Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Проведение проверок экспертной организации

47. Основанием для начала административной процедуры являются:

1) ежегодный план проведения плановых проверок, утверждаемый директором ФСТЭК России в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2021, N 37, ст. 6540);

2) истечение срока исполнения экспертной организацией ранее выданного органом государственного контроля предписания об устранении экспертной организацией выявленных нарушений обязательных требований;

3) заявления участников внешнеэкономической деятельности и обращения органов государственной власти Российской Федерации, содержащие сведения о нарушении экспертной организацией порядка и условий проведения независимой идентификационной экспертизы;

4) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с экспертными организациями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в орган государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, иных государственных органов, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновения угрозы безопасности Российской Федерации либо нанесения ущерба ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля за экспортом продукции двойного назначения вследствие ошибочных выводов, сделанных экспертной организацией и влекущих за собой незаконный экспорт продукции двойного назначения;

причинения вреда безопасности Российской Федерации либо нанесения ущерба ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля за экспортом продукции двойного назначения вследствие ошибочных выводов, сделанных экспертной организацией и повлекших за собой незаконный экспорт продукции двойного назначения;

5) приказ органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

48. Административная процедура осуществляется путем проведения документарных (плановых и внеплановых) и выездных (плановых и внеплановых) проверок (далее - проверки).

49. Административная процедура включает в себя следующие административные действия:

1) организация проверок экспертных организаций;

2) осуществление проверок экспертных организаций;

3) оформление результатов проверок экспертных организаций.

50. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 49 Административного регламента, является:

1) установление основания для проведения проверки;

2) издание приказа органа государственного контроля о проведении проверки;

3) уведомление проверяемой экспертной организации о проведении проверки;

4) запрос материалов и информации, необходимых для проведения проверки.

51. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 49 Административного регламента, является уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России.

52. При наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 5 пункта 47 Административного регламента, должностное лицо ФСТЭК России подготавливает проект приказа органа государственного контроля о проведении проверки по типовой форме распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

53. При отсутствии в поступивших в орган государственного контроля заявлениях (обращениях), указанных в подпунктах 3 и (или) 4 пункта 47 Административного регламента, достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов экспертной организации, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля.

В рамках предварительной проверки у экспертной организации могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России подготавливает проект приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 52 Административного регламента.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о фактах, указанных в подпунктах 3 и (или) 4 пункта 47 Административного регламента, уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки экспертной организации по основаниям, указанным в подпунктах 3 и (или) 4 пункта 47 Административного регламента, с последующей подготовкой приказа органа государственного контроля о проведении проверки в соответствии с пунктом 52 Административного регламента.

54. Проверяемая экспертная организация уведомляется должностными лицами ФСТЭК России не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки, или не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой проверки посредством направления копии приказа органа государственного контроля о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты экспертной организации, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен в орган государственного контроля, или иным доступным способом.

55. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 49 Административного регламента, является рассмотрение уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России:

1) материалов и документов о деятельности экспертной организации, находящихся в распоряжении органа государственного контроля;

2) материалов и документов о деятельности экспертной организации, полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

3) материалов предыдущих проверок, предостережений и иных документов о результатах государственного контроля в отношении проверяемой экспертной организации (при их наличии) на соответствие деятельности экспертной организации обязательным требованиям;

4) пояснений экспертной организации.

56. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 49 Административного регламента, является должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение проверки.

57. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля.

58. В процессе проведения документарной проверки уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России в первую очередь рассматриваются документы экспертной организации, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении экспертной организации государственного контроля.

59. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение экспертной организацией обязательных требований, должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное на проведение документарной проверки, направляет в адрес экспертной организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа органа государственного контроля о проведении документарной проверки.

60. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса экспертная организация обязана направить в орган государственного контроля указанные в запросе документы.

61. Указанные в запросе документы направляются экспертной организацией в адрес органа государственного контроля в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя экспертной организации или уполномоченного представителя экспертной организации.

Экспертная организация вправе направить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

62. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных экспертной организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется в экспертную организацию с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

63. Экспертная организация, представляющая в орган государственного контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 62 Административного регламента сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

64. Должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение документарной проверки, обязано в течение 3 рабочих дней рассмотреть представленные экспертной организацией пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

65. При проведении документарной проверки орган государственного контроля не вправе требовать у экспертной организации сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены органом государственного контроля от иных органов государственного контроля (надзора).

66. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля установит признаки нарушения экспертной организацией обязательных требований, уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России вправе подготовить мотивированное представление о назначении выездной проверки экспертной организации с последующей подготовкой приказа органа государственного контроля о проведении выездной проверки в соответствии с пунктом 52 Административного регламента.

67. Выездная проверка проводится по месту нахождения экспертной организации.

68. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности экспертной организации обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

69. Выездная проверка начинается с предъявления руководителю экспертной организации, иному должностному лицу экспертной организации или уполномоченному представителю экспертной организации служебного удостоверения должностным лицом ФСТЭК России, уполномоченным на проведение выездной проверки, обязательного ознакомления с приказом органа государственного контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю.

70. Должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на осуществление выездной проверки, вручает руководителю экспертной организации, иному должностному лицу экспертной организации, или уполномоченному представителю экспертной организации, под подпись копию приказа органа государственного контроля о проведении выездной проверки, знакомит с правами и обязанностями проверяемого.

71. При проведении выездной проверки запрещается требовать от экспертной организации представления документов и (или) информации, которые были представлены ею в ходе проведения документарной проверки.

72. Срок осуществления проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Срок осуществления проверки может быть продлен в случаях, указанных в пункте 33 Административного регламента.

73. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 49 Административного регламента, является составление акта проверки и вручение руководителю экспертной организации, иному должностному лицу экспертной организации, или уполномоченному представителю экспертной организации, для ознакомления (в случае проведения выездной проверки), либо направление акта проверки в адрес проверяемой экспертной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты экспертной организации, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен в орган государственного контроля, или иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения акта проверки (в случае проведения документарной проверки, либо в случае отказа руководителя экспертной организации, иного должностного лица экспертной организации, или уполномоченного представителя экспертной организации в ознакомлении с актом проверки и от его получения при проведении выездной проверки).

74. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 49 Административного регламента, является должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение проверки.

75. Акт проверки оформляется непосредственно после завершения административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 49 Административного регламента, по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

76. Акт проверки, содержащий информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

77. Акт проверки оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю экспертной организации, иному должностному лицу экспертной организации, или уполномоченному представителю экспертной организации, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (в случае проведения выездной проверки) либо направляется в адрес проверяемой экспертной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты экспертной организации, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен в орган государственного контроля, или иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения акта проверки (в случае проведения документарной проверки, либо в случае отказа руководителя экспертной организации, иного должностного лица экспертной организации, или уполномоченного представителя экспертной организации в ознакомлении с актом проверки и от его получения при проведении выездной проверки).

78. Направление акта проверки в адрес экспертной организации по результатам проведения документарной проверки осуществляется не позднее одного рабочего дня со дня его подписания уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России.

79. По результатам проведения выездной проверки в случае отсутствия руководителя или иного должностного лица экспертной организации, или уполномоченного представителя экспертной организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки в акте проверки проставляется соответствующая отметка, и он направляется в адрес экспертной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его передачи.

80. К акту проверки прилагаются документы или их копии, связанные с результатами проверки, объяснения работников экспертной организации, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписание об устранении выявленных нарушений (при их наличии).

81. Документ, подтверждающий вручение акта проверки, приобщается к акту проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.

82. В журнале учета проверок должностным лицом ФСТЭК России, уполномоченным приказом органа государственного контроля на проведение выездной проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.

83. При отсутствии журнала учета проверок уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России, указанным в пункте 82 Административного регламента, делается соответствующая запись в акте проверки.

84. Результатом административной процедуры и способом его фиксации является оформленный в соответствии с пунктами 75 - 78 Административного регламента акт проверки.