См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

1.4. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Приоритетом межбюджетного регулирования остается обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов, запуск новых, более эффективных, механизмов поддержки, направленных на сохранение экономического потенциала. Обеспечены:

- индексация с 2022 года ежегодно на прогнозируемый уровень инфляции общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности;

сумма соответствующих дотаций на 2022 год увеличена на 6% до 758,6 млрд рублей)

- запуск с 2021 года механизма частичной компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов при применении инвестиционного налогового вычета;

в 2021 году бюджетам 19 субъектов предоставлены соответствующие дотации на 855,3 млн рублей

- реализация стратегической инициативы "Инфраструктурное меню", позволяющая направить в регионы преимущественно возвратные средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых задач;

В 2021 году бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты предоставлены в размере 3,9 млрд рублей. Обеспечена возможность направления в 2021 - 2024 гг. высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов средств (673 млрд рублей) на реализацию новых инвестиционных проектов.

- предоставление в 2021 году бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Заключены соглашения с 30 регионами на 334,8 млрд рублей с погашением в 2029 г.

Внесены изменения в бюджетное законодательство, направленные на обеспечение возможности регионов принимать гибкие и оперативные решения по поддержке экономики, предоставление большей самостоятельности в управлении бюджетными ресурсами, донастройку бюджетного процесса на реализацию антикризисных мер. В том числе обеспечены следующие возможности и меры:

- превышение по итогам исполнения установленного законом (решением) региона о бюджете (муниципальным правовым актом о местном бюджете) размера дефицита для реализации мероприятий:

-- по профилактике и устранению последствий коронавирусной инфекции;

-- по минимизации влияния геополитической и экономической ситуации.

- превышение по итогам исполнения бюджета верхнего предела государственного (муниципального) долга на сумму мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;

- приведение дополнительных оснований для корректировки сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете (с превышением общего объема расходов) в случаях перераспределения бюджетных ассигнований:

-- на мероприятия по предотвращению влияния и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции; получения дотаций из других бюджетов (до 1 января 2022 года);

-- на мероприятия, связанные с предотвращением влияния геополитической и экономической ситуации (до 1 января 2023 г.);

-- в случае перераспределения между видами источников финансирования дефицита регионального (местного) бюджета (до 1 января 2023 г.).

- приостановка положения БК РФ, связанного с оценкой долговой устойчивости в сфере заимствований и управления долгом;

- установление права предоставления "горизонтальных" бюджетных кредитов на срок до 3 лет (между регионами и муниципалитетами одного субъекта);

- предоставлены полномочия вводить меры налоговой поддержки - продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов, торгового сбора и налогов в рамках специальных налоговых режимов;

- расширены направления использования средств от реструктуризации бюджетных кредитов.

на мероприятия по предотвращению влияния геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации, а также в связи с удорожанием стоимости строительства - на финансирование региональных проектов

В результате собственная доходная база регионов не только полностью восстановилась после провала в 2020 году, но и превысила плановые допандемийные уровни тренда. По итогам исполнения в 2021 г. профицит консолидированных бюджетов субъектов составил рекордные 0,7 трлн рублей.

Положительная динамика поступления налогов, формирующих доходную базу региональных бюджетов, наблюдается также в первой половине текущего года. По итогам первого полугодия прирост налога на прибыль составил более 46% г/г, НДФЛ - более 13% г/г, поступления собственных доходов выросли на 27% г/г. По итогам 2022 года ожидается профицитное исполнение консолидированных бюджетов субъектов. Госдолг также сохраняется на безопасном уровне (22% от налоговых и неналоговых доходов).

Таким образом, создан определенный задел для сохранения финансовой устойчивости региональных финансов, оказания поддержки региональной экономики, участия в достижении национальных целей развития - даже в условиях санкционных шоков.

00000007.png

Для поддержания финансовой стабильности в условиях внешнего санкционного давления в 2022 году предусмотрены дополнительные финансовые меры поддержки:

- Предоставление бюджетных кредитов сроком до 2028 года в сумме до 420 млрд рублей для погашения долговых обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам. Бюджетные кредиты также могут быть использованы для возмещения фактически направленных на вышеуказанные цели средств бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований). В настоящее время заключены соглашения с 65 регионами на 341,3 млрд рублей с погашением в 2028 году;

- Установление права Правительства РФ освободить субъекты РФ от погашения в 2022 году ранее реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, а также провести реструктуризацию обязательств, бюджетных кредитов, срок погашения которых наступает в 2022 году, для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов РФ;

- Введение особых условий предоставления регионам казначейских кредитов:

-- лимит кредита увеличен до 10% от утвержденных законом о бюджете субъекта РФ на 2022 год доходов (в номинальном выражении с 360 до 1 143 млрд рублей);

-- предельный срок возврата кредита перенесен с 15 декабря на 30 декабря текущего финансового года.