Учитывая чрезвычайный масштаб последствий вынужденной перестройки хозяйственных связей, обеспечение соразмерной бюджетной поддержки потребовало выхода за рамки встроенных контрциклических механизмов (см. врезку "Встроенные контрциклические механизмы бюджетной политики").
- финансовое обеспечение мероприятий Плана первоочередных действий по развитию российской экономики в условиях внешнего санкционного давления составляет около 4,5 трлн рублей;
- с учетом финансирования других приоритетных мероприятий, налоговых послаблений, инвестиций средств ФНБ и других "забалансовых" мер поддержки совокупный фискальный импульс в 2022 году ожидается в размере > 8 трлн рублей.
В отличие от периода пандемии бюджетный стимул преимущественно профинансирован за счет дополнительных нефтегазовых доходов - как текущего года, так и предшествующих лет (ликвидные активы ФНБ):
- с одной стороны, в условиях временного роста инфляции и процентных ставок такой подход содействует скорейшей нормализации процентных ставок и расширению доступности кредитных ресурсов для внебюджетного сектора;
- с другой стороны, приостановка операций по "бюджетным правилам" ускорила стабилизацию на финансовых рынках и помогает смягчить адаптацию в период перестройки хозяйственных связей за счет повышения доступности импорта (через укрепление национальной валюты).
В то же время обратной стороной приостановки "бюджетных правил" и временного использования рентных сверхдоходов в период благоприятной ценовой конъюнктуры стало повышение чувствительности курса к динамике природной ренты. В среднесрочной перспективе это создает угрозу для устойчивости макроэкономических условий и финансовой стабильности.
В этой связи в дальнейшем, в целях обеспечения стабильных и предсказуемых финансовых и экономических условий и купирования симптомов "голландской болезни", планируется вернуться к институту "бюджетных правил".
ВСТРОЕННЫЕ КОНТРЦИКЛИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
В целях эффективной митигации негативных последствий краткосрочных шоков деловой активности инструментарий бюджетной политики в России содержит ряд дополнительных встроенных контрциклических механизмов.
Только в случае неожиданных шоков чрезвычайного масштаба (супершоки с потерями выпуска/ВВП > 5%) размеров встроенных механизмов контрциклического ответа может быть недостаточно для минимизации риска перманентных потерь потенциала развития.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей