3.2. Требования к параметрам микроклимата и воздушной среды, искусственному освещению, уровням шума, вибрации и электромагнитных излучений
3.2. Требования к параметрам микроклимата
и воздушной среды, искусственному освещению,
уровням шума, вибрации и электромагнитных излучений
3.2.1. Кабины управления, служебные и бытовые помещения (далее - помещения) локомотивов и специального подвижного состава (СПС) должны иметь устройства для естественной вентиляции (окна, люки).
3.2.2. Значения параметров микроклимата в помещениях локомотивов и СПС должны (при закрытых окнах и дверях) соответствовать требованиям, представленным в приложениях N 1, 2, 3.
(в ред. Изменений и дополнений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.3. Помещения локомотивов и СПС должны оборудоваться установками кондиционирования воздуха: принудительной вентиляцией, подогревом и охлаждением.
Системы обеспечения микроклимата в помещениях локомотивов и СПС должны соответствовать требованиям, представленным в приложениях N 4, 5, 6, 7.
Системы кондиционирования должны отвечать следующим требованиям:
система отопления должна иметь систему воздуховодов для подачи нагретого воздуха в зону ног, дверей (150 мм от уровня пола) и лобовых окон;
система отопления должна иметь плавное ручное и автоматическое регулирование температуры воздуха;
система охлаждения должна обеспечивать раздачу охлажденного воздуха с уровня потолка или 1500 мм от пола, а в подоконной зоне - на уровне 1200 мм. Охлажденный воздух не должен подаваться на голову сидящего человека. Система охлаждения должна использовать экологически чистый хладоагент;
при локальном охлаждении воздух необходимо подавать в зону лица и шеи оператора (машиниста) спереди, например, с потолка настильно на лобовые окна. В помещении для сна (в купе) воздух надо подавать в зону, где нет спальных мест, или в подоконную зону настильно на окно;
теплоизоляционные свойства внутренних ограждений помещений должны соответствовать требованиям, представленным в приложении 7.
При длительном отстое на открытом воздухе и отрицательных температурах наружного воздуха должен быть обеспечен дежурный обогрев помещений локомотивов и СПС с обеспечением температуры в них не менее 5 °C, а при длительном отстое в теплое время года - дежурное охлаждение с обеспечением температуры в помещениях не более 35 °C.
(абзац введен Изменениями и дополнениями N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 N 67)
Система обеспечения микроклимата должна осуществлять предварительный обогрев (от температуры режима дежурного обогрева) и предварительное охлаждение (от температуры дежурного охлаждения) помещений локомотивов и СПС до температуры, соответствующей нормативным значениям (приложения N 1, 2, 3) за время подготовки подвижного состава в рейс, определяемое условиями эксплуатации.
(абзац введен Изменениями и дополнениями N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 N 67)
3.2.4. Температура поверхностей нагревательных приборов или их ограждений в помещениях локомотивов и специального подвижного состава должна быть не более 55 град. С.
3.2.5. Температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) в помещениях локомотивов и специального подвижного состава должна быть не более 45 град. С.
3.2.6. Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног обслуживающего персонала и пассажиров, должна быть не более 35 град. С.
3.2.7. Состояние воздушной среды помещений локомотивов и специального подвижного состава.
Оценка состояния воздушной среды помещений ведется по содержанию в воздухе продуктов неполного сгорания дизельного топлива и продуктов деструкции полимерных материалов в нормальных условиях.
При оценке уровня загрязнения воздушной среды продуктами неполного сгорания дизельного топлива контроль ведется по содержанию оксида углерода, диоксида азота и диоксида серы.
Состояние воздушной среды в кабинах локомотивов, кабинах СПС, служебных помещениях СПС должно соответствовать требованиям гигиенических нормативов для предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Состояние воздушной среды в бытовых помещениях, в совмещенных служебных и бытовых помещениях СПС должно соответствовать требованиям гигиенических нормативов для предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе.
Абзац исключен. - Изменения и дополнения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 N 67.
(см. текст в предыдущей редакции)
Все примененные в конструкции и отделке помещений локомотивов и СПС неметаллические материалы должны соответствовать требованиям токсикологической безопасности и иметь санитарно-эпидемиологические заключения.
В помещениях локомотивов и СПС должно обеспечиваться избыточное давление (подпор) воздуха по отношению к атмосферному:
- для кабин локомотивов с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 15 Па;
- для кабин локомотивов с конструкционной скоростью 160 км/ч и более - не менее 30 Па;
- для помещений специального подвижного состава - не менее 15 Па.
(в ред. Изменений и дополнений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.8. При проектировании искусственной освещенности помещений локомотивов и СПС необходимо руководствоваться требованиями настоящих санитарных правил.
(в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 46)
(см. текст в предыдущей редакции)
Искусственное освещение должно обеспечивать необходимую освещенность помещений, пульта и органов управления, контрольно-измерительной аппаратуры, магистральных путей при движении, зоны производства работ с параллельно идущим путем и междупутьем, рабочих органов во время работы и ремонта.
Помещения должны оборудоваться системой освещения с напряжением переменного тока не выше 42 В, а постоянного тока - не выше 110 В. Допускается использовать напряжение тока до 220 В.
В основных помещениях СПС (кабинах, дизельных помещениях, служебно-бытовых, салонах) должно предусматриваться рабочее и аварийное освещение.
Светильники или лампы аварийного освещения должны присоединяться к независимому источнику питания и переключаться на него автоматически при внезапном отключении рабочего освещения.
3.2.9. Светильники в кабинах и на постах управления должны располагаться так, чтобы прямой и отраженный от поверхностей световой поток от источников света не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении с рабочих мест в положении "сидя" и "стоя".
3.2.10. Рабочее освещение в кабинах управления должно быть выполнено с помощью светильников общего освещения (с лампами накаливания) и должно обеспечить освещенность на рабочих поверхностях пульта управления и приборов при включении режима:
"яркий свет" - не менее 20 лк, но не более 60 лк, при неравномерности освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) 2:1;
"тусклый свет" - от 10 до 15% освещения от фактического максимального ее значения в режиме "яркий свет".
Аварийное освещение должно быть не менее 3 лк.
3.2.11. В кабине управления светильники общего и аварийного освещения должны располагаться так, чтобы прямой и отраженный от поверхностей световой поток от источников света не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении поездом с рабочих мест в положении сидя и стоя.
Схема освещения в кабинах управления должна предусматривать возможность местного освещения места для графика движения на пульте управления на рабочем месте машиниста и помощника машиниста. Освещение должно быть выполнено лампами накаливания и обеспечивать освещенность в 10 лк, с плавной регулировкой до 1 лк.
Подсветка контрольно-измерительных и информационных приборов на пульте управления должно обеспечивать возможность плавной регулировки.
Отношение наибольшего значения освещенности к наименьшему в пределах зоны пульта управления, исключая шкалы приборов, не должно превышать 5:1.
(п. 3.2.11 в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 46)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.12. Освещенность на поверхности пола проходов, тамбуров, дизельных помещений и др. производственных помещений должна быть не менее 5 лк. Освещенность в бытовых и служебных помещениях (на поверхности стола).
3.2.13. Нормы освещенности при проведении ремонтно-путевых и строительно-монтажных работ, выполняемых в темное время суток, должны соответствовать установленным требованиям.
Искусственное освещение при производстве работ должно обеспечиваться осветительными устройствами, установленными на СПС, с питанием от автономных или стационарных источников электроснабжения.
Для этих целей могут быть использованы светильники, установленные как по периметру СПС, так и на лобовых окнах выносных кабин.
Для освещения могут применяться осветительные приборы с разрядными источниками света, галогенными лампами накаливания или светодиодами с цветовой коррелированной температурой от 2400 °K до 6800 °K и установленные фиксированные световые приборы, исключающие попадание в поле зрения обслуживающего персонала прямого излучения. Не допускается применение светодиодов, в спектре излучения которых длина волн менее 400 нм.
(в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 46)
(см. текст в предыдущей редакции)
Неравномерность освещенности рабочих поверхностей и прилегающих участков в зоне производства работ не должна превышать 2:1.
(в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 46)
(см. текст в предыдущей редакции)
Освещенность рабочих поверхностей в зоне производства работ на уровне головки рельса должна быть:
путеукладочные работы: захват, подъем и перемещение звена (на поверхности звена и траверсы) - не менее 10 лк; укладка; стыковка звена (в зоне укладки) - не менее 50 лк;
подъемка, выправка, рихтовка и стабилизация пути (поверхность пути в зоне проведения работ) - не менее 50 лк;
выгрузка крупногабаритных материалов с грузовых дрезин и т.д. (в зоне выгрузки) - 10 лк, раскладка деталей на полотне - не менее 50 лк;
работы по очистке и вырезке щебня - не менее 50 лк;
работы по уборке мусора и снега с путей - не менее 10 лк;
междупутье на поверхности земли не менее 10 лк.
Освещенность лестниц, подножек и площадок должна быть не менее 5 лк.
3.2.14. У самоходных СПС под кузовом должны быть укреплены светильники для освещения ходовой части. Допускается использовать для этих целей переноску достаточной длины.
Освещение рабочих органов в момент производства их ремонта может дополнительно осуществляться с помощью переносной лампы.
На машине с наружной стороны кузова должны быть предусмотрены розетки с закрывающимися крышками для включения переносных светильников. Необходимо, чтобы переносные светильники питались от напряжения не выше 42 В переменного или не выше 110 В постоянного тока. Светильники должны иметь гибкий провод с защитной оболочкой.
3.2.15. Рабочее место с видеодисплейными терминалами (ВДТ) должно размещаться так, чтобы естественный свет падал сбоку преимущественно слева. Необходимо предусмотреть светоотражающие стекла и шторы типа "жалюзи".
Искусственное освещение помещений с ВДТ должно осуществляться системой общего равномерного освещения в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2003 г., регистрационный N 4673) и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2003 г., регистрационный N 4443).
(в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 46)
(см. текст в предыдущей редакции)
Допускается применение системы локального размещения светильников общего освещения с учетом разной точности зрительных работ у оператора (машиниста), управляющего машиной, и оператора ВДТ. Может быть применено и комбинированное освещение (к общему равномерному освещению дополнительно устанавливают светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов или поверхности экрана дисплея).
Для местного освещения следует использовать люминесцентные лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. Светильники должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 град. при комбинированном освещении. Освещенность на поверхности столешницы (клавиатуры) должна быть:
общее + местное - от 300 до 500 лк;
общее + местное - не более 300 лк;
Для ограничения прямой и отраженной блесткости на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) необходимо выбрать соответствующий тип светильников и определить расположение рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения.
Для отражения неравномерности распределения яркости соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать соотношений от 3:1 до 5:1, а между рабочими поверхностями, поверхностями стен и оборудования - 10:1.
3.2.16. В конструкции помещений локомотивов и СПС должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие защиту обслуживающего персонала от шума и вибрации с учетом реально возникающего уровня шума и вибрации от источников.
(в ред. Изменений и дополнений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.17. Уровни звука и звукового давления на рабочих местах должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 8.
3.2.18. Уровни инфразвука на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений, приведенных в приложении N 9.
3.2.19. Двери, окна, места ввода в помещения трубопроводов, кабелей, подвижных частей должны быть тщательно уплотнены с целью уменьшения возможности проникновения внешнего шума и обеспечения в них допустимого уровня шума.
В случае расположения отдельных источников шума над и под рабочим, служебным и бытовым помещениями должны быть приняты меры для дополнительной шумоизоляции пола и крыши.
В системе отопления и вентиляции, в случае необходимости, должны быть предусмотрены средства снижения шума.
3.2.20. Дополнительные посты управления и выносные пульты управления, не имеющие кабин, уровень шума на которых превышает приведенные величины, должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты.
3.2.21. Общая вибрация на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала (пол, сиденье) должна соответствовать требованиям, приведенным в приложениях N 10, 11, 12, 13.
3.2.22. Уровни вибрации на рабочих местах операторов ПЭВМ (сиденье кресла) должны соответствовать уровням вибрации на поверхности мониторов ПЭВМ.
3.2.23. Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в помещения локомотивов и специального подвижного состава должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 14.
3.2.24. Исключен. - Изменения и дополнения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 N 67.
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей