Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

3.5.2. Трудовая функция

Наименование

Информационное обслуживание в стационарном и дистанционном режимах пользователей библиотеки

Код

E/02.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Изучение/выявление информационных потребностей отдельных социальных и профессиональных групп пользователей библиотеки

Определение ресурсной базы для организации информационного обслуживания пользователей библиотек в стационарном и дистанционном режимах

Осуществление дифференцированного информирования отдельных категорий пользователей библиотеки в стационарном и дистанционном режимах

Организация массового информирования пользователей библиотеки в стационарном и дистанционном режимах

Проведение массовых информационных мероприятий для отдельных категорий пользователей библиотеки

Проведение консультаций и мероприятий по формированию информационной культуры пользователей библиотеки

Предоставление доступа к порталам и интернет-ресурсам и консультирование пользователей библиотеки по работе с порталами государственных услуг и интернет-ресурсами, предоставляющими образовательные и социальные услуги, архивные документы

Предоставление информационных услуг в помощь научной, творческой, образовательной деятельности пользователей библиотеки: регистрация и работа с объектами интеллектуальной собственности, оформление научных работ, депонирование рукописей, проверка текста на заимствования; информационная поддержка и сопровождение научных исследований

Предоставление услуг по проведению поиска библиометрической информации в наукометрических аналитических системах, по публикационным рейтингам; осуществление библиометрического мониторинга

Отбор, оценка и использование ресурсов открытого доступа, консультирование пользователей библиотеки по сервисам и ресурсам открытого доступа

Предоставление специализированных информационно-аналитических услуг по запросам индивидуальных пользователей библиотеки и организаций

Создание в библиотеке условий для информационного самообслуживания пользователей библиотеки

Организация обратной связи с пользователями библиотеки, учет и анализ результативности форм и методов информационного обслуживания пользователей

Необходимые умения

Использовать социологические и маркетинговые методы изучения информационных потребностей реальных и потенциальных пользователей библиотеки, в том числе с применением цифровых технологий

Осуществлять прием и обработку запросов пользователей библиотеки на информационное обслуживание в стационарном и дистанционном режимах

Использовать в библиотеке методы информационного поиска по различным поисковым параметрам в традиционных и сетевых информационных ресурсах

Использовать в библиотеках технологии предоставления услуг индивидуального, группового и массового информирования

Использовать методики и технологии организации и проведения информационных мероприятий для отдельных категорий пользователей библиотеки

Оказывать в библиотеке информационные услуги с помощью информационно-коммуникационных технологий, библиотечных сайтов, сетевых социальных сервисов

Применять стандарты библиографического описания документов разных типов и видов

Использовать в библиотеках средства информационного поиска, экстрагирования документов и данных из электронных, в том числе сетевых, ресурсов

Работать в библиотеке с онлайн-сервисами и информационными ресурсами органов государственного управления, образовательных учреждений, организаций социокультурной сферы

Работать в библиотеке с электронными национальными и международными регистрационными и информационно-аналитическими системами, в том числе научного цитирования и депонирования документов; пользоваться цифровыми платформами научной информации, библиометрическими и наукометрическими сервисами

Работать в библиотеке с ресурсами открытого доступа и открытых данных

Использовать цифровые, в том числе мультимедийные, технологии при проведении в библиотеке массовых информационных мероприятий

Организовывать обратную связь с потребителями информационных услуг библиотеки, в том числе с помощью сетевых площадок библиотеки

Использовать методику учета и анализа результативности стационарного и дистанционного информационного обслуживания пользователей библиотеки

Необходимые знания

Основы библиотековедения, библиографоведения, документоведения, информатики, информационного маркетинга, библиометрии, наукометрии, государственной политики в сфере культуры, науки и образования, теории социальных коммуникаций

Нормативные правовые акты по библиотечно-информационной деятельности, информационной безопасности, защите авторского права в цифровой среде, интеллектуальной собственности, персональных данных

Теория, организация, методики и технологии информационного обслуживания пользователей библиотеки в стационарном и дистанционном режимах

Социологические и маркетинговые методы изучения информационных потребностей различных групп пользователей библиотеки

Информационная инфраструктура общества, информационные ресурсы глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов

Справочно-поисковый аппарат библиотеки, поисковые сервисы крупнейших библиотек/информационных центров, отраслевых, национальных и глобальных сетевых ресурсов

Типовые алгоритмы и инструменты информационного поиска в локальных и сетевых ресурсах

Цифровые технологии и их применение в процессах поиска, обработки, анализа, передачи документов и данных в библиотеках

Стандарты и правила библиографического описания документов в библиотеках: печатных, электронных, инсталлированных, сетевых локальных и удаленных

Технологии и правовые нормы работы с электронными государственными регистрационными и информационно-аналитическими системами, цифровыми платформами научной информации, библиометрическими и наукометрическими сервисами

Технологии и правовые нормы работы с ресурсами открытого доступа и открытых данных

Основы и тенденции развития социальных, гуманитарных, точных и естественных наук, художественной литературы, искусства

Нормы профессиональной библиотечной и информационной этики, корпоративной культуры

Другие характеристики

-