(в ред. распоряжения Правительства РФ от 25.06.2022 N 1704-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основным механизмом реализации Стратегии является план ее реализации, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях координации, контроля и мониторинга реализации Стратегии федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, наделяется следующими полномочиями:
координация и контроль деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием по комплексному социально-экономическому развитию территорий;
методологическое обеспечение пространственного развития;
мониторинг и оценка реализации Стратегии;
обобщение и продвижение лучших практик реализации проектов развития территорий;
формирование и обеспечение функционирования на постоянной основе центра анализа и мониторинга пространственного развития.
Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития территорий осуществляется в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р (далее - комплексный план), национальных и федеральных проектов Российской Федерации, в том числе с использованием инструментов поддержки развития инфраструктуры, определенных Правительством Российской Федерации.
Процедура отбора проектов, предлагаемых к включению в комплексный план, должна учитывать параметры долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части отраслевых и региональных прогнозов, прогнозов пассажиро- и грузопотоков по транспортной сети Российской Федерации, результаты анализа социально-экономических эффектов от реализации каждого проекта.
В целях обеспечения синхронизации во времени и пространстве строительства или модернизации магистральной транспортной инфраструктуры со строительством или модернизацией объектов транспортной инфраструктуры регионального и местного значения Правительство Российской Федерации определяет соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и порядок координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по утверждению (корректировке) субъектами Российской Федерации комплексных планов развития инфраструктуры регионального значения.
В целях обязательного включения мероприятий комплексного плана и комплексных планов развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации в инвестиционные программы субъектов естественных монополий Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок согласования и утверждения инвестиционных программ (планов) субъектов естественных монополий, предусматривающий в том числе участие в таком согласовании исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Реализация Стратегии потребует от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти уточнения порядков планирования размещения новых или модернизации существующих объектов отраслей социальной сферы с учетом потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов, наличия квалифицированных кадров и сопутствующей инфраструктуры.
В целях обеспечения создания, развития и обновления систем пространственных данных, создания комплексной основы для повышения эффективности использования и оборота земельных ресурсов и обеспечения гарантий прав на недвижимость необходимо создать национальную систему пространственных данных, которая включает мероприятия по созданию единой цифровой платформы пространственных данных, а также мероприятия, направленные на повышение капитализации территории страны.
Для достижения целей и реализации задач пространственного развития, определенных в Стратегии, с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации исполнительными органами субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления могут разрабатываться долгосрочные планы социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций. Приоритетные области социально-экономического развития таких территорий определяются в соответствующих стратегиях социально-экономического развития.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Состав мероприятий долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций дифференцируется в зависимости от наличия особого статуса (монопрофильное муниципальное образование (моногород), наукоград, историческое поселение), численности населения и роли крупных и крупнейших городских агломераций в системе расселения. По представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в планы могут включаться мероприятия, осуществляемые ими в пределах собственных полномочий в целях комплексного развития соответствующих территорий.
Кроме того, стимулирование инфраструктурного развития регионов и наращивание экономического потенциала их территорий может осуществляться посредством применения следующих механизмов:
предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на осуществление расходов инвестиционного характера, включая строительство (реконструкцию) объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктуры, инвестиции в общественный транспорт, с учетом результатов проводимой ими ранее долговой политики;
использование облигаций специализированных обществ проектного финансирования для целей финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве;
реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом в целях высвобождения средств на поддержку развития инфраструктуры, в частности объектов транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, необходимых для реализации нового инвестиционного проекта;
разработка и реализация индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в целях создания дополнительного стимула к развитию потенциала ряда субъектов Российской Федерации и снижения межрегиональной дифференциации.
Механизмами реализации Стратегии являются в том числе государственные программы Российской Федерации.
В рамках реализации Стратегии предполагаются разработка и утверждение комплекса мер по привлечению населения на территории со значительным экономическим потенциалом, характеризующиеся неблагоприятной демографической ситуацией, посредством стимулирования внутренней и внешней миграции с учетом параметров демографического прогноза Российской Федерации, в том числе по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям:
за счет организационной и финансовой поддержки социально-бытового обустройства граждан, включая предоставление налоговых льгот, а также за счет опережающего развития рынка доступного арендного жилья;
за счет содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Предусмотренное Стратегией стимулирование развития перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации будет осуществляться посредством:
проведения инвентаризации отраслевых правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) хозяйствующим субъектам субсидий и иных целевых трансфертов из федерального бюджета для федеральной государственной поддержки отраслей экономики и внесения в них изменений в части обязательного учета перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации и параметров демографического прогноза Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
учета федеральными органами государственной власти при осуществлении государственной поддержки отраслей экономики каждого конкретного субъекта Российской Федерации перспективных экономических специализаций граничащих с ним субъектов Российской Федерации и (или) входящих с ним в состав одного макрорегиона в целях исключения дублирования мер государственной поддержки;
разработки и утверждения методических рекомендаций по определению субъектами Российской Федерации приоритетов инновационного развития отраслей перспективных экономических специализаций ("умная специализация").
В рамках реализации Стратегии предусмотрена возможность:
разработки и утверждения стратегий социально-экономического развития макрорегионов, расположенных на приоритетных геостратегических территориях (и иных макрорегионов), а также планов их реализации, которые должны обеспечить синхронизацию во времени и пространстве исполнения мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации, схемами территориального планирования Российской Федерации, инвестиционными программами развития субъектов естественных монополий;
утверждения методических рекомендаций по определению опорных населенных пунктов;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
разработки и утверждения комплекса мер по социально-экономическому и инфраструктурному развитию опорных населенных пунктов;
разработки порядка приоритетной государственной поддержки мероприятий по развитию опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, определенных в рамках планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, а также мер государственной поддержки, определяемых актами Правительства Российской Федерации;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
формирования комплексного подхода при планировании расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, непрограммных направлений деятельности, программ компаний с государственным участием в части консолидации расходов на мероприятия по развитию социальной, транспортной, инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры в городских агломерациях и опорных населенных пунктах, а также в прилегающих населенных пунктах (в части транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры).
Стратегия предусматривает разработку (корректировку) механизмов социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, приграничных муниципальных образований посредством:
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
разработки и утверждения комплекса мер по стимулированию сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами;
совершенствования механизма реализации государственных программ социально-экономического развития приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации, в том числе посредством реализации национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года;
субсидирования организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажирам, проживающим в Калининградской области, Дальневосточном макрорегионе, Арктической зоне Российской Федерации, по маршрутам из указанных территорий на другие территории Российской Федерации и в обратном направлении, а также по маршрутам в границах Дальневосточного макрорегиона, пассажирам из других территорий Российской Федерации в Республику Крым и г. Севастополь и в обратном направлении, пассажирам, проживающим на удаленных и труднодоступных территориях, по маршрутам в пределах субъектов Российской Федерации;
закрепления в правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, определенных планом реализации Стратегии, приоритетного порядка оказания государственной поддержки модернизации социально-экономической сферы приграничных муниципальных образований, соответствующих следующим критериям:
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
наличие смежной границы с иностранным государством, входящим в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р, или с иностранным государством, на территории которого происходили войны или другие вооруженные конфликты, бунты, восстания, мятежи, акты неповиновения, гражданские волнения, случаи объявления всеобщей чрезвычайной ситуации;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
отрицательная динамика значений показателей социально-экономического развития;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
среднее значение уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено приграничное муниципальное образование, не превышает 0,9.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
Перечень приграничных муниципальных образований, при модернизации социально-экономической сферы которых оказывается приоритетная государственная поддержка, приведен согласно приложению N 6.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
Критерии отбора, указанные в абзацах тридцать девятом - сорок первом, не распространяются на приграничные муниципальные образования, расположенные на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Перечень приграничных муниципальных образований, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, при модернизации социально-экономической сферы которых оказывается приоритетная государственная поддержка, а также направления их социально-экономического развития определяются Концепцией развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.09.2022 N 2877-р)
Положения Стратегии учитываются при разработке и внесении изменений в национальные и федеральные проекты (программы) Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей