Приоритетом межбюджетного регулирования остается обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов, запуск новых, более эффективных, механизмов поддержки, направленных на сохранение экономического потенциала. Обеспечены:
- индексация с 2022 года ежегодно на прогнозируемый уровень инфляции общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности;
сумма соответствующих дотаций на 2022 год увеличена на 6% до 758,6 млрд рублей)
- запуск с 2021 года механизма частичной компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов при применении инвестиционного налогового вычета;
в 2021 году бюджетам 19 субъектов предоставлены соответствующие дотации на 855,3 млн рублей
- реализация стратегической инициативы "Инфраструктурное меню", позволяющая направить в регионы преимущественно возвратные средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых задач;
В 2021 году бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты предоставлены в размере 3,9 млрд рублей. Обеспечена возможность направления в 2021 - 2024 гг. высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов средств (673 млрд рублей) на реализацию новых инвестиционных проектов.
- предоставление в 2021 году бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Заключены соглашения с 30 регионами на 334,8 млрд рублей с погашением в 2029 г.
Внесены изменения в бюджетное законодательство, направленные на обеспечение возможности регионов принимать гибкие и оперативные решения по поддержке экономики, предоставление большей самостоятельности в управлении бюджетными ресурсами, донастройку бюджетного процесса на реализацию антикризисных мер. В том числе обеспечены следующие возможности и меры:
- превышение по итогам исполнения установленного законом (решением) региона о бюджете (муниципальным правовым актом о местном бюджете) размера дефицита для реализации мероприятий:
-- по профилактике и устранению последствий коронавирусной инфекции;
-- по минимизации влияния геополитической и экономической ситуации.
- превышение по итогам исполнения бюджета верхнего предела государственного (муниципального) долга на сумму мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;
- приведение дополнительных оснований для корректировки сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете (с превышением общего объема расходов) в случаях перераспределения бюджетных ассигнований:
-- на мероприятия по предотвращению влияния и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции; получения дотаций из других бюджетов (до 1 января 2022 года);
-- на мероприятия, связанные с предотвращением влияния геополитической и экономической ситуации (до 1 января 2023 г.);
-- в случае перераспределения между видами источников финансирования дефицита регионального (местного) бюджета (до 1 января 2023 г.).
- приостановка положения БК РФ, связанного с оценкой долговой устойчивости в сфере заимствований и управления долгом;
- установление права предоставления "горизонтальных" бюджетных кредитов на срок до 3 лет (между регионами и муниципалитетами одного субъекта);
- предоставлены полномочия вводить меры налоговой поддержки - продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов, торгового сбора и налогов в рамках специальных налоговых режимов;
- расширены направления использования средств от реструктуризации бюджетных кредитов.
на мероприятия по предотвращению влияния геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации, а также в связи с удорожанием стоимости строительства - на финансирование региональных проектов
В результате собственная доходная база регионов не только полностью восстановилась после провала в 2020 году, но и превысила плановые допандемийные уровни тренда. По итогам исполнения в 2021 г. профицит консолидированных бюджетов субъектов составил рекордные 0,7 трлн рублей.
Положительная динамика поступления налогов, формирующих доходную базу региональных бюджетов, наблюдается также в первой половине текущего года. По итогам первого полугодия прирост налога на прибыль составил более 46% г/г, НДФЛ - более 13% г/г, поступления собственных доходов выросли на 27% г/г. По итогам 2022 года ожидается профицитное исполнение консолидированных бюджетов субъектов. Госдолг также сохраняется на безопасном уровне (22% от налоговых и неналоговых доходов).
Таким образом, создан определенный задел для сохранения финансовой устойчивости региональных финансов, оказания поддержки региональной экономики, участия в достижении национальных целей развития - даже в условиях санкционных шоков.
Для поддержания финансовой стабильности в условиях внешнего санкционного давления в 2022 году предусмотрены дополнительные финансовые меры поддержки:
- Предоставление бюджетных кредитов сроком до 2028 года в сумме до 420 млрд рублей для погашения долговых обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам. Бюджетные кредиты также могут быть использованы для возмещения фактически направленных на вышеуказанные цели средств бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований). В настоящее время заключены соглашения с 65 регионами на 341,3 млрд рублей с погашением в 2028 году;
- Установление права Правительства РФ освободить субъекты РФ от погашения в 2022 году ранее реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, а также провести реструктуризацию обязательств, бюджетных кредитов, срок погашения которых наступает в 2022 году, для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов РФ;
- Введение особых условий предоставления регионам казначейских кредитов:
-- лимит кредита увеличен до 10% от утвержденных законом о бюджете субъекта РФ на 2022 год доходов (в номинальном выражении с 360 до 1 143 млрд рублей);
-- предельный срок возврата кредита перенесен с 15 декабря на 30 декабря текущего финансового года.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей