См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Оказываемое на Россию беспрецедентное в мировом масштабе санкционное давление выступает определенным катализатором для улучшения инструментов, позволяющих сохранять финансовую и экономическую устойчивость, а также для решения структурных проблем и трансформации экономики. В этих условиях ключевой остается задача достижения национальных целей развития страны.

На ее решение направлены структурные изменения бюджетной политики - как в налоговой системе, так и в части переориентации и повышения результативности расходов.

Несмотря на внешние вызовы, достижение национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной политики, на решение которой в том числе направлено изменение структуры и повышение результативности расходов.

При этом одними из ключевых инструментов достижения национальных целей являются национальные проекты, меры по реализации Послания Президента и новые инициативы социально-экономического развития Правительства.

В целях обеспечения стратегической приоритизации расходов федерального бюджета на 2023 - 2025 гг. при формировании их структуры предусмотрен значительный рост финансирования мероприятий нацпроектов и мер по реализации Посланий Президента.

Таблица 3.2.1. Финансовое обеспечение приоритетных расходов

млрд рублей

Наименование

2020

2021

2022 <**>

2023

2024

2025

ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

310,5

1 506,4

2 052,4

2 159,0

2 363,8

2 295,6

ЕДВ семьям с детьми 3 - 7 лет

(по нуждаемости)

213,7

309,0

309,1

159,6

-

-

ЕДВ беременным

(0,5 ПМ по нуждаемости) <*>

-

10,4

21,5

2,3

-

-

ЕДВ одиноким родителям с детьми 8 - 17 лет

(0,5 ПМ по нуждаемости) <*>

-

50,1

76,4

2,2

-

-

ЕДВ семьям с детьми 8 - 17 лет

(по нуждаемости) <*>

-

-

363,0

419,4

-

-

универсальное пособие малообеспеченным семьям с детьми до 16 лет (включительно) и беременным женщинам

-

-

-

520,8

1 184,7

1 285,3

выплата материнского капитала

38,9

108,9

128,1

165,2

203,3

237,2

горячее питание детей в начальной школе

21,9

54,3

63,7

67,0

67,0

67,0

распространение социального контракта

-

21,7

22,2

22,2

22,2

22,2

единовременная выплата на школьников (10 т. р. без нуждаемости)

-

209,6

-

-

-

-

модернизация первичного звена здравоохранения

-

77,9

100,0

90,0

90,0

133,3

программы лечения и реабилитации

-

-

20,0

19,8

19,8

20,2

борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями

-

197,4

215,3

171,2

175,1

150,2

борьба с гепатитом C

-

31,8

33,3

33,5

33,5

33,5

строительство 1300 новых школ до 2024 г.

-

61,1

114,4

107,3

117,2

0,0

дополнительные места в школах

-

21,4

56,9

73,8

90,1

0,0

капитальный ремонт школ

-

-

66,9

66,9

66,9

66,9

выплаты за классное руководство

24,7

73,3

75,3

76,4

78,8

78,8

гранты 100 региональным ВУЗам

-

15,6

34,2

35,0

34,8

0,0

автодорога Москва - Казань - Екатеринбург <**>

-

194,0

232,1

14,0

60,5

105,4

Прочие

11,3

70,0

120,1

112,5

119,9

95,6

--------------------------------

<*> Планируется введение с 1 января 2023 г. универсального ежемесячного пособия малообеспеченным семьям с детьми до 17 лет и беременным женщинам.

<**> Объемы бюджетных ассигнований на 2023 - 2025 годы определены исходя из проектировок по проекту Москва - Казань и показателей СБР (ФАИП) по проекту Казань - Екатеринбург.

<***> Объемы финансирования мероприятий могут быть уточнены в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2023 - 2025 годы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

На реализацию Нацпроектов по 14 ключевым направлениям предусмотрено ежегодно почти 3 трлн рублей в 2023 и 2024 годах.

Таблица 3.2.2. Финансовое обеспечение нацпроектов

млрд рублей

Наименование

2020

2021

2022 <*>

2023

2024

НАЦПРОЕКТЫ

2 149,1

2 549,0

3 180,1

2 869,0

2 969,7

Демография

689,6

631,2

802,8

918,1

885,7

Здравоохранение

295,7

243,4

372,2

309,9

309,1

Образование

115,0

131,5

196,1

228,8

243,0

Жилье и городская среда

168,7

263,0

185,9

178,5

175,7

Экология

63,1

78,1

128,8

119,5

88,4

Безопасные качественные дороги

155,7

364,2

392,7

397,5

541,2

КПМИ

382,6

373,3

414,9

129,4

111,5

Производительность труда

4,1

4,8

5,5

5,1

6,0

Наука и университеты

40,3

80,1

125,3

144,8

154,7

Цифровая экономика

86,3

131,1

200,9

129,3

126,9

Культура

15,8

23,5

48,1

54,1

47,2

МСП и предпринимательство

61,7

62,7

84,9

79,5

74,7

Международная кооперация и экспорт

70,4

124,0

153,9

126,4

157,9

Туризм и индустрия гостеприимства

-

38,3

68,1

48,2

47,7

--------------------------------

<*> Сводная бюджетная роспись по состоянию на 01.09.2022.

Важным инструментом достижения национальных целей развития также будут являться инициативы социально-экономического развития Российской Федерации. Инициативы социально-экономического развития дополняют ранее реализуемые механизмы достижения национальных целей, в целях интенсификации развития социальной сферы и повышения устойчивости российской экономики к внешним вызовам. Инициативы распределены по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. Объемы бюджетных ассигнований на 2023 - 2025 гг. на реализацию каждого направления будут распределены, в том числе с учетом параметров, утвержденных в паспортах соответствующих проектов. Общий планируемый объем бюджетных ассигнований на их реализацию в 2022 - 2025 гг. составляет более 1,0 трлн рублей (в 2022 г. - 236 млрд рублей, в 2023 г. - 279,1 млрд рублей, в 2024 г. - 322,7 млрд рублей, в 2025 г. - 260,6 млрд рублей).

Значительные ресурсы будут предусмотрены на восстановление дружественных территорий и укрепление национальной обороны.

Далее представлены основные меры бюджетной и налоговой политики, направленные на достижение национальных целей развития.