По оценкам Минфина России, в настоящее время на территории Российской Федерации применяется порядка 35 инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов. За последние 5 лет величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <2> в связи с действием инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов увеличилась с 0,8 трлн рублей в 2017 году до 2,0 трлн рублей в 2021 году, что составляет порядка 26% от ожидаемой величины общих налоговых расходов бюджета.
--------------------------------
<2> Без учета льгот по таможенным платежам и НДС.
Принимая во внимание важное значение инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов для достижения целей налоговой политики по поддержке и стимулированию инвестиций, Минфин России совместно с ФНС России в 2021 году начал разработку аналитической системы "Эффективность льгот" (далее - система, АС "Эффективность льгот") для проведения системной автоматизированной оценки эффективности инвестиционных налоговых льгот (далее - ИНЛ), включающих как отдельные инвестиционные налоговые льготы, так и преференциальные налоговые режимы. В 2022 году система запущена в эксплуатацию.
Подход к анализу эффективности льгот, заложенный в аналитическую систему, базируется на оценке влияния налоговых льгот на финансово-экономические показатели деятельности налогоплательщиков в сопоставлении с установленными уровнями и среднеотраслевыми <3> индикаторами.
--------------------------------
<3> Согласно "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). (ОКВЭД).
В рамках заложенного подхода, в периметр анализа включаются все налогоплательщики, применяющие ту или иную ИНЛ, за исключением тех, по которым отсутствуют налоговые декларации или бухгалтерская отчетность. Система позволяет проводить анализ по каждому налогоплательщику, однако в связи с установленными ограничениями по разглашению сведений, составляющих налоговую тайну, результаты анализа представлены агрегировано.
По результатам проведения автоматизированной оценки налогоплательщикам присваивается статус в зависимости от эффективности применения ИНЛ:
1. "Зеленый", если применение льгот не приводит к формированию сверхдоходности у налогоплательщика (по показателям доходность активов и операционная рентабельность), либо в случае высокого уровня инвестиционной активности, прироста численности сотрудников и расходов на оплату труда и НИОКР за счет применения ИНЛ.
2. "Красный", если применение льгот приводит к формированию сверхдоходности у налогоплательщика, или в случае низкого уровня инвестиционной активности, отсутствия прироста численности сотрудников и расходов на оплату труда и НИОКР за счет применения ИНЛ.
По итогам получения налогоплательщиками статуса формируется вывод в целом по ИНЛ в зависимости от ее типа:
1. Если ИНЛ представляет собой преференциальный налоговый режим, применяемый разными отраслями, то вывод об эффективности выносится на основе совокупной доли выручки "красных" налогоплательщиков в общем объеме выручки налогоплательщиков данного режима:
- в случае превышения доли выручки "красных" налогоплательщиков заданного значения (70%) признается, что режим требует "донастройки" в целом и, как следствие, необходимо уточнение периметра применяемых налоговых льгот в режиме,
- в случае, если доля выручки "красных" налогоплательщиков в целом по режиму не превышает заданного значения (70%), однако присутствует превышение по отдельным отраслям, то режим требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР,
- в случае отсутствия превышения заданного значения (70%) как по режиму в целом, так и по отдельным отраслям, режим признается эффективным.
2. Если ИНЛ представляет собой отдельную льготу, то вывод об эффективности выносится на основе результатов оценки влияния данной льготы на финансово-экономические показатели деятельности налогоплательщиков без учета эффекта от применения других ИНЛ:
- в случае превышения доли выручки "красных" налогоплательщиков заданного значения (70%) с учетом элиминирования эффекта от других ИНЛ, признается, что льгота требует "донастройки",
в случае отсутствия превышения доли выручки "красных" налогоплательщиков заданного значения (70%) с учетом элиминирования эффекта от других ИНЛ, льгота признается эффективной.
- Общие выводы и предложения по оценке эффективности инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов на базе АС "Эффективность льгот"
- Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа (ТОСЭР в ДФО)
- Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации и закрытых административно-территориальных образований (ТОСЭР в моногородах и ЗАТО)
- Региональный инвестиционный проект для участников в Дальневосточном Федеральном округе (РИП в ДФО)
- Региональный инвестиционный проект для участников вне Дальневосточного федерального округа (РИП вне ДФО)
- Особые экономические зоны (ОЭЗ)
- Свободный порт Владивосток (СПВ)
- Особая экономическая зона в Калининградской области (ОЭЗ Калининград)
- Особая экономическая зона в Магаданской области (ОЭЗ Магадан)
- Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (СЭЗ Крым)
- Специальный инвестиционный контракт (СПИК)
- Режим для резидентов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)
- Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей