатовского сельского поселения за 2009 год".

<...>.".

Пример 16:

Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13.02.2019 N 207 "Об отмене постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03.09.2013 N 1853 "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации и Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ"

извлечение

"<...> В соответствии со статьями 43, 44.1 Устава муниципального образования "Город Саратов" постановляю:

1. Отменить постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03.09.2013 N 1853 "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации и Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ" (с изменениями).

<...>.".

- муниципальные акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта;

Пример 17:

Постановление администрации Черноморского района Республики Крым от 24.11.2017 N 1455 "О продлении срока действия муниципальной программы "Развитие информационного общества в муниципальном образовании Черноморский район Республики Крым на 2016 - 2018 годы", утвержденную постановлением администрации Черноморского района Республики Крым от 30.11.2015 N 998

извлечение

"В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Федеральным Законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом муниципального образования Черноморский район, постановлением администрации Черноморского района Республики Крым от 31.10.2017 N 1326 <...>, -

ПОСТАНОВЛЯЕТ

1. Продлить срок действия муниципальной программы "Развитие информационного общества в муниципальном образовании Черноморский район Республики Крым на 2016 - 2018 годы", утвержденную постановлением администрации Черноморского района Республики Крым от 30.11.2015 N 998, на 2019 - 2020 годы;

2. Утвердить муниципальную программу "Развитие информационного общества в муниципальном образовании Черноморский район Республики Крым на 2016 - 2018 годы" в новой редакции (прилагается);

<...>;

5. Настоящее постановление обнародовать путем размещения на официальной странице муниципального образования Черноморский район Республики Крым http://chero.rk.gov.ru на портале Правительства Республики Крым в разделе "Нормативные правовые и иные документы";

<...>;

7. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2018 и распространяется на правоотношения, которые возникнут при формировании бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов.".

- муниципальные акты, вносящие в основной акт изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или наименование органа).

Пример 18:

Постановление Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 26.01.2018 N 24 "О внесении дополнений в постановление Администрации муниципального района Алексеевский от 24.11.2017 N 342 "Об утверждении Положения о районном межведомственном Совете по опеке и попечительству"

извлечение

"<...>,

Администрация муниципального района Алексеевский

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Администрации муниципального района Алексеевский от 24.11.2017 N 342 "Об утверждении Положения о районном межведомственном Совете по опеке и попечительству" следующие дополнения:

1.1. ввести в состав межведомственного Совета (приложение 2) ФИО - руководителя общества приемных родителей Алексеевского района

<...>.".

Примечание: муниципальные акты, вносящие в основной акт изменения ненормативного характера, по своему содержанию, как правило, являются индивидуальными правовыми актами и не обладают признаками нормативности. Вместе с тем такие правовые акты подлежит включению в федеральный регистр и региональные регистры как изменяющие акты со статусом "ненормативный".

Муниципальные нормативные правовые акты, подлежащие включению в федеральный регистр и региональные регистры, условно можно разделить на следующие группы (перечень не является исчерпывающим):

1. О создании органов местного самоуправления, об утверждении положений об этих органах, их регламентов, иные акты, содержащие полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их деятельности.

Деятельность и организация органов местного самоуправления связаны с осуществлением публичных функций, исполнением властных полномочий по реализации прав, свобод и законных интересов граждан, в связи с этим их деятельность требует строгой регламентации.

Муниципальные правовые акты, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления, полномочия органов и должностных лиц, утверждающие структуру каких-либо органов и положения о них, гарантии и ответственность в системе местного самоуправления - носят долгосрочный характер, затрагивают права и свободы граждан, обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц. Таким образом, акты, устанавливающие порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления подлежат включению в федеральный регистр и региональные регистры.

Пример 19:

Решение Думы Новоуральского городского округа от 26.12.2012 N 154 "Об утверждении Положения об администрации Новоуральского городского округа"

извлечение

"<...>

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2013 года Положение об администрации Новоуральского городского округа (прилагается).

<...>".

Извлечение из Положения об Администрации Новоуральского городского округа

Раздел I. Общие положения

"1. Администрация Новоуральского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Новоуральского городского округа является исполнительно-распорядительным органом Новоуральского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом Новоуральского городского округа, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и (или) законами Свердловской области.

2. Администрация Новоуральского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления Новоуральского городского округа (далее по тексту также - городской округ).

3. Администрация Новоуральского городского округа является правопреемником администрации города Новоуральска.

4. Полное наименование - администрация Новоуральского городского округа.

5. Администрация Новоуральского городского округа (далее по тексту также - администрация) обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, заключать муниципальные контракты, иные договоры и (или) соглашения.

Администрация в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. <...>".

Примечание: в соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Таким образом, на нормативность правового акта, устанавливающего правовой статус организаций, в частности администрации муниципального образования, прямо указано в Федеральном законе.

Пример 20:

Решение Собрания депутатов Амурского муниципального района от 28.09.2011 N 307 "Об утверждении Положения о контрольно-счетном органе Амурского муниципального района"

извлечение

"<...>

1. Утвердить прилагаемое Положение о Контрольно-счетном органе Амурского муниципального района.

<...>".

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОМ ОРГАНЕ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

извлечение

"<...> Настоящее Положение устанавливает статус, полномочия, состав, порядок формирования, планирования и обеспечения деятельности Контрольно-счетного органа Амурского муниципального района.

1. Статус Контрольно-счетного органа Амурского муниципального района

1.1. Контрольно-счетный орган Амурского муниципального района является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Собранием депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - Собрание депутатов) и ему подотчетен.

1.2. Контрольно-счетный орган Амурского муниципального района является органом местного самоуправления Амурского муниципального района, предусмотренным статьями 34, 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Амурского муниципального района.

<...>".

Примечание: Примечание: в соответствии со статьей 38 Федерального закона N 131-ФЗ порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Таким образом, на нормативность правового акта, утверждающего порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования, прямо указано в Федеральном законе.

При определении нормативности муниципальных актов на практике возникают вопросы в отношении актов представительных органов муниципального образования об утверждении структуры местной администрации. Следует иметь в виду, что правовые акты представительного органа муниципального образования, утверждающие структуру местной администрации в виде таблицы, схемы или списка, не являются нормативными правовыми актами, поскольку в них не устанавливаются какие-либо обязательные правила поведения для неопределенного круга лиц, направленные на урегулирование общественных отношений.

Вместе с тем анализ судебной практики по оспариванию нормативности таких актов показывает, что по данному вопросу у судов общей юрисдикции имеется противоречивая правовая позиция. Ряд судов приходят к выводам о признании правовых актов представительных органов муниципального образования об утверждении структуры местной администрации ненормативными (например, решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 24.01.2014 по делу N 2-50/2014; решение Киреевского районного суда города Киреевска Тульской области от 24.05.2016, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 05.07.2017 по делу N 33а-5255, решение Советского районного суда г. Орла от 03.10.2017 по делу N 2А-1596/2017). Другие суды подобные акты признают нормативными (например, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 20.10.2015 по делу N 33а-10105/2015, кассационное определение Пензенского областного суда от 20.12.2011 N 33-3337).

В связи с отсутствием позиции Верховного Суда Российской Федерации по вопросу нормативности актов представительного органа муниципального образования об утверждении структуры местной администрации, рекомендуется (до принятия соответствующего решения Верховным Судом Российской Федерации по данному вопросу) придерживаться позиции, что такие акты не являются нормативными. В случае если решением представительного органа муниципального образования утверждается не только структура, но и положение о ней, то такой акт имеет нормативный характер и подлежит включению в федеральный регистр и региональные регистры.

Пример 21:

Решение Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 N 548 "Об утверждении структуры администрации города Барнаула"

извлечение

"<...>

В соответствии со статьей 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, рассмотрев представление главы администрации города Барнаула, городская Дума

РЕШИЛА:

1. Утвердить структуру администрации города Барнаула (приложение). <...>".

Приложение

к решению городской Думы

от 03.06.2011 N 548

Структура администрации города Барнаула

00000002.png

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Акты, утверждающие положения об отраслевых органах местной администрации, не обладающих статусом юридического лица (т.е. структурных подразделений, не обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения) являются внутренними (локальными) актами, и в федеральный регистр и региональные регистры не включаются.

Самостоятельные органы местного самоуправления, которые в соответствии со статьей 41 Федерального закона N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законодательством, и могут быть наделены в соответствии с уставом муниципального образования полномочиями принимать правовые акты нормативного характера (такие акты, утверждающие положения о самостоятельных органах местного самоуправления, зарегистрированных в качестве юридических лиц, подлежат включению в федеральный регистр и региональные регистры).

Пример 22:

Решение Тульской городской Думы от 27.03.2019 N 64/1552 "О Положении "Об управлении по городскому хозяйству администрации города Тулы"

извлечение

"Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования город Тула, Регламентом Тульской городской Думы, Тульская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение "Об управлении по городскому хозяйству администрации города Тулы" (приложение).

<...>".

Извлечение из Положения об управлении по городскому хозяйству администрации города Тулы

"1. Общие положения

1.1. Управление по городскому хозяйству администрации города Тулы (далее - управление) является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы, проводящим политику в области жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирными домами, энергосбережения, мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования город Тула от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по осуществлению контроля по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования город Тула, Уставом муниципального образования город Тула, настоящим Положением.

1.3. Управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штамп и соответствующие бланки со своим наименованием с изображением герба города Тулы, лицевые счета в органах, осуществляющих исполнение бюджета, наделяется муниципальным имуществом на праве оперативного управления.

1.4. Управление в своей деятельности возглавляет заместитель главы администрации города - начальник управления по городскому хозяйству.

1.5. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, отраслевыми (функциональными) органами администрации города Тулы, юридическими и физическими лицами. <...>".

Приведенные в качестве примеров муниципальные акты обладают следующими нормативными признаками:

- правовые акты приняты в установленном порядке управомоченными органами в пределах полномочий (компетенций);

- правовые акты осуществляют нормативное регулирование деятельности органов местного самоуправления, в том числе по реализации прав законных интересов граждан;

- правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц;

- правовые акты рассчитаны на неоднократное применение в течение всего периода действия актов.

На практике в определении нормативности вызывают вопросы соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления муниципальных образований о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.

При определении нормативности соглашения необходимо руководствоваться Федеральным законом N 131-ФЗ, согласно которому соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений (абзац третий части 4 статьи 15). Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Таким образом, на нормативность соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, прямо указано в законе. Частью 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ предусматрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

К указанным соглашениям относятся соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления и (или) от имени муниципального образования и имеющие публично-правовой характер.

Пример 23:

Решение Заринского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 24.07.2018 N 85 "Об утверждении соглашения на передачу осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района Администрацией Заринского района Алтайского края Администрации Сосновского сельсовета Заринского района Алтайского края"

извлечение

"<...> РЕШИЛ:

1. Утвердить перечень части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района, передаваемых Администрацией Заринского района Алтайского края Администрации Сосновского сельсовета Заринского района Алтайского края согласно приложению 1.

2. Утвердить соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района Администрацией Заринского района Алтайского края Администрации Сосновского сельсовета Заринского района Алтайского края. (Приложение 2).

3. Обнародовать настоящее решение на официальном сайте Администрации района.

<...>

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к решению Заринского районного Совета народных депутатов

от 24.07.2018 N 85

СОГЛАШЕНИЕ

о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения Заринского района Администрацией Заринского района Алтайского края Администрации Сосновского сельсовета Заринского района Алтайского края

извлечение:

<...>, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

1. Утверждение правил землепользования и застройки.

2. Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Района бюджету Поселения для исполнения части полномочий, указанных в пункте 1 настоящего раздела 1, определяется в приложении к настоящему соглашению.

2. СРОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

Поселение осуществляет полномочия, предусмотренные разделом 1 настоящего Соглашения, с 24.07.2018 по 31.12.2018.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

1. Район обязан перечислять денежные средства Поселению в виде межбюджетных трансфертов:

<...>

4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ

Порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, устанавливается в приложении к настоящему Соглашению.

5. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ, РАСТОРЖЕНИЯ, ПРОДЛЕНИЯ ИЛИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ

1. Настоящее Соглашение прекращает свое действие в связи с истечением срока осуществления полномочий, предусмотренного разделом 2 настоящего Соглашения.

<...>

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ

1. В случае нарушения сроков перечисления межбюджетных трансфертов, предусмотренных приложением к настоящему соглашению, Район уплачивает Поселению пени в размере, определяемом ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. <...>".

Примечание: данное решение принято в пределах полномочий, с соблюдением требований абзаца третьего части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ. Как правило, соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения утверждается решением представительного органа в качестве приложения к нему, соответственно решение с приложенным к нему соглашением (которое является неотъемлемой частью решения) подлежит включению в федеральный регистр и региональные регистры.

Приведенное в качестве примера решение обладает следующими нормативными признаками:

- правовой акт принят в установленном порядке Заринским районным Советом народных депутатов Алтайского края в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к порядку принятия нормативного правового акта и введения его в действие;

- соглашение о передаче осуществления части полномочий заключено на определенный срок, содержит положения, устанавливающие порядок определения объема межбюджетных трансфертов, основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривает финансовые санкции за неисполнение соглашения;

- правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц;

- правовой акт рассчитан на неоднократное применение в течение определенного самим актом периода.

Анализ судебной практики по оспариванию решений представительных органов муниципальных образований об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения показывает, что они рассматриваются судами общей юрисдикции в качестве нормативных правовых актов.

Пример 24:

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2017 N 51-АПГ17-3.

извлечение

"<...> Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Во исполнение приведенного нормативного положения Заринским районным Советом народных депутатов Алтайского края и Собранием депутатов Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края приняты решения, которыми утверждено соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Заринского района Алтайского края и администрацией Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края. Согласно абзацу третьему части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.).

Проанализировав содержание соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Заринского района Алтайского края и администрацией Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края, суд первой инстанции обоснованно установил, что оно заключено на определенный срок, содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривает финансовые санкции за неисполнение соглашения, в связи с чем, сделал правильный вывод о соответствии решений об утверждении этого соглашения требованиям, приведенным в части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

<...>

В случае перераспределения вопросов местного значения путем заключения соглашения между муниципальными образованиями различного уровня их правовая природа не меняется, поскольку они передаются на определенный срок и при условии определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Изменяются лишь органы, которые после перераспределения полномочий должны их выполнять.

<...>".

2. Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг, административных регламентов по осуществлению муниципального контроля, правил землепользования и застройки, общеобязательных правил, порядков, положений, инструкций, методик и т.п.

Пример 25:

Постановление Администрации города Мценска от 29.01.2013 N 54 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг"

извлечение

"<...>"

1. Утвердить Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (приложение).

2. Структурным подразделениям администрации привести административные регламенты в соответствие с Порядком, утвержденным настоящим постановлением, в срок до 1 марта 2013 года.

<...>.

Пример 26:

Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 21.03.2016 N 196 "Об утверждении административного регламента администрации муниципального образования "Наримановский район" по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков"

извлечение

"<...>

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент администрации муниципального образования "Наримановский район" по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - административный регламент).

"АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

администрации муниципального образования "Наримановский район"

по предоставлению муниципальной услуги

"Выдача градостроительных планов земельных участков"

1. Общие положения

1.1. Предмет регулирования регламента.

Административный регламент администрации муниципального образования "Наримановский район" по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - административный регламент) устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги, в том числе сроки и последовательность административных процедур и административных действий, по предоставлению муниципальной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области.

<...>.".

Примечание: согласно частью 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований. В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона N 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг. Отсутствие административного регламента влечет за собой грубое нарушение прав граждан - потребителей муниципальных услуг, так как отсутствие муниципального нормативного правового акта, регулирующего данную сферу отношений, может привести к злоупотреблению правами заявителей.

Пример 27:

Постановление N 12 от 22.05.2019 "Об утверждении административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское"

извлечение

"<...>

1. Утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское".

Извлечение из административного регламента осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское".

"I. Общие положения

1. Административный регламент осуществления администрацией муниципального образования "Беляевское" (далее - администрация) муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское" (далее - муниципальный контроль) определяет сроки и последовательность административных процедур администрации при осуществлении полномочий по муниципальному контролю в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское".

2. Осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования "Беляевское" исполняется непосредственно администрацией.

<...>.".

Примечание: согласно пунктам 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, исходя из положений указанного Федерального закона, следует, что правоотношения в сфере муниципального земельного контроля регулируются путем принятия нормативных правовых актов.

Пример 28:

Постановление Администрации города Новый Уренгой от 30.07.2013 N 288 "Об утверждении Административного регламента по оказанию муниципальной услуги по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании город Новый Уренгой и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (по договорам социального найма)"

извлечение

"В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", руководствуясь Уставом муниципального образования город Новый Уренгой,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент по оказанию муниципальной услуги по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании город Новый Уренгой и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (по договорам социального найма).

<...>.".

Примечание: к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов (в отношении сельских поселений), городских округов относится обеспечение нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлены Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), к которым, в частности, относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 14). Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 2 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Таким образом, предписания административного регламента затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения).

При определении нормативности на практике могут вызывать затруднения акты, в которых регламентом регулируется порядок оказания услуги отдельным (однородным) категориям граждан. При этом необходимо обратить внимание, что правовой акт адресованный неопределенному кругу лиц имеет не персонифицированный характер. Иными словами акт считается адресованным не конкретным физическим лицам, а к любым лицам, относящимся к указанным в акте однородным категориям граждан ("семьи с детьми", "малоимущие граждане", "инвалиды", "дети-сироты").

Пример 29:

Решение Думы города Костромы от 16.12.2010 N 62 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Костромы"

извлечение

"В соответствии со статьями 30, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая протоколы публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Костромы, руководствуясь статьями 29, 55 и 82 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, Дума города Костромы решила:

1. Утвердить прилагаемые Правила землепользования и застройки города Костромы. <...>.".

Примечание: при определении нормативности актов, утверждающих правила землепользования и застройки, необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, в статье 1 которого указано, что правила землепользования и застройки, в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения этих правил и порядок внесения в них изменений утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, на нормативность правового акта, утверждающего правила землепользования и застройки, прямо указано в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Пример 30:

Решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 14.11.2018 N 246/28 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Люберцы Московской области"

извлечение

"В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", Уставом муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Совет депутатов городского округа Люберцы решил:

1. Утвердить Правила благоустройства территории городского округа Люберцы Московской области (прилагаются).

2. Опубликовать настоящее Решение в средствах массовой информации.

3. Настоящее Решение вступает в силу с момента его официального опубликования.

Извлечение из правил благоустройства территории городского округа Люберцы Московской области

"Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящих Правил

1. Настоящие Правила устанавливают единые нормы и требования к правилам благоустройства территории городского округа Люберцы Московской области (далее - городской округ Люберцы), в том числе требования к регулированию вопросов создания, содержания, развития объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории городского округа Люберцы, содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены. <...>".

Примечание: в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2). Благоустройство территории - деятельность, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Таким образом, предписания правил затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения).

Пример 31:

Постановление Оренбургского городского Совета от 29.10.2002 N 221 "О порядке согласования вырубки (повреждения) зеленых насаждений и возмещения причиненного ущерба"

извлечение

В соответствии со статьями 3, 61, 68, 77, 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и руководствуясь статьей 14 Устава города Оренбурга в целях предупреждения несогласованных вырубок (повреждений) зеленых насаждений и компенсации ущерба, причиненного городскому зеленому хозяйству, Оренбургский городской Совет

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить порядок согласования вырубки (повреждения) зеленых насаждений и возмещения ущерба, причиненного зеленому хозяйству г. Оренбурга согласно приложению 1.

2. Утвердить форму акта оценки ущерба, причиненного вырубкой (повреждением) зеленых насаждений согласно приложению 2.

3. Утвердить форму разрешения на вырубку (повреждение) зеленых насаждений согласно приложению 3.

4. Установить, что средства, поступающие в бюджет города на возмещение вреда, причиненного зеленым насаждениям города, направляются в пределах бюджетных ассигнований на мероприятия по озеленению города с учетом округа г. Оренбурга, на территории которого они собираются.

5. Установить, что настоящее Постановление Совета вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург". <...>.".

Примечание: согласно статье 10 Федерального закона N 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пример 32:

Постановление администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края от 16.08.2018 г. N 465 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам Арзгирского муниципального района Ставропольского края"

извлечение

"<...>

1. Утвердить прилагаемый документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам Арзгирского муниципального района Ставропольского края.

<...>".

Примечание: при определении нормативности актов, регулирующих порядок установления, изменения, отмену муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, необходимо руководствоваться статьей 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой на нормативную природу таких актов прямо указано в законе.

Пример 33:

Решение Совета депутатов городского округа Луховицы МО от 22.06.2017 N 461/49 "Об утверждении Порядка представления проектов муниципальных правовых актов в Совет депутатов городского округа Луховицы Московской области"

извлечение

"<...>, Совет депутатов городского округа Луховицы Московской области решил:

1. Утвердить прилагаемый Порядок представления проектов муниципальных правовых актов в Совет депутатов городского округа Луховицы Московской области.

2. Направить настоящее решение главе городского округа Луховицы Московской области для подписания и опубликования в периодическом печатном издании "Луховицкий межмуниципальный вестник", размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа Луховицы Московской области www.admlukhovitsy.ru.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

<...>.".

Пример 34:

Постановление администрации муниципального образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 13.03.2019 N 100 "О порядке внесения проектов муниципальных правовых актов в администрацию"

извлечение

"В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Уставом муниципального образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области в целях урегулирования процедуры внесения проектов муниципальных правовых актов (далее - проектов), установления единых к ним требований

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять порядок внесения проектов муниципальных правовых актов в администрацию муниципального образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области (Приложение).

<...>

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в сетевом издании и на официальном сайте муниципального образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области; <...>".

Примечание: в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 131-ФЗ порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Таким образом, на нормативность правового акта, утверждающего порядок представления проектов муниципальных правовых актов, прямо указано в законе, в соответствии с которым акт принят.

Пример 35:

Решение Собрания депутатов Комсомольского муниципального района от 11.04.2018 N 409 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях на территории Комсомольского муниципального района"

извлечение

"<...>,

1. Утвердить прилагаемое Положение о публичных слушаниях на территории Комсомольского муниципального района.

<...>

Примечание: в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Таким образом, на нормативность правового акта, утверждающего порядок организации и проведения публичных слушаний, прямо указано в Федеральном законе.

Пример 36:

Решение Совета депутатов городского округа Звенигород от 25.01.2008 N 4/6 "О Положении о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании "Городской округ Звенигород"

извлечение

"<...>,

1. Принять Положение о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании "Городской округ Звенигород" (прилагается).

<...>.".

Положение о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании "Городской округ Звенигород"

Извлечение

"<...>,

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Звенигород, с целью реализации конституционного права граждан на жилище. <...>.".

Примечание: приведенное Положение регулирует отношения, возникающие в связи с организацией учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Устанавливает порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Звенигород. Таким образом, предписания положения затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения).

Пример 37:

Постановление Местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 21.03.2016 N 02-03/23 "Об утверждении перечня должностей муниципальной службы Местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Семеновский при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"

извлечение

"<...>

1. Утвердить перечень должностей муниципальной службы Местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Семеновский при назначении, на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей согласно Приложению 1 к данному Постановлению.

2. Опубликовать настоящее Постановление в муниципальной газете "Семеновское Время".

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Примечание:

Представленный акт принят управомоченным органом местного самоуправления, его действие распространяется на неопределенный круг лиц. Действие во времени данного постановления не ограничено. Акт принят с целью урегулирования общественных отношений в сфере деятельности муниципальных служащих. Таким образом, акт обладает всеми признаками нормативного правового акта.

При определении нормативности на практике подобные акты вызывают затруднения, так как некоторые специалисты ошибочно полагают, что в них формально определен круг лиц, на которых распространяется действие акта. Вместе с тем в приведенном акте видно, что указанный перечень должностей носит неперсонифицированный характер, т.е. не указаны конкретные физические лица.

Пример 38:

Решение Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск от 24.07.2009 N 25-14 "Об утверждении Положения о порядке присвоения звания "Почетный гражданин города Новомосковска"

извлечение

"<...>, Собрание депутатов решило:

1. Утвердить Положение о порядке присвоения звания "Почетный гражданин города Новомосковска" согласно приложению.

<...>.".

Приложение

к решению Собрания депутатов

муниципального образования

город Новомосковск

от 24.07.2009 N 25-14

"Об утверждении Положения

о порядке присвоения звания

"Почетный гражданин города Новомосковска"

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ

"ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА"

извлечение

"1. Общие положения

1. Положение о порядке присвоения звания "Почетный гражданин города Новомосковска" устанавливает порядок присвоения звания "Почетный гражданин города Новомосковска" (далее - "Почетный гражданин"), определяет статус, права и льготы лиц, удостоенных этого звания.

<...>.".

Все выше приведенные муниципальные правовые акты приняты органами местного самоуправления и обладают следующими нормативными признаками:

- правовые акты приняты в установленном порядке управомоченными органами в пределах полномочий (компетенций);

- содержат правовые нормы - обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений;

- нормативные предписания затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения).

3. О местном бюджете, об установлении тарифов, размеров налоговых, арендных и иных платежей, льгот.

Пример 39:

Решение Рубцовского городского Совета депутатов от 20.12.2018 N 224 "О бюджете муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2019 год"

извлечение

"<...>

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании город Рубцовск Алтайского края, утвержденным решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 20.10.2011 N 676, Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края решил:

Статья 1. Основные характеристики бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2019 год

1. Утвердить основные характеристики бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (далее - бюджет города) на 2019 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета города - xxxx тыс. рублей, в том числе собственные доходы без учета финансовой помощи из краевого бюджета - xxx тыс. рублей, объем межбюджетных трансфертов, получаемых из краевого бюджета, - xxx тыс. рублей;

<...>".

Примечание: при определении нормативности актов, регулирующие бюджетные правоотношения, необходимо руководствоваться федеральным законодательством. В соответствии со статьей 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации все правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определены как нормативные. В соответствии со статьей 46 Федерального закона N 131-ФЗ акты, регулирующие бюджетные правоотношения, а также устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие, отменяющие местные налоги и сборы, принимаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Исходя из указанных федеральных законов, правоотношения в обозначенных сферах регулируются путем принятия нормативных правовых актов.

Пример 40:

Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 01.02.2019 N 93 "Об утверждении порядков предоставления из бюджета муниципального образования "Город Саратов" субсидий на иные цели муниципальным бюджетным образовательным учреждениям и муниципальным автономным образовательным учреждениям, в отношении которых администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов" осуществляет функции и полномочия учредителя"

извлечение

"<...>

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31.03.2014 N 865 "Об установлении Порядка определения объема и условия предоставления из бюджета муниципального образования "Город Саратов" муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям субсидий на иные цели" постановляю:

1. Утвердить порядки предоставления из бюджета муниципального образования "Город Саратов" субсидий на иные цели муниципальным бюджетным образовательным учреждениям и муниципальным автономным образовательным учреждениям, в отношении которых администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов" осуществляет функции и полномочия учредителя, на следующие цели:

- реализация муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2017 - 2020 годы" (приложение N ...)

<...>

Приложение N 1 к постановлению

администрации муниципального образования

"Город Саратов" от 01.02.2019 г. N 93

извлечение

<...>

1. Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления из бюджета муниципального образования "Город Саратов" и определения объемов субсидий муниципальным бюджетным образовательным учреждениям и муниципальным автономным образовательным учреждениям, в отношении которых администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов" осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), на реализацию муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2017 - 2020 годы (далее - субсидии):

- расходы на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

<...>.

Пример 41:

Постановление Администрации муниципального образования Российский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области от 09.10.2017 N 51-п "О Порядке начисления и уплаты гражданами муниципального образования Российский сельсовет платежей по самообложению"

извлечение

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основании решения Совета депутатов муниципального образования Российский сельсовет от 21.09.2017 N 70 "Об утверждении Положения "О самообложении граждан и порядке сбора и использования средств самообложения граждан на территории муниципального образования Российский сельсовет",

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок начисления и уплаты гражданами муниципального образования Российский сельсовет платежей по самообложению.

2. Контроль за настоящим постановлением оставляю за собой.

3. Постановление вступает в силу со дня его обнародования.

Примечание: частью 1 статьи 56 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Положения части 2 указанной статьи предусматривают возможность введения данных платежей исключительно на местном референдуме (сходе граждан) - в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 части 1 статьи 25.1 Федерального закона N 131-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от N 131-ФЗ решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

В случае если указанные платежи устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на всей территории муниципального образования или на его части и их уплата носит для граждан обязательный характер, они, в соответствии с частью 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, приобретут признаки налога.

Пример 42:

Постановление администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.11.2014 N 3933 "Об установлении на территории города Ставрополя единых предельных максимальных тарифов на оказание платных образовательных услуг муниципальными бюджетными и автономными общеобразовательными учреждениями города Ставрополя"

извлечение

"<...>

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Установить на территории города Ставрополя единые предельные максимальные тарифы на оказание платных образовательных услуг муниципальными бюджетными и автономными общеобразовательными учреждениями города Ставрополя согласно приложению.

<...>".

Пример 43:

Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 12.01.2011 N 6 "О стоимости электронных проездных билетов"

извлечение

"<...>

1. Установить стоимость электронных проездных билетов, используемых для расчетов за проезд в муниципальном общественном транспорте:

1) электронный проездной билет на три вида транспорта (автобус, трамвай, троллейбус) в течение календарного месяца:

для организаций - 2500 рублей;

для граждан - 2380 рублей;

для студентов - 1575 рублей;

для школьников - 840 рублей;

<...>"

Пример 44:

Решение Рябиновской сельской думы Нолинского района Кировской области 21.05.2019 N 16/74 "О стандарте уровня платежей населения за коммунальные услуги на второе полугодие 2019 года на территории МО Рябиновское сельское поселение"

извлечение

"<...>, Рябиновская сельская дума РЕШИЛА:

1. Установить стандарт уровня платежей для населения муниципального образования Рябиновское сельское поселение за коммунальные услуги на второе полугодие 2019 года согласно приложению.

1.1 Настоящее решение вступает в силу с 01.07.2019 года.

2. Обнародовать настоящее решение в Информационном бюллетене органов местного самоуправления.

<...>.".

Пример 45:

Постановление главы Лотошинского муниципального района Московской области от 30.11.2009 N 788 "О введении в действие ставок для населения на отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение"

извлечение

"<...>

постановляю:

1. Ввести в действие с 01.01.2010 ставки для населения на отопление и горячее водоснабжение исходя из утвержденного Топливно-энергетическим комитетом Московской области тарифа 1510,4 руб./Гкал (без НДС) согласно приложению N 1.

2. Ввести в действие с 01.01.2010 ставки для населения на водоснабжение и водоотведение исходя из утвержденных Министерством экономики Московской области тарифов 12,56 руб./куб. м и 27,34 руб./куб. м (без НДС) соответственно согласно приложению N 2.

<...>".

Примечание: В соответствии с положениями Федеральных законов от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", органом регулирования тарифов являются уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, орган местного самоуправления может принимать решение по регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение только в случае наделения такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Перечисленные муниципальные правовые акты обладают следующими нормативными признаками:

- правовые акты приняты в установленном порядке управомоченными органами в пределах полномочий (компетенций);

- содержат правовые нормы - обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение (в течение определенного актами периода), направленные на урегулирование общественных отношений;

- нормативные предписания затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения).

При определении нормативности на практике возникают вопросы в отношении актов, которые устанавливают индивидуальные тарифы для конкретных организаций. Решения органов местного самоуправления (иного органа, осуществляющего публичные полномочия) об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных организаций или касающиеся конкретных объектов, по своей юридической природе не являются нормативными правовыми актами, так как имеют персонифицированного адресата.